Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Я работаю воспитателем в школе – интернате для детей с ОВЗ. Учитывая все вышесказанное, строю и занятия, и внеклассные мероприятия с учётом индивидуальных особенностей учеников. Активно применяю следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
технологию личностно-ориентированного обучения, которая предполагает развитие личностных качеств учащихся;
технологию дифференцированного обучения, позволяющую осуществлять учёт особенностей;
технологию проблемного обучения, создающую условия для самовыражения учащихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
технологию диалогового обучения, которая даёт возможность превратить занятие в пространство эффективного общения, создает условия для самовыражения учащихся, благоприятного психологического фона;
педагогику сотрудничества, помогающую реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В качестве индивидуального подхода в начальной школе использую игровые технологии, что благотворно влияет на здоровье. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть, та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. Игра формирует личность ребёнка.
Воспитанники моего класса принимают активное участие в спортивных мероприятиях. Эти мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня, прививают навыки здорового образа жизни. Предполагают активное участие самого воспитанника в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Чтобы ребята не уставали в школе, стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:
- соблюдение организационно-педагогических условий проведения внеклассных мероприятий: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей);
- проведение разминок во время занятий, упражнений для зрения, физкультминуток;
- поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);
- соблюдение психологического климата в классе и в школе (взаимоотношения во время проведения внеклассных мероприятий: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова);
- наличие мотивации деятельности воспитанников (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
- соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски);
В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у обучающихся складывается полное, четкое представление о принципах и правилах ведения здорового образа жизни, вырабатывается стремление заниматься физической культурой с целью поддержания физической формы.
Литература:
1. Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе».
2. Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).
3. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).