СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье детей и основные тенденции

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье детей и основные тенденции

Просмотр содержимого документа
«Здоровье детей и основные тенденции»

Здоровье детей и основные тенденции его изменения


«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

По мнению ученого – медика П.В. Бунзена, это такое психологическое состояние человека, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и такими функциональными резервами организма человека, которые вполне достаточны для его эффективности биологической и социальной адаптации и сохранение им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания.

В оценке здоровья выделяются два признака:

- социальный, как мера трудоспособности, социальной активности преобразующего деятельное отношение человека к миру;

- личностный, как здоровье сберегающая стратегия индивидуальной жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами жизни.

Кроме того, выделяются и такие признаки индивидуального здоровья, как:

- оптимальная реакция организма на условие жизнедеятельности на всех уровнях его организации;

- динамическое развитие организма в целом, его отдельных функциональных, адаптивных систем с внешней средой;

- способность организма приспосабливаться, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования, поддерживать постоянство своей внутренней среды (гомеостаз), обеспечивать нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;

- отсутствие болезней, болезненных состояний либо болезненных изменений в организме, то есть оптимальное функционирование организма без признаков заболеваний или каких-либо функциональных нарушений;

- полное нравственное, физическое, психологическое и социальное благополучие человека.

Один из важнейших показателей здоровья – это уровень функционального развития ведущих адаптированных систем организма человека. По мнению одного из крупнейших гигиенистов России А.Г.Сухорева, индивидуальное здоровье – сложный, многомерный, динамический процесс постоянного, активного, целеустремленного приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье, как отдельного человека, так и большой группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функциональным адаптивным изменениям, связанным с необходимостью приспосабливаться к социально-биологическим условиям, изменениям функционального состояния ведущих адаптивных систем организма, формируется устойчивость организма человека к действию не благоприятных факторов. Одна из важнейших задач физической культуры состоит именно в том, чтобы помочь конкретному человеку выработать высокую устойчивость комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды. Важнейшие элементы здоровья – высокий функциональный уровень ведущих адаптивных систем организма к социальной дееспособности. Наиболее информативных критерий обратимых ранних изменений в состояние индивидуального здоровья – функциональное состояние ведущих адаптивных систем организма и характер их возрастного развития.

Существует несколько определений понятия «функционального состояния». Под функциональным состоянием понимается состояние человека в целом с точки зрения эффективности его деятельности и задействованных в ней систем.

Признаками нарушения функционального состояния организма служит: ухудшения самочувствия; снижение работоспособности; физической активности, качества сна (появление бессонницы), аппетита; повышенная раздражительность; эмоциональная неустойчивость; увеличение массы тела более чем на 10 килограмм от должной; повышенная ЧСС в покое – более 80 уд/мин, при переходе из положения, лежа, в положении стоя – более 100 уд/мин, метеочувствительность, появление отдышки при легкой физической нагрузке, увеличенная потливость, частые головные боли, чувство усталости после сна. Комплексное воздействие социальных, биологических, экологических факторов при определенных условиях может приводить как к улучшению здоровья человека, так и к ухудшению, особенно у детей и подростков [7, с. 72].

Именно анатомо-физиологические особенности этого возраста во многом определяют высокую чувствительность интенсивно растущего организма к комплексу неблагоприятных факторов окружающей среды. В связи с этим необходимы средства и методы оптимизации морфологического и функционального развития детей подростков, а также индивидуальной коррекции различных нарушений функционального состояния.

Здоровье школьников относится к приобретенным направлениям в сфере образования.

По данным Минздрава России лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют, различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся это: дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем. Из миллиона, относительно здоровых детей, приходящих в 1-й класс, уже через девять месяцев у каждого 4-го выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно – сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми [5, с. 50].

За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в 5 раз увеличилось нарушения зрения и в 3 раза – патология органов пищеварения, в 5 раз нарушение осанки, в 4 раза нервно – психические расстройства.

У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25-30% - в сердечно – сосудистой и дыхательной системах; около 70% - дети, страдающие гипокинезией. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы с каждым годом уменьшается и составляет около 10%. Во многом это связанно с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60% призывников не достигают необходимого уровня физической подготовки. В первый год обучения часто появляются функциональные отклонения в состоянии здоровья учащихся. Растет число детей 2-й группы здоровья (с 18,1% до 48,2%). При увеличении школьной нагрузки, переходя к новым условиям обучения, во 2-ом классе повышается уровень заболеваемости (число дней, пропущенных по болезни, на одного ребенка возрастает с 3,05 в 1-ом классе до 7,06 во 2-ом) [5, с. 71].

По мере привыкания к школьной жизни в 4-ом классе здоровье несколько улучшается, (уровень заболеваемости стабилизируется на уровне 3,67 дня на одного ребенка). При переходе к предметному обучению в 10-11 лет вновь учащается отклонение здоровья. Неадекватные эмоционально–стрессовые реакции, препубертатная перестройка организма приводит к срыву функциональных механизмов адаптации у 81,5% учащихся. Растет уровень заболеваемости (до 6,26 дня, пропущенных по болезни на 1-го). В структуре заболеваний преобладает хроническая и рецидивирующая патология.

В структуре здоровья детей и подростков одно из первых мест занимают функциональные отклонения, таких детей относят ко второй группе здоровья в соответствии с классификацией Института гигиены. В структуре функциональных отклонений на первом месте идут нарушения сердечно – сосудистой системы, в том числе и нейроциркуляторная дистония, функциональные отклонения костно-мышечной системы, расстройства нервной системы и нарушения зрения [5, с. 53].

С 1990 по 2014 г. на 2,5-4 килограмма снизился среднепопуляционный показатель массы тела подростков 15 лет, на 10-12% возросло число подростков с дефицитом массы тела астеническим телосложением, на 0,5-1,5 см. уменьшилась длина тела на 4,5-8,8 см. – окружность грудной клетки. Если в 1990 г. выраженный дефицит массы тела был отмечен у 12,4% юношей и 13,5% девушек этого возраста, то к концу 2014 г. у юношей 18,8%, а у девушек 19,7% соответственно. На 2,7-4,9 кг. снизились и силовые возможности подростков (по показателям кистевой динамометрии) [5, с. 82].

Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социальных, биологических последствий, в частности снижения уровня здоровья и повышения заболеваемости. Возросло число подростков часто болеющих простудными заболеваниями более 4-6 раз в год. У них отмечен низкий уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха, сквозняки и др.). За последнее десятилетие число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронических больных школьников возросло до 60% от общего числа учащихся образовательных школ [6, с. 107].

Таблица 1 - Уровень и структура заболеваемости (по обращаемости) Подростков 14-15 лет (по А.А. Баранову)

Классы болезней

Число заболеваемости

Структура заболеваний

Инфекции и паразитические заболевания

18,1

10,2

Болезни нервной системы

20,0

11,4

Болезни органов кровообращения

9,6

5,4

Болезни органов дыхания

30,5

17,3

Болезни органов пищеварения

30,5

17,3

Заболевания мочеполовых органов

14,4

8,1

Болезни кожи и подкожной клетчатки

26,6

15,1

Болезни костно-мышечной системы

14,4

8,1

Врожденные аномалии и пороки развития

6,7

3,8


Как видно из таблицы, первое место в структуре заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, пищеварения, кожа и подкожной клетчатки.

Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений. Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у этих школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращается. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую ризистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания.

Таблица 2 - Распространенность функциональных отклонений среди детей и подростков, обучающихся в массовых школах и школах нового вида на 1000 обследованных (по А.Г. Сухореву)

Функциональное отклонение

Массовые школы

Школы нового вида

Эндокринной системы, расстройства питания

89,2

632,8

Нервной системы

204,1

248,6

Глаза и его придаточного аппарата

258,1

231,6

Рта, носоглотки, уха и сосцевидного отростка

133,8

90,4

Системы кровообращения

416,2

581,9

Органов пищеварения

132,4

152,8

Костно-мышечной системы и соединений ткани

193,2

536,7


Причины высокого уровня функциональных нарушений физиологических функций и систем организма у школьников следует искать, прежде всего, в возрастно-половых особенностях реактивности растущего организма, в образе жизни, степени двигательной активности, режиме учебных занятий, степени учебной нагрузки, пределах и объеме информации воспринимаемой школьниками.


Библиографический список


  1. Апанасенко Г.В. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 2012 г. – с.45;

  2. Аухадеев Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах. – М.: Высшая школа, 2011 г. – с.37-38;

  3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в СНГ. – М.: Высшая школа, 2013 г. – с.31, 33;

  4. Басов А.В. Образ жизни и наше здоровье. – Ярославль, 2012 г. – с.37;

  5. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Академа, 2013 г. – с.12, 14;

  6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М., 2012 г. – с.52;

  7. Головин В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 2012 г. – с.391;

  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 2012 г. – с.200;

  9. Дубровский В.И. Лечебная физкультура. – М., 2011 г. – с.400;

  10. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. – М.: Физическая культура и спорт, 2012 г. – с.34, 37;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!