СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитное слово к исследовательскому проекту на тему "Формирование художественно-эстетический знаний и умений школьников при знакомстве с народным промыслом гжели"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя защитное слово к исследовательскому проекту на тему "Формирование художественно-эстетический знаний и умений школьников при знакомстве с народным промыслом гжели".

Просмотр содержимого документа
«Защитное слово к исследовательскому проекту на тему "Формирование художественно-эстетический знаний и умений школьников при знакомстве с народным промыслом гжели"»

Проект «Формирование художественно-эстетических знаний и умений школьников
при знакомстве с народным промыслом гжели»


Слайд 2: Почему ребенка следует приобщать с самого детства к познанию истории русских народных промыслов? Знакомясь с творчеством русских мастеров, он, несомненно, увидит, сколько труда и таланта народные умельцы вкладывают в свои работы, насколько многогранны возможности талантливого человека; почувствует самобытность русской культуры. А знание культуры и традиций своего народа обогащает духовный мир ребенка, воспитывает чувство гордости за свою страну и желание быть таким же талантливым человеком, как русские мастера. Реализуя данный проект, попытаемся воспитывать вышеперечисленные качества, а также «разбудить» желание ребенка творить, создавать свои неповторимые произведения по мотивам народной росписи гжели, тем самым быть причастным к культуре своей страны.

Дети живут сейчас в условиях большого потока информации, где малая роль отводится изучению традиций своего края, в том числе и народным промыслам. Народные традиции, культура своего края очень чётко отражается в росписях домашней утвари, которую люди раньше использовали в быту. В старые времена дети в семьях ежедневно соприкасались с культурным наследием своих предков, а в настоящее время расписная посуда используется только в качестве сувениров, и многие дети очень мало знают о русских народных промыслах и росписях. Возрастает проблема формирования у детей уважения к русской самобытной культуре, народному творчеству и народным художественным традициям и развития чувства патриотизма. Поэтому тема формирования художественно-эстетических знаний и умений сегодня очень актуальна.

Изучение народных промыслов и видов росписи способствует сохранению подрастающими поколениями русских народных художественных традиций, эстетическому воспитанию детей.


Слайд 3: Проект реализует художественно-эстетическое направление в воспитании школьников. Участниками проекта стали младшие школьники (от 9 до 10 лет) и дети 12-14 лет.


Слайд 4: Целью моего проекта является исследование процесса формирования художественно-эстетических знаний и умений детей на примере знакомства с гжелью как русским народным промыслом и видом росписи. Для достижения цели были поставлены следующие задачи.


Слайд 5: Работая по проекту, планируется достичь следующих результатов. Их вы можете видеть на слайде. Проект реализуется в 3 этапа.


Слайд 6: На первом этапе был составлен план предстоящей работы для подготовки классного часа и занятий в летнем лагере. Были разработаны конспект классного часа, вопросы беседы по выявлению начальных знаний школьников о гжели, а также вопросы обобщающей беседы. И для классного часа, и для занятий в лагере были подготовлены наглядный и занимательный материалы. Для занятий гжелью в лагере также были подготовлены краски, кисти, бумага, раздаточный материал, и разработаны анкета и беседа.


Слайд 7: На деятельностном этапе был проведён классный час в 3 классе на тему «Синяя сказка гжели» и два занятия в лагере.


Слайд 8: Целью классного часа является знакомство младших школьников с народным промыслом «гжель». Для реализации цели были поставлены следующие задачи.


Слайд 9:

  1. В ходе организационного момента ребята приготовились к классному часу, привели в порядок рабочее место и настроились на работу.

  2. Далее ребятам была сообщена тема занятия «Синяя сказка гжели».

  3. Чтобы узнать о том, как возникла гжельская роспись и исторических корня названия «гжель», детям была предложена занимательная сказка. Слайд 10


Слайд 11: Средь дремучих лесов и угодий стояла Гжельская деревушка. Славилась она ни пирогами, ни коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.

Слайд 12: Издавна делали они посуду из белой глины. Слайд 13: Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно обжигали в печи.

Слайд 14: И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Разошлись по домам.

Слайд 15: Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Стал каждый мастер своё умение показывать.

Слайд 16: Один слепил чайник: на крышке – курочка красуется.

Слайд 17: Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Слайд 18: Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». Слайд 19

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.


Слайд 20:

  1. Проанализировав содержание сказки, ребята ответили на вопросы беседы об истории слова «гжель», о том, с чем связано такое название, о материале, из которого изготавливали изделия, о сочетании цветов, о том, что изображают гжельские художники.

  2. Далее ребята узнали о современном процессе изготовления гжельских изделий. Слайд 21: Детям было предложено расставить картинки с этапами изготовления в правильной последовательности. Ребята были знакомы с некоторыми из этапов, но путали их расположение. В конечном итоге совместными усилиями дети составили верную «цепочку» из картинок.

  3. Слайд 22: На следующем этапе дети познакомились с основными элементами гжельской росписи. Слайд 23: Это «мазок с тенями», «сеточка с точками» и «капелька».

  4. Слайд 24: В ходе практической работы дети применяли на практике полученные знания, изображая гжельские узоры.

  5. После были подведены итоги: задавались вопросы по теме, проведена рефлексия и отмечены работы учеников.


Слайд 25-27: Классный час и практическая работа учеников запечатлены на этих фотографиях.


Слайд 28: В лагере были проведены два занятия по теме «Сказочная гжель».

  1. Совместно с ребятами мы подготовили все необходимые материалы и инструменты для работы.

  2. Ребята самостоятельно определили тему занятия, отгадав загадку:

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.



  1. Ребята ответили на вопросы анкеты, на основе чего удалось выяснить уровень их начальных знаний по теме.

  2. Дети слушали занимательный рассказ и интересные факты о гжельской росписи.


Слайд 29: Название «Гжель» имеет балтийское происхождение. Изначально так называлась деревушка в Московской области, славившаяся своими глинами и жившими здесь мастерами гончарного дела.

Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие.


  1. Слайд 30: Ребятам было предложено, используя иллюстрации, определить правильную последовательность этапов изготовления гжельских изделий.

  2. Слайд 31: На следующем этапе дети познакомились с элементами гжельской росписи. Это «мазок с тенями», «сеточка», «капелька», «кустик», «агашка», «бордюр» и «лепесток»;

  3. Слайд 32: В ходе практической работы дети изображали гжельские узоры.

  4. На выставке мы с ребятами выбрали красивые работы с наиболее качественно выполненными элементами росписи.

  5. Подводя итоги, авторы лучших работ были награждены блокнотами и цветными карандашами.


Слайд 33:

  1. Для второго занятия также были подготовлены материалы и инструменты для работы.

  2. Детям было сообщено, что сегодня они будут расписывать бумажные шаблоны кухонной утвари.

  3. Рассмотрев различные варианты работ, ребята стали составлять свою композицию.

  4. Затем приступили к работе с красками;

  5. Была проведена выставка.

  6. Авторы лучших работ были награждены альбомами и красками.


Слайд 34-36: Фотоотчёт о проделанной работе.


Слайд 37-39: Таким образом, удалось провести классный час и занятия в лагере, но также возможны и другие формы по реализации данного проекта.


Слайд 40: На последнем этапе мы исследуем процесс формирования художественно-эстетических знаний и умений, используя следующие методы; сравним начальные и конечные знания детей по теме; и оценим уровень овладения приёмами гжельской росписи и уровень сформированности знаний на основе обобщающей беседы.


Слайд 41: Уровень начальных знаний младших школьников по теме выяснили на классном часе в ходе беседы, а детей в лагере – через анкеты.

Немногие дети на классном часе называли этапы изготовления гжельских изделий, и путали их последовательность. Большее количество детей старшего возраста знали об этапах, называли их в верной последовательности, но пропускали некоторые из них.

Все дети знали о сочетании цветов в гжельской росписи.

Большая половина детей на классном часе правильно назвали объекты изображения гжельских художников. А старшие дети также смогли назвать и элементы гжели.

Младшие школьники не знали о том, что гжелью изначально называлась местность в Московской области. Небольшая часть ребят в лагере ответили на этот вопрос.


Слайд 42: На основе обобщающей беседы был определён уровень сформированности знаний детей по теме.

На классном часе большинство детей смогли ответить на вопрос об этапах изготовления гжельских изделий, дополняли ответы друг друга. Но некоторые ребята всё ещё затруднялись правильно ответить. А старшие дети теперь хорошо владеют этой информацией, быстро ориентируются, и поэтому быстро ответили на вопрос.

Младшие школьники стали больше знать названий элементов, распознавать их, и умеют изображать. Старшие дети без труда назвали все используемые элементы, включая более сложные (такие, как, например, «агашка», бордюры)

Все дети теперь знают, что изначально называют гжелью.


Слайд 43: За правильность выполнения элементов гжельской росписи большинство младших школьников получили отметку «отлично». Некоторые ребята частично справились с работой. Затруднения чаще всего вызывал «мазок с тенью». Есть ребята, получившие оценку «удовлетворительно».

Дети постарше справились с выполнением элементов чуть лучше.


Слайд 44: По окончанию классного часа учителем были оценены работы учеников. Все ребята справились хорошо: около 65% получили отметку «5», остальные 35% - отметку «4».


Слайд 45: Работы ребят в лагере оценила по пятибалльной шкале по трём критериям. За качество выполнения элементов гжели большинство получили твёрдую «четвёрку», грамотно составить композицию оказалось не так уж и просто, поэтому средний балл составляет 3,5. В своей работе дети использовали различные элементы, придумывая даже свои собственные, за что получили отметку «5».


Слайд 46: Таким образом, цель проекта достигнута: был исследован процесс формирования художественно-эстетических знаний и умений учащихся на примере знакомства с гжелью. В ходе проектной деятельности детьми были изучены и выполнены следующие художественные элементы: «мазок с тенью», «сеточка», «агашка», «капелька», «бордюры», «кустик», а также сформированы практические умения расписывать шаблоны домашней утвари: тарелок, чашек, чайников, ложек, и ребята познакомились с историей гжели. В ходе исследования выяснилось, что формирование художественно-эстетических знаний и умений зависит от заинтересованности ребят, подачи материала, а формирование навыков исполнения элементов требует времени и неоднократных практических занятий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!