СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здесь я был счастлив"(виртуальная экскурсия по Есенинским местам)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении занятия учащиеся выполняли роль экскурсоводов.Они провели экскурсии по Есенинским местам :село Константиново, сельская церковь и дом Есенина,где он любил по вечерам читать стихи своей маме.

Просмотр содержимого документа
«"Здесь я был счастлив"(виртуальная экскурсия по Есенинским местам)»

Разработка занятия музейного кружка Сергея Есенина.

Тема: «Здесь был я счастлив» (виртуальная экскурсия по Есенинским местам)

Возрастная группа экскурсантов – учащиеся 5-10 классов

Цель экскурсии: Умение эмоциональной подачи материала и навыков публичного выступления.

Объект изучения: малая родина С.А. Есенина – село Константиново

Проблема экскурсии: Влияет ли атмосфера, в которой жил поэт, на его творчество?

Оборудование урока: Портрет Есенина, слайды

Задачи экскурсии (для учащихся):

  • познакомиться с местами, связанными с жизнью и деятельностью писателя;

  • приобщиться к историческому и культурному наследию Родины, литературе;

  • расширить кругозор и словарный запас

Ход учебного занятия:

1.Организационный момент:

Добрый день дорогие ребята ,сегодня наше занятие мы начнем с разгадывания ребуса .(Показать ребус)

Разгадав ребус у нас получилось слово «Экскурсия»

Скажите, а какие экскурсии вы знаете?( Виртуальные , натуральные т д

2.Определение темы занятия и постановка цели:

Темой сегодняшнего нашего урока и будет «Экскурсия»

А чтобы определить тему нашей экскурсии прослушайте отрывок из стихотворения Николая Брауна

В этом имени — слово есень,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен,

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут:

…… — (Сергей Есенин)

Всей России встают черты…

– Действительно, стихотворение Н. Брауна называется «Сергей Есенин».

Слайд 1 (портрет С.А. Есенина)

– Ребята, а можно побывать на родине поэта, не выходя из класса?

– Да, если совершить виртуальную экскурсию.

3.Вступительное слово учителя (на фоне музыки к стиху Есенина «Над окошком месяц»)

Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным русским поэтом С. Есениным. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье» ,писал Есенин в одном из стихотворений .Эти слова можно отнести и к самому поэту. Чем дальше время отделяет нас от его гибели, тем весомее и человечнее предстает перед нами облик Есенина. Просто и прекрасно его лицо , хочется проникнуть в то сокровенное ,что скрыто в мягкой неопределенной улыбке, в задумчивом взгляде. В раннем возрасте Есенин написал свои первые стихи.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя ссосет.

Мог ли кто тогда представить ,что пройдут годы, и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России.

Наша экскурсия открывает свои двери и приглашает вас окунуться в мир, где жил и творил поэт. Здесь каждая фотография связана с поэтом. Давайте войдем в этот неповторимый мир. А знакомить нас с ним будут наши экскурсоводы.

Ребята, давайте вспомним правила поведения во время экскурсии.

  1. Слушать внимательно, не перебивать экскурсовода;

  2. Не разговаривать;

  3. Сдерживать свои эмоции;

  4. В конце выступления можно задать интересующий вопрос

Побывав на экскурсии ,вы поделитесь своим впечатлением .

4.Виртуальная экскурсия

Первый экскурсовод:

Сейчас мы совершим увлекательную экскурсию по селу Константиново.

О край разливов грозных

И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам

Я школу проходил,

И мыслил и читал я

По библии ветров

И пас со мной Исайя

Моих златых коров

Константиново раскинулось на высоком, холмистом берегу Оки. Чистое , утопающее в зелени село .На этой рязанской земле отшумело озорное детство поэта ,прошла его юность .На этих лугах, в зарослях озер босоногим мальчишкой Сергей вылавливал утиные выводки. Этот простор, эти березки он имел в виду, когда писал.

Приобщал к природе ребят труд. Любимым занятием для Есенина были сенокосы. Это была самая веселая в деревне пора .Сперва на тот берег переправлялись мужики с лошадьми, запряженными в телеги: на телегах высились просторные шалаши – каждый из них был жильем для целой семьи ,жили на покосе от 15 до 29 дней .К работе приступали чуть свет, трудились до захода солнца. Кормились у костра, по вечерам пели ,плясали. Об этой поре Есенин писал:

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров,

А как гаркнут ребята тальянкою.

Выйдут девки плясать у костров.

Вспоминая покосное время, люди забывали о том, как ломило от тяжелого труда поясницу, как прилипала к спине рубаха.

Много позже Есенин напишет:

Нипочем мне ямы ,нипочем мне кочки.

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по долам травяные строки

Чтобы их читали лошадь и баран.

5. Второй экскурсовод:

А сейчас взгляните на эту церковь. Она является украшением села. С ней, с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь Константиново .Зимой, в сильную метель раздавались удары большого колокола. Сильные порывы ветра разбрасывали его мощные звуки. Колокол извещал о пожаре в соседнем селе. Медленным , грустным перебором всех колоколов провожали человека в последний путь .За церковью видно старое кладбище , в углу которого находилась маленькая часовня. Сестра Есенина Шура вспоминает : «Бабы стали бояться ходить рано утром доить коров, так как около часовни бегает колдун в белом»

Это интересно ,-сказал Сергей ,- сегодня же ночью просижу у часовни. Ну и намну бока .если кого поймаю.

Что ты в уме! -перепугалась мать .-Разве можно связываться с нечистой силой?

Вечером Сергей пошел Мать упросила его взять с собой большой нож, на всякий случай.

На рассвете бабы-коровницы разбудили его у часовни .Он проспал всех колдунов. Зато прослыл смельчаком.

6 Третий экскурсовод :

.В этот дом возвращался Сергей и наяву, и в своих стихах. Здесь всегда оставалось его сердце .Он писал:

Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года

До сегодня еще мне снится

Наше поле , луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

В этом доме , из этого самовара в 1925году семья Есенина пила чай, так как у них не было большого чайника .Сергей читал своей маме поэму «Анна Снегина» , над которой работал. Мама, как всегда ,слушала чтение сына с затаенным дыханием, не перебивая. Она отлично понимала стихи сына и многое запоминала во время его чтения:

Смотрит ,а очи слезятся, слезятся,

Тихо ,безмолвно, как будто без мук.

Хочется за чайную ложечку взяться-

Чайная ложка скользит из рук.

Милая ,добрая, старая нежная,

С думами грустными ты не дружись

Слушай- под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.

7.Рефлексия.

Вот и завершилось наше удивительное путешествие по местам Сергея Есенина. Теперь подведем итоги и поблагодарим наших экскурсоводов.

Как вы думаете влияет ли атмосфера ,в которой жил поэт на его творчество?

«Свободный микрофон»

-Сегодня я узнал…….

-Было интересно……

-Я понял что……..

-Меня удивило….

-Мне захотелось…..

-Я не знал, что…

-Мне понравилось….

Большое спасибо, кто создал для нас творческую атмосферу экскурсий. У каждого из нас останется «свой» Есенин. Какой? Дома напишите сочинение-размышление «Я открыл для себя»…

Занятие закончилось спасибо всем.







-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!