СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях школы-интерната

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.

Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

     1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

     2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

    3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

   4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Я работаю воспитателем в школе – интернате для детей с ОВЗ. Учитывая все вышесказанное, строю и занятия, и внеклассные мероприятия с учётом индивидуальных особенностей учеников. Активно применяю следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

          технологию личностно-ориентированного обучения, которая предполагает развитие личностных качеств учащихся;

          технологию дифференцированного обучения, позволяющую осуществлять учёт особенностей;

          технологию проблемного обучения, создающую условия для самовыражения учащихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

          технологию диалогового обучения, которая даёт возможность превратить занятие в пространство эффективного общения, создает условия для самовыражения учащихся, благоприятного психологического фона;

          педагогику сотрудничества, помогающую реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В качестве индивидуального подхода в начальной школе использую игровые технологии, что благотворно влияет на здоровье. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть, та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. Игра формирует личность ребёнка.

Воспитанники моего класса принимают активное участие в спортивных мероприятиях. Эти мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня, прививают навыки здорового образа жизни. Предполагают активное участие самого воспитанника в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Чтобы ребята не уставали в школе, стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

- соблюдение организационно-педагогических условий проведения внеклассных мероприятий: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей);

- проведение разминок во время занятий, упражнений для зрения, физкультминуток;

- поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);

- соблюдение психологического климата в классе и в школе (взаимоотношения во время проведения внеклассных мероприятий: комфорт, сотрудниче­ство, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова);

- наличие мотивации деятельности воспитанников (внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

- соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски);

В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у обучающихся складывается полное, четкое представление о принципах и правилах ведения здорового образа жизни, вырабатывается стремление заниматься физической культурой с целью поддержания физической формы.


Литература:

1. Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе».

2. Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).

3. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!