СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультминутки на уроках географии играют важную роль. После 20-ти минут проведения урока рекомендуется проводить физкультминутки.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Цырендылыкова З.П.

Огромное положительное влияние на уроках географии оказывают физкультминутки. Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся.

Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток на уроках географии значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Уроки надо проводить так, чтобы избегать неподвижности учащихся. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки предупреждают утомления учащихся. Проведение в 5-7 классах физкультминутки состоят из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее - весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Например, физкультминутка «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. Такие упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Как бы ни был интересен урок, после 20-25 мин. от начала урока, у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности.

Главные требования к ведению физкультминуток на уроках

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  2. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

  3. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

  4. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  5. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

На основании требований выделяются виды физкультминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз,

гимнастика для слуха, упражнения корректирующие осанку, дыхательная гимнастика.

В настоящее время современный урок не проходит без применения информационных технологий. Учащиеся с удовольствием участвуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыку. При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Игра - один из видов активной деятельности. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающая в игре, способствует раскрепощению творческих резервов, нейтрализует чувство тревоги, создаёт ощущение спокойствия, облегчает межличностное общение. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки– путешествия. В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как групповая дискуссия. Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть:

- Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика России».

Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и электростанции (Кислогубская ПЭС, Паужетская геотермальные ЭС и др.). Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых, геотермальных, приливных электростанций перед традиционными электростанциями с точки зрения здоровья человека? Почему за альтернативными электростанциями стоит большое будущее?

- Урок в 10 классе на тему «Япония».

Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»

1) Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно.

2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3) Доброжелательность друг к другу.

4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

- Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут».

Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта;

Руки вверх – север;

Правая рука в сторону – восток;

Левая рука в сторону под прямым углом – запад.

Использование перечисленных приёмов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряжения учебной деятельности.



Приложение 1

1. Передай мяч.

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: растения и животные изучаемого материка или природной зоны; названия гор и равнин, внутренних и окраинных морей, реки России бассейнов Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов и т.д.

2. Географическая почта.

На карточках написаны названия географических объектов. Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями морей, заливов в соответствующие океаны. Или названия полуостровов, рек, озер к соответствующим материкам, растений и животных - в природные зоны, отрасли производства - к факторам размещения, климатические характеристики - к типам климата, озера - к типам котловин по происхождению, формы рельефа расположить в европейской или азиатской части России.

3. Радуга. На карточках одного цвета написаны названия морей, других цветов - заливы, проливы, полуострова, океаны.

На планшете написаны заголовки: океаны, моря, заливы, полуострова, острова. Учащиеся должны разнести карточки в соответствующую ячейку. Проверить просто - каждая группа объектов должна быть одного цвета, например: океаны - желтый цвет, моря - синий, заливы - красный цвет карточки и т.д.

Так можно проверить знание характеристик климатических поясов на материках или России, географическую номенклатуру природных комплексов.

4. Телеграф. Учащиеся шепотом называют названия растений или животных материка (природной зоны) сзади сидящему ученику. Последний ученик встает и называет свое название. Если это название уже встречалось, встает тот ученик, который его называл. Тогда последний ученик называет новое слово, и так до тех пор, пока не назовет слово еще не прозвучавшее.

Можно называть отрасли специализации экономических районов, моря омывающие Россию, пограничные с Россией страны.

5. Веер. Учащиеся записывают на листочке определения к какому либо слову по заданной теме и складывают в виде веера. Например, природные зоны: 1 ряд - тундра, 2 ряд - тайга, 3 ряд - степь; воды суши – река, озеро, болото; атмосферные явления - дождь, снег, град, почвы.

- Безлесная, заболоченная, холодная, промерзлая, ранимая …(тундра)

- Безбрежная, густая, непроходимая, ценная… (тайга)

- Бескрайняя, черноземная, богатая, цветущая, … (степь)

- Бурная, тихая, широкая, узкая, мелкая …(река)

- Глубокое, красивое, горное, голубое, карстовое…(озеро)

- Теплый, грибной, сильный, моросящий….(дождь)

6. Четвертый лишний. Дается список из 4-х слов, найди лишнее. Что оно обозначает? Можно работать в парах.

1) Сельва, Гумбольт, Веспуччи, Магеллан

2) Анды, Пампа, Аконкагуа, Чимборасо

3) Ориноко, Парана, Амазонка, Льянос

4) Сарма, баргузин, верховик, стланик

5) Исток, устье, межень, водораздел.

6) Специализация, механизация, кооперирование, комбинирование

7) Дежнева, Челюскин, Базар-Дюзю, Рока

8. Маленький – большой. Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз.





  • ЛИТЕРАТУРА.

  • Осмысление мира / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 24–25.

  • Интернет-ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!