"Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь"
Гораций
"Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья"
Шопенгауэр
"Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне"
Торо Г.
"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"
Джон Локк
"Нельзя лечить тело, не леча душу"
Сократ
Великий немецкий поэт и мыслитель Генрих Гейне сказал: "Единственная красота, которую я знаю, это здоровье". Этими словами он подчеркнул эстетическую значимость здоровья. Вот почему мы ставим на один пьедестал понятия здоровье, счастье, красота.
Концепция модернизации российского образования, ФГОС НОО важной задачей перспективного развития школы определили сохранение и поддержание здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья учащихся. Только тогда, когда в учреждении будет создана такая среда возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровой жизни.
Чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении физического благополучия учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПиНам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психическому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применения здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья детей.
Основными критериями, в соответствии с которыми учреждение считается работающим по здоровьесберегающей технологии, являются:
I. Коррекция нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
В расписание занятий необходимо вводить такие предметы, как хореография, ритмика, физкультура на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. Применять упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимнастики, также как упражнения для формирования правильной осанки.
II. Различные формы организации учебно – воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.
Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, который не хотел бы много знать, быть интеллектуальным. Учеба – это труд, причем нелегкий, и при правильной организации он способен проносить радость творческих открытий. Чтобы эти чувства испытывал ребенок, надо выстраивать учебный процесс с опорой на основные побудительные факторы – потребности и мотивы. Принуждение провоцирует агрессивно – репрессивную среду, которая не может пройти бесследно как для педагога, так и для ребенка в плане их физического и нравственного здоровья. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, игры. В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал - нравственным здоровьем. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом принципов изменения работоспособности ребенка. Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помощью метода цветописи Луташкина, основанного на зависимости между состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетворенность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упадок, уныние; белый – равнодушие. Детям предлагается оценить цветом свое настроение. Результаты могут быть предоставлены в виде индивидуальной цветограммы, составляемой самим ребенком в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.
III. Контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм организации , нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности отдыха. Расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом в среду или четверг или с двумя – в среду и пятницу. Расписание оценивается как нерациональное при наибольшей сумме баллов в понедельник и субботу.
При умственной деятельности работоспособность сначала постепенно нарастает, потом устанавливается на определенном уровне, соответствующем высокой работоспособности, а затем развивается утомление. При первых признаках (частые отвлечения, частая смена поз, облокачивание, слабый интерес, отсутствие вопросов) нужно делать физкультпаузы. Например, использовать музыкальную аптечку, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки.Для профилактики утомляемости рекомендуется слушать "Утро" Грига; романс "Вечерний звон"; мотив песни "Русское поле"; "Времена года" Чайковского. Полное расслабление можно получить от романса Шостаковича из кинофильма "Овод", романса Г. Свиридова к повести "Метель". Стимулирует работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум прибоя, звук водопада, шелест листьев. Стабилизируют кровяное давление и сердечную деятельность "Свадебный марш" Мендельсона. Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского. Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.
IV. Система медико–психологического, педагогического мониторинга состояния здоровья детей.
Мониторинг, т. е. динамическое наблюдение за условиями обучения, уровнем учебной и общей нагрузки. Успех мониторинга зависит от того, насколько качественно собрана информация в процессе его проведения. Это зависит от сознательного отношения всех участников, включая детей и их родителей к проводимому мониторингу.
V. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.
Могут быть разработаны индивидуальные Программы здоровья, которые предполагают ответственное и сознательное отношение к своему здоровью, должны иметься паспорта здоровья.
VI. Служба психологической помощи педагогам и учащимися по преодолению стрессов, тревожности, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.
Педагог – человек, оказывающий воздействие на развитие ребенка, он способствует реализации его интеллектуального, физического, духовного потенциала, контролирует и корректирует его развитие. Для воспитания здоровых детей, педагог сам должен быть здоров душой и телом. Существующая социально-экономическая ситуация в стране отрицательно отразилась не только на социально – нравственном, но и на физическом состоянии педагогов, их здоровье. Среди причин, способствующих снижению здоровья педагогов, - отсутствие культуры здорового образа жизни. Культура здоровья – это система ценностей, определяющих образ жизни.
VII. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и педагогов.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и приучать жить в здоровье, т.е. здоровье должно стать образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители и общественность. Ведь факторами, определяющими уровень здоровья являются: наследственность – определяет здоровье на 20 %; условия внешней среды (природные и социальные)- на 20 %; здравоохранение- на 10 % и образ жизни человека -на 50 %. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни.
Разнообразных мероприятий, направленных на укрепление здоровья очень много. Вот некоторые из них:
- Содержание каждого занятия должно быть здоровьесозидающим.
- Уроки здоровья.
- Полная оснащенность кабинетов, наличие комнаты релаксации.
- Лекции, беседы, викторины, игры, соревнования, турниры, бои, конкурсы…
- Встречи с врачами, психологами, спортсменами и т. д.
- Спортивные соревнования, такие как "Рыцарский турнир", "Мама, папа, я – спортивная семья", "Веселые старты" и т. д.
- Посещения уч-ся секций, спортивных клубов, кружков.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Потому основной задачей «педагогики здоровья» является формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая среда в учреждениях дополниельного образования»
Здоровьесберегающая образовательная среда.
"Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь"
Гораций
"Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья"
Шопенгауэр
"Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне"
Торо Г.
"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"
Джон Локк
"Нельзя лечить тело, не леча душу"
Сократ
Великий немецкий поэт и мыслитель Генрих Гейне сказал: "Единственная красота, которую я знаю, это здоровье". Этими словами он подчеркнул эстетическую значимость здоровья. Вот почему мы ставим на один пьедестал понятия здоровье, счастье, красота.
Концепция модернизации российского образования, ФГОС НОО важной задачей перспективного развития школы определили сохранение и поддержание здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья учащихся. Только тогда, когда в учреждении будет создана такая среда возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровой жизни.
Чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении физического благополучия учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПиНам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психическому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применения здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья детей.
Основными критериями, в соответствии с которыми учреждение считается работающим по здоровьесберегающей технологии, являются:
I. Коррекция нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
В расписание занятий необходимо вводить такие предметы, как хореография, ритмика, физкультура на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. Применять упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимнастики, также как упражнения для формирования правильной осанки.
II. Различные формы организации учебно – воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.
Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, который не хотел бы много знать, быть интеллектуальным. Учеба – это труд, причем нелегкий, и при правильной организации он способен проносить радость творческих открытий. Чтобы эти чувства испытывал ребенок, надо выстраивать учебный процесс с опорой на основные побудительные факторы – потребности и мотивы. Принуждение провоцирует агрессивно – репрессивную среду, которая не может пройти бесследно как для педагога, так и для ребенка в плане их физического и нравственного здоровья. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, игры. В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал - нравственным здоровьем. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом принципов изменения работоспособности ребенка. Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помощью метода цветописи Луташкина, основанного на зависимости между состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетворенность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упадок, уныние; белый – равнодушие. Детям предлагается оценить цветом свое настроение. Результаты могут быть предоставлены в виде индивидуальной цветограммы, составляемой самим ребенком в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.
III. Контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм организации , нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности отдыха. Расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом в среду или четверг или с двумя – в среду и пятницу. Расписание оценивается как нерациональное при наибольшей сумме баллов в понедельник и субботу.
При умственной деятельности работоспособность сначала постепенно нарастает, потом устанавливается на определенном уровне, соответствующем высокой работоспособности, а затем развивается утомление. При первых признаках (частые отвлечения, частая смена поз, облокачивание, слабый интерес, отсутствие вопросов) нужно делать физкультпаузы. Например, использовать музыкальную аптечку, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки.Для профилактики утомляемости рекомендуется слушать "Утро" Грига; романс "Вечерний звон"; мотив песни "Русское поле"; "Времена года" Чайковского. Полное расслабление можно получить от романса Шостаковича из кинофильма "Овод", романса Г. Свиридова к повести "Метель". Стимулирует работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум прибоя, звук водопада, шелест листьев. Стабилизируют кровяное давление и сердечную деятельность "Свадебный марш" Мендельсона. Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского. Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.
IV. Система медико–психологического, педагогического мониторинга состояния здоровья детей.
Мониторинг, т. е. динамическое наблюдение за условиями обучения, уровнем учебной и общей нагрузки. Успех мониторинга зависит от того, насколько качественно собрана информация в процессе его проведения. Это зависит от сознательного отношения всех участников, включая детей и их родителей к проводимому мониторингу.
V. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.
Могут быть разработаны индивидуальные Программы здоровья, которые предполагают ответственное и сознательное отношение к своему здоровью, должны иметься паспорта здоровья.
VI. Служба психологической помощи педагогам и учащимися по преодолению стрессов, тревожности, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.
Педагог – человек, оказывающий воздействие на развитие ребенка, он способствует реализации его интеллектуального, физического, духовного потенциала, контролирует и корректирует его развитие. Для воспитания здоровых детей, педагог сам должен быть здоров душой и телом. Существующая социально-экономическая ситуация в стране отрицательно отразилась не только на социально – нравственном, но и на физическом состоянии педагогов, их здоровье. Среди причин, способствующих снижению здоровья педагогов, - отсутствие культуры здорового образа жизни. Культура здоровья – это система ценностей, определяющих образ жизни.
VII. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и педагогов.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и приучать жить в здоровье, т.е. здоровье должно стать образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители и общественность. Ведь факторами, определяющими уровень здоровья являются: наследственность – определяет здоровье на 20 %; условия внешней среды (природные и социальные)- на 20 %; здравоохранение- на 10 % и образ жизни человека -на 50 %. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни.
Разнообразных мероприятий, направленных на укрепление здоровья очень много. Вот некоторые из них:
- Содержание каждого занятия должно быть здоровьесозидающим.
- Уроки здоровья.
- Полная оснащенность кабинетов, наличие комнаты релаксации.
- Лекции, беседы, викторины, игры, соревнования, турниры, бои, конкурсы…
- Встречи с врачами, психологами, спортсменами и т. д.
- Спортивные соревнования, такие как "Рыцарский турнир", "Мама, папа, я – спортивная семья", "Веселые старты" и т. д.
- Посещения уч-ся секций, спортивных клубов, кружков.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Потому основной задачей «педагогики здоровья» является формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.