СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе"

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе (презентация)»

«Здоровьесберегающие  технологии  в учебно-воспитательном  процессе»  Фисенко О.В.  учитель начальных классов  МОУ СОШ №15  с. Преображенского

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»

Фисенко О.В.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №15

с. Преображенского

...чтобы быть здоровым,  нужны собственные усилия,  постоянные и значительные.  Заменить их нельзя ничем.  Академик Н.М. Амосов

...чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.

Академик Н.М. Амосов

Актуальность:  Состояние здоровья детей, подростков в последние годы вызывает обоснованную тревогу. Отмечается резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного компонентов здоровья школьников.  Результаты мед. осмотра учащихся начальной школы свидетельствуют о том, что 60% учащихся имеют различные отклонения в здоровье. У большинства школьников нарушена психика, сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт. Следует отметить, что значительно увеличилось число детей с нарушением зрения, а также число детей страдающих сколиозом.

Актуальность:

  • Состояние здоровья детей, подростков в последние годы вызывает обоснованную тревогу. Отмечается резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного компонентов здоровья школьников.
  • Результаты мед. осмотра учащихся начальной школы свидетельствуют о том, что 60% учащихся имеют различные отклонения в здоровье. У большинства школьников нарушена психика, сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт. Следует отметить, что значительно увеличилось число детей с нарушением зрения, а также число детей страдающих сколиозом.
Задачи:  определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у младших школьников;  реализовать традиционные, нетрадиционные и новейшие методические подходы для целенаправленного оздоровления, коррекции и формирования здоровья детей средствами физической культуры.  формирование у учащихся и их родителей осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни.  Основы здоровья закладываются в детстве.

Задачи:

  • определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у младших школьников;
  • реализовать традиционные, нетрадиционные и новейшие методические подходы для целенаправленного оздоровления, коррекции и формирования здоровья детей средствами физической культуры.
  • формирование у учащихся и их родителей осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни.
  • Основы здоровья закладываются в детстве.
Здоровье ученика  в норме, если:    в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;  в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;  в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;    в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;    в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
 Факторы, влияющие  на здоровье школьника  Факторы Эндогенные Внешкольные экологические половые возрастные экономические наследственные Социальные: -семейные -социобытовые -медицинские Внутришкольные Педагогические: Организация  учебного процесса. 2. Учебная нагрузка. 3. Средства и методы  обучения и воспитания. 4. Качество учебного  материала. 5. Педагогическая методика. 6.Организация физ. воспитания. Физиолого-гигиенические: 1. Режим дня. 2.Качество оборудования. 3. Организация двигательной активности. 4. Оздоровительные  мероприятия . Социо-психологические: 1. Мотивация учащихся. 2. Взаимоотношения учитель-ученик. 3. Взаимоотношения ученик-класс. 4. Взаимоотношения учитель-родитель

Факторы, влияющие

на здоровье школьника

Факторы

Эндогенные

Внешкольные

экологические

половые

возрастные

экономические

наследственные

Социальные:

-семейные

-социобытовые

-медицинские

Внутришкольные

Педагогические:

  • Организация

учебного процесса.

2. Учебная нагрузка.

3. Средства и методы

обучения и воспитания.

4. Качество учебного

материала.

5. Педагогическая методика.

6.Организация физ. воспитания.

Физиолого-гигиенические:

1. Режим дня.

2.Качество оборудования.

3. Организация

двигательной активности.

4. Оздоровительные

мероприятия .

Социо-психологические:

1. Мотивация учащихся.

2. Взаимоотношения

учитель-ученик.

3. Взаимоотношения

ученик-класс.

4. Взаимоотношения

учитель-родитель

Организация  учебной деятельности строгая дозировка учебной нагрузки;  построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой.

Организация учебной деятельности

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой.
Физкультминутки  на каждом уроке  Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию определенных мышц тела (наклоны туловища, вращения головой), мышц ног (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп); Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц: круговые движения глазами в одном и другом направлениях, медленный перевод взгляда сначала с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно Положительное влияние оказывают также сильное зажмуривание, быстрое моргание.

Физкультминутки на каждом уроке

  • Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию определенных мышц тела (наклоны туловища, вращения головой),
  • мышц ног (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп);
  • Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц: круговые движения глазами в одном и другом направлениях, медленный перевод взгляда сначала с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно Положительное влияние оказывают также сильное зажмуривание, быстрое моргание.
Динамика  работоспособности Самым малопродуктивным днем является понедельник , а наиболее продуктивными днями – вторник и среда . В четверг у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности.  А вот пятница у младших школьников – день с более высокой работоспособностью, чем четверг.  В субботу работоспособность несколько повышается, что соответствует «конечному порыву», однако это повышение незначительно и прослеживается не всегда.

Динамика работоспособности

  • Самым малопродуктивным днем является понедельник , а наиболее продуктивными днями – вторник и среда .
  • В четверг у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности.
  • А вот пятница у младших школьников – день с более высокой работоспособностью, чем четверг.
  • В субботу работоспособность несколько повышается, что соответствует «конечному порыву», однако это повышение незначительно и прослеживается не всегда.
Шкала трудности предметов для младших школьников  №  Предмет 1 Балл Математика 2 Русский язык 8 3 7 Природоведение 4 Литературное чтение 5 6 5 Рисование и музыка 6 Труд 3 7 2 Физическая культура 1

Шкала трудности предметов для младших школьников

Предмет

1

Балл

Математика

2

Русский язык

8

3

7

Природоведение

4

Литературное чтение

5

6

5

Рисование и музыка

6

Труд

3

7

2

Физическая культура

1

Основные требования к гигиеническим условиям    Освещение помещения  достаточность  равномерность  отсутствие теней на рабочем месте  отсутствие слепимости (блескости)  Состав воздуха  Цветовое оформление помещений Положительные эмоции

Основные требования к гигиеническим условиям

  • Освещение помещения

достаточность

равномерность

отсутствие теней на рабочем месте

отсутствие слепимости (блескости)

  • Состав воздуха
  • Цветовое оформление помещений
  • Положительные эмоции

Освещенность помещения

  • 1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.
  • 2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.
  • 3. Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).
  • 4. Отсутствие слепимости (блескости) – зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и прочее) и арматуры светильников.
  • 5. Отсутствие перегрева помещения – зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп. Весьма простым, но эффективным методом оценки общего уровня освещенности является следующий: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность принято считать достаточной.
Состав воздуха  Проветривание помещений, влажная уборка. Очищение воздуха эфирными маслами:  Гераниевое масло активизирует кору надпочечников, снимает  напряжение, вызванное стрессом;  Апельсиновое используют для борьбы с тревогой и страхом. Комнатные растения очищают, ионизируют воздух, поглощают излучения телевизоров и компьютеров.

Состав воздуха

  • Проветривание помещений, влажная уборка.
  • Очищение воздуха эфирными маслами:

Гераниевое масло активизирует кору надпочечников, снимает

напряжение, вызванное стрессом;

Апельсиновое используют для борьбы с тревогой и страхом.

  • Комнатные растения очищают, ионизируют воздух, поглощают излучения телевизоров и компьютеров.
Цветовое оформление  помещений Цвет может повышать работоспособность, улучшать эмоциональное состояние, снижать утомление и наоборот. Цвет может :  - согреть –красный, оранжевый, желтый;  - охладить –голубой зеленый, синий, фиолетовый;  - вызвать повышенные эмоциональные реакции (красный увеличивает кровяное давление и ритм дыхания);  - успокоить –голубой снижает ритм дыхания, замедляет пульс;  сине-фиолетовый успокаивает, снижает беспокойство;  - вызвать радость, улучшить настроение (очень яркий оранжевый);  - опечалить –темно –синий, фиолетовый.

Цветовое оформление помещений

  • Цвет может повышать работоспособность, улучшать эмоциональное состояние, снижать утомление и наоборот.
  • Цвет может :

- согреть –красный, оранжевый, желтый;

- охладить –голубой зеленый, синий, фиолетовый;

- вызвать повышенные эмоциональные реакции (красный увеличивает кровяное давление и ритм дыхания);

- успокоить –голубой снижает ритм дыхания, замедляет пульс;

сине-фиолетовый успокаивает, снижает беспокойство;

- вызвать радость, улучшить настроение (очень яркий оранжевый);

- опечалить –темно –синий, фиолетовый.

Положительные эмоции Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, то есть здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Поэтому для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни. В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.

Положительные эмоции

  • Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, то есть здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Поэтому для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
  • В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
 Уровень оснащенности  здоровьесберегающим оборудованием Спортивная площадка ( футбольное поле, волейбольная площадка, гимнастический городок, полоса препятствий) Спортивный зал (спорт.инвентарь)

Уровень оснащенности здоровьесберегающим оборудованием

  • Спортивная площадка ( футбольное поле, волейбольная площадка, гимнастический городок, полоса препятствий)
  • Спортивный зал (спорт.инвентарь)
Правильное питание – залог здоровья Мы то – что мы едим!

Правильное питание – залог здоровья

Мы то – что мы едим!

Правильное питание – залог здоровья Мы то – что мы едим!

Правильное питание – залог здоровья

Мы то – что мы едим!

Мероприятия,  направленные на укрепление  здоровья школьника

Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьника

Работа  классного руководителя по направлению «Здоровье» Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса. Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей других предметов. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).

Работа классного руководителя по направлению «Здоровье»

  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
  • Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей других предметов.
  • Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
  • Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
  • Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  • Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
Заключение Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье школьника от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующие воспитанию у детей культуры здоровья. Под культурой здоровья понимают духовные и социальные достижения поколений, направленные  на повышение жизнестойкости, поддержание и укрепление личного и общественного здоровья,  на духовно – нравственное развитие человека,  на реализацию его потенциальных возможностей в интересах общего блага.

Заключение

  • Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье школьника от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующие воспитанию у детей культуры здоровья.
  • Под культурой здоровья понимают духовные и социальные достижения поколений, направленные

на повышение жизнестойкости, поддержание и укрепление личного и общественного здоровья,

на духовно – нравственное развитие человека,

на реализацию его потенциальных возможностей в интересах общего блага.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!