Разработка занятия музейного кружка Сергея Есенина.
Тема: «Здесь был я счастлив» (виртуальная экскурсия по Есенинским местам)
Возрастная группа экскурсантов – учащиеся 5-10 классов
Цель экскурсии: Умение эмоциональной подачи материала и навыков публичного выступления.
Объект изучения: малая родина С.А. Есенина – село Константиново
Проблема экскурсии: Влияет ли атмосфера, в которой жил поэт, на его творчество?
Оборудование урока: Портрет Есенина, слайды
Задачи экскурсии (для учащихся):
познакомиться с местами, связанными с жизнью и деятельностью писателя;
приобщиться к историческому и культурному наследию Родины, литературе;
расширить кругозор и словарный запас
Ход учебного занятия:
1.Организационный момент:
Добрый день дорогие ребята ,сегодня наше занятие мы начнем с разгадывания ребуса .(Показать ребус)
Разгадав ребус у нас получилось слово «Экскурсия»
Скажите, а какие экскурсии вы знаете?( Виртуальные , натуральные т д
2.Определение темы занятия и постановка цели:
Темой сегодняшнего нашего урока и будет «Экскурсия»
А чтобы определить тему нашей экскурсии прослушайте отрывок из стихотворения Николая Брауна
В этом имени — слово есень,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен,
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
…… — (Сергей Есенин)
Всей России встают черты…
– Действительно, стихотворение Н. Брауна называется «Сергей Есенин».
Слайд 1 (портрет С.А. Есенина)
– Ребята, а можно побывать на родине поэта, не выходя из класса?
– Да, если совершить виртуальную экскурсию.
3.Вступительное слово учителя (на фоне музыки к стиху Есенина «Над окошком месяц»)
Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным русским поэтом С. Есениным. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье» ,писал Есенин в одном из стихотворений .Эти слова можно отнести и к самому поэту. Чем дальше время отделяет нас от его гибели, тем весомее и человечнее предстает перед нами облик Есенина. Просто и прекрасно его лицо , хочется проникнуть в то сокровенное ,что скрыто в мягкой неопределенной улыбке, в задумчивом взгляде. В раннем возрасте Есенин написал свои первые стихи.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя ссосет.
Мог ли кто тогда представить ,что пройдут годы, и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России.
Наша экскурсия открывает свои двери и приглашает вас окунуться в мир, где жил и творил поэт. Здесь каждая фотография связана с поэтом. Давайте войдем в этот неповторимый мир. А знакомить нас с ним будут наши экскурсоводы.
Ребята, давайте вспомним правила поведения во время экскурсии.
Слушать внимательно, не перебивать экскурсовода;
Не разговаривать;
Сдерживать свои эмоции;
В конце выступления можно задать интересующий вопрос
Побывав на экскурсии ,вы поделитесь своим впечатлением .
4.Виртуальная экскурсия
Первый экскурсовод:
Сейчас мы совершим увлекательную экскурсию по селу Константиново.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам
Я школу проходил,
И мыслил и читал я
По библии ветров
И пас со мной Исайя
Моих златых коров
Константиново раскинулось на высоком, холмистом берегу Оки. Чистое , утопающее в зелени село .На этой рязанской земле отшумело озорное детство поэта ,прошла его юность .На этих лугах, в зарослях озер босоногим мальчишкой Сергей вылавливал утиные выводки. Этот простор, эти березки он имел в виду, когда писал.
Приобщал к природе ребят труд. Любимым занятием для Есенина были сенокосы. Это была самая веселая в деревне пора .Сперва на тот берег переправлялись мужики с лошадьми, запряженными в телеги: на телегах высились просторные шалаши – каждый из них был жильем для целой семьи ,жили на покосе от 15 до 29 дней .К работе приступали чуть свет, трудились до захода солнца. Кормились у костра, по вечерам пели ,плясали. Об этой поре Есенин писал:
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров,
А как гаркнут ребята тальянкою.
Выйдут девки плясать у костров.
Вспоминая покосное время, люди забывали о том, как ломило от тяжелого труда поясницу, как прилипала к спине рубаха.
Много позже Есенин напишет:
Нипочем мне ямы ,нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строки
Чтобы их читали лошадь и баран.
5. Второй экскурсовод:
А сейчас взгляните на эту церковь. Она является украшением села. С ней, с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь Константиново .Зимой, в сильную метель раздавались удары большого колокола. Сильные порывы ветра разбрасывали его мощные звуки. Колокол извещал о пожаре в соседнем селе. Медленным , грустным перебором всех колоколов провожали человека в последний путь .За церковью видно старое кладбище , в углу которого находилась маленькая часовня. Сестра Есенина Шура вспоминает : «Бабы стали бояться ходить рано утром доить коров, так как около часовни бегает колдун в белом»
Это интересно ,-сказал Сергей ,- сегодня же ночью просижу у часовни. Ну и намну бока .если кого поймаю.
Что ты в уме! -перепугалась мать .-Разве можно связываться с нечистой силой?
Вечером Сергей пошел Мать упросила его взять с собой большой нож, на всякий случай.
На рассвете бабы-коровницы разбудили его у часовни .Он проспал всех колдунов. Зато прослыл смельчаком.
6 Третий экскурсовод :
.В этот дом возвращался Сергей и наяву, и в своих стихах. Здесь всегда оставалось его сердце .Он писал:
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года
До сегодня еще мне снится
Наше поле , луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
В этом доме , из этого самовара в 1925году семья Есенина пила чай, так как у них не было большого чайника .Сергей читал своей маме поэму «Анна Снегина» , над которой работал. Мама, как всегда ,слушала чтение сына с затаенным дыханием, не перебивая. Она отлично понимала стихи сына и многое запоминала во время его чтения:
Смотрит ,а очи слезятся, слезятся,
Тихо ,безмолвно, как будто без мук.
Хочется за чайную ложечку взяться-
Чайная ложка скользит из рук.
Милая ,добрая, старая нежная,
С думами грустными ты не дружись
Слушай- под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
7.Рефлексия.
Вот и завершилось наше удивительное путешествие по местам Сергея Есенина. Теперь подведем итоги и поблагодарим наших экскурсоводов.
Как вы думаете влияет ли атмосфера ,в которой жил поэт на его творчество?
«Свободный микрофон»
-Сегодня я узнал…….
-Было интересно……
-Я понял что……..
-Меня удивило….
-Мне захотелось…..
-Я не знал, что…
-Мне понравилось….
Большое спасибо, кто создал для нас творческую атмосферу экскурсий. У каждого из нас останется «свой» Есенин. Какой? Дома напишите сочинение-размышление «Я открыл для себя»…
Занятие закончилось спасибо всем.
-