Здоровье детей и основные тенденции его изменения
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
По мнению ученого – медика П.В. Бунзена, это такое психологическое состояние человека, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и такими функциональными резервами организма человека, которые вполне достаточны для его эффективности биологической и социальной адаптации и сохранение им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания.
В оценке здоровья выделяются два признака:
- социальный, как мера трудоспособности, социальной активности преобразующего деятельное отношение человека к миру;
- личностный, как здоровье сберегающая стратегия индивидуальной жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами жизни.
Кроме того, выделяются и такие признаки индивидуального здоровья, как:
- оптимальная реакция организма на условие жизнедеятельности на всех уровнях его организации;
- динамическое развитие организма в целом, его отдельных функциональных, адаптивных систем с внешней средой;
- способность организма приспосабливаться, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования, поддерживать постоянство своей внутренней среды (гомеостаз), обеспечивать нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;
- отсутствие болезней, болезненных состояний либо болезненных изменений в организме, то есть оптимальное функционирование организма без признаков заболеваний или каких-либо функциональных нарушений;
- полное нравственное, физическое, психологическое и социальное благополучие человека.
Один из важнейших показателей здоровья – это уровень функционального развития ведущих адаптированных систем организма человека. По мнению одного из крупнейших гигиенистов России А.Г.Сухорева, индивидуальное здоровье – сложный, многомерный, динамический процесс постоянного, активного, целеустремленного приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды.
Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье, как отдельного человека, так и большой группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функциональным адаптивным изменениям, связанным с необходимостью приспосабливаться к социально-биологическим условиям, изменениям функционального состояния ведущих адаптивных систем организма, формируется устойчивость организма человека к действию не благоприятных факторов. Одна из важнейших задач физической культуры состоит именно в том, чтобы помочь конкретному человеку выработать высокую устойчивость комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды. Важнейшие элементы здоровья – высокий функциональный уровень ведущих адаптивных систем организма к социальной дееспособности. Наиболее информативных критерий обратимых ранних изменений в состояние индивидуального здоровья – функциональное состояние ведущих адаптивных систем организма и характер их возрастного развития.
Существует несколько определений понятия «функционального состояния». Под функциональным состоянием понимается состояние человека в целом с точки зрения эффективности его деятельности и задействованных в ней систем.
Признаками нарушения функционального состояния организма служит: ухудшения самочувствия; снижение работоспособности; физической активности, качества сна (появление бессонницы), аппетита; повышенная раздражительность; эмоциональная неустойчивость; увеличение массы тела более чем на 10 килограмм от должной; повышенная ЧСС в покое – более 80 уд/мин, при переходе из положения, лежа, в положении стоя – более 100 уд/мин, метеочувствительность, появление отдышки при легкой физической нагрузке, увеличенная потливость, частые головные боли, чувство усталости после сна. Комплексное воздействие социальных, биологических, экологических факторов при определенных условиях может приводить как к улучшению здоровья человека, так и к ухудшению, особенно у детей и подростков [7, с. 72].
Именно анатомо-физиологические особенности этого возраста во многом определяют высокую чувствительность интенсивно растущего организма к комплексу неблагоприятных факторов окружающей среды. В связи с этим необходимы средства и методы оптимизации морфологического и функционального развития детей подростков, а также индивидуальной коррекции различных нарушений функционального состояния.
Здоровье школьников относится к приобретенным направлениям в сфере образования.
По данным Минздрава России лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют, различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся это: дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем. Из миллиона, относительно здоровых детей, приходящих в 1-й класс, уже через девять месяцев у каждого 4-го выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно – сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми [5, с. 50].
За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в 5 раз увеличилось нарушения зрения и в 3 раза – патология органов пищеварения, в 5 раз нарушение осанки, в 4 раза нервно – психические расстройства.
У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25-30% - в сердечно – сосудистой и дыхательной системах; около 70% - дети, страдающие гипокинезией. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы с каждым годом уменьшается и составляет около 10%. Во многом это связанно с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60% призывников не достигают необходимого уровня физической подготовки. В первый год обучения часто появляются функциональные отклонения в состоянии здоровья учащихся. Растет число детей 2-й группы здоровья (с 18,1% до 48,2%). При увеличении школьной нагрузки, переходя к новым условиям обучения, во 2-ом классе повышается уровень заболеваемости (число дней, пропущенных по болезни, на одного ребенка возрастает с 3,05 в 1-ом классе до 7,06 во 2-ом) [5, с. 71].
По мере привыкания к школьной жизни в 4-ом классе здоровье несколько улучшается, (уровень заболеваемости стабилизируется на уровне 3,67 дня на одного ребенка). При переходе к предметному обучению в 10-11 лет вновь учащается отклонение здоровья. Неадекватные эмоционально–стрессовые реакции, препубертатная перестройка организма приводит к срыву функциональных механизмов адаптации у 81,5% учащихся. Растет уровень заболеваемости (до 6,26 дня, пропущенных по болезни на 1-го). В структуре заболеваний преобладает хроническая и рецидивирующая патология.
В структуре здоровья детей и подростков одно из первых мест занимают функциональные отклонения, таких детей относят ко второй группе здоровья в соответствии с классификацией Института гигиены. В структуре функциональных отклонений на первом месте идут нарушения сердечно – сосудистой системы, в том числе и нейроциркуляторная дистония, функциональные отклонения костно-мышечной системы, расстройства нервной системы и нарушения зрения [5, с. 53].
С 1990 по 2014 г. на 2,5-4 килограмма снизился среднепопуляционный показатель массы тела подростков 15 лет, на 10-12% возросло число подростков с дефицитом массы тела астеническим телосложением, на 0,5-1,5 см. уменьшилась длина тела на 4,5-8,8 см. – окружность грудной клетки. Если в 1990 г. выраженный дефицит массы тела был отмечен у 12,4% юношей и 13,5% девушек этого возраста, то к концу 2014 г. у юношей 18,8%, а у девушек 19,7% соответственно. На 2,7-4,9 кг. снизились и силовые возможности подростков (по показателям кистевой динамометрии) [5, с. 82].
Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социальных, биологических последствий, в частности снижения уровня здоровья и повышения заболеваемости. Возросло число подростков часто болеющих простудными заболеваниями более 4-6 раз в год. У них отмечен низкий уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха, сквозняки и др.). За последнее десятилетие число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронических больных школьников возросло до 60% от общего числа учащихся образовательных школ [6, с. 107].
Таблица 1 - Уровень и структура заболеваемости (по обращаемости) Подростков 14-15 лет (по А.А. Баранову)
Классы болезней | Число заболеваемости | Структура заболеваний |
Инфекции и паразитические заболевания | 18,1 | 10,2 |
Болезни нервной системы | 20,0 | 11,4 |
Болезни органов кровообращения | 9,6 | 5,4 |
Болезни органов дыхания | 30,5 | 17,3 |
Болезни органов пищеварения | 30,5 | 17,3 |
Заболевания мочеполовых органов | 14,4 | 8,1 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки | 26,6 | 15,1 |
Болезни костно-мышечной системы | 14,4 | 8,1 |
Врожденные аномалии и пороки развития | 6,7 | 3,8 |
Как видно из таблицы, первое место в структуре заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, пищеварения, кожа и подкожной клетчатки.
Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений. Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у этих школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращается. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую ризистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания.
Таблица 2 - Распространенность функциональных отклонений среди детей и подростков, обучающихся в массовых школах и школах нового вида на 1000 обследованных (по А.Г. Сухореву)
Функциональное отклонение | Массовые школы | Школы нового вида |
Эндокринной системы, расстройства питания | 89,2 | 632,8 |
Нервной системы | 204,1 | 248,6 |
Глаза и его придаточного аппарата | 258,1 | 231,6 |
Рта, носоглотки, уха и сосцевидного отростка | 133,8 | 90,4 |
Системы кровообращения | 416,2 | 581,9 |
Органов пищеварения | 132,4 | 152,8 |
Костно-мышечной системы и соединений ткани | 193,2 | 536,7 |
Причины высокого уровня функциональных нарушений физиологических функций и систем организма у школьников следует искать, прежде всего, в возрастно-половых особенностях реактивности растущего организма, в образе жизни, степени двигательной активности, режиме учебных занятий, степени учебной нагрузки, пределах и объеме информации воспринимаемой школьниками.
Библиографический список
Апанасенко Г.В. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 2012 г. – с.45;
Аухадеев Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах. – М.: Высшая школа, 2011 г. – с.37-38;
Булич Э.Г. Физическое воспитание в СНГ. – М.: Высшая школа, 2013 г. – с.31, 33;
Басов А.В. Образ жизни и наше здоровье. – Ярославль, 2012 г. – с.37;
Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Академа, 2013 г. – с.12, 14;
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М., 2012 г. – с.52;
Головин В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 2012 г. – с.391;
Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 2012 г. – с.200;
Дубровский В.И. Лечебная физкультура. – М., 2011 г. – с.400;
Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. – М.: Физическая культура и спорт, 2012 г. – с.34, 37;