C каждым годом в муниципальные образовательные учреждения, МА ДОУ № 29 не является исключением, приходят все больше детей, нуждающихся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий для их воспитания и обучения - детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями достаточно обширная группа, к ней относятся: Слайд 4
Все они, дети с особыми образовательными потребностями обладают особым типом обучаемости, который может проявляться, как в замедленном, так и более высоком темпе обучения.
Наряду с этим, получение качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации, а в дальнейшем, в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Одна из задач ФГОС ДО - это обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Важную роль в решении этой задачи играют современные средства обучения, специализированные компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы. Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО применение информационно-коммуникационных технологий становится все более актуальным.
В процессе реализации Стратегии развития информационного общества, утверждённой Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. (№ Пр-212) необходимо обеспечить доступность информации для всех категорий граждан и организаций. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий, формирование информационной культуры всех субъектов образовательного процесса являются одним из приоритетных направлений образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Слайд 5
В связи, со всем выше сказанным, на межаттестационный период было выбрано направление деятельности «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательных программ через внедрение в коррекционно-развивающую работу информационно-коммуникационных технологий, с целью оказания эффективной помощи семьям в их воспитании и обучении».
В работе над темой мною была выдвинута гипотеза, исходя из которой, следует, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагога-психолога позволит создать оптимально благоприятствующие условия для формирования, совершенствования и (или) коррекции развития у воспитанников данной категории способностей к познавательной и творческой деятельности, что повысит эффективность психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы ДО (адаптированных образовательных программ).
Педагогическую деятельность осуществляла в соответствии
с требованиями нормативно - правовой базы развития системы дошкольного образования: Слайд 6
В период с 2017 года по 2022 год моя профессиональная деятельность была связана с работой по данному направлению.
Для эффективной организации были поставлены психолого-педагогические задачи, с которыми можно ознакомиться на Слайде 7
Для реализации задач были созданы следующие условия:
изучена научно-методическая и практическая литература по проблеме;
создан и внедрён в практику учебно-методический комплект психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих особые образовательные потребности: Слайд 8
информационно-коммуникационные технологии используются со всеми участниками образовательной деятельности: в методической, просветительской, профилактической, диагностической и коррекционно-развивающей работе:
разработано и апробировано методическое пособие «Реализация задач познавательного развития и инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора HUNA-MRT при подготовке детей к школе»;
создана медиатека готовых мультимедийных презентаций, видеороликов, интерактивных игр, развивающих мультфильмов;
авторских презентаций: «Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка» - «Аутизм. 9 тревожных звоночков» - «Психологическая готовность детей к школе» - «Такие милые ушастики» - «Грустинка и Веселинка на прогулке»;
интерактивных игр «Весёлые развивашки», «Размышлялки для дошколят», и другие;
Слайд 9 в развивающей и коррекционной работе с воспитанниками, в том числе с особыми образовательными потребностями были использованы: мультимедийные презентации, обучающие и развлекательные видеоролики, интерактивные игры, анимационные фильмы программируемый напольный робот Bee-Bot «Умная пчела» с развивающими ковриками,
Слайд 10 со старшего дошкольного возраста - робототехнический конструктор HUNA-MRT (результаты использования которого представлены педагогическому сообществу на муниципальном и региональном уровнях);
разработаны рекомендации для педагогов по взаимодействию с воспитанниками и их семьями, с использованием ИКТ, с целью вовлечения всех участников образовательной деятельности в единое информационное пространство;
проведена работа по ознакомлению педагогов с требованиями к подбору, приобретению или созданию авторских интерактивных игр и пособий;
организованы и проведены: конкурс по созданию интерактивных игр и конкурс анимационных фильмов и видеороликов «СТОП, СТРАХАМ!», частично созданные самими воспитанниками;
разработаны рекомендации по развитию познавательной деятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста.
Созданные в ходе взаимодействия с педагогами материалы для медиатеки детского сада (knoopog.wixsite.com): могут быть использованы в индивидуальной и групповой формах работы с детьми, в своей профессиональной деятельности всеми специалистами и педагогами ДОУ, рекомендованы к использованию в домашних условиях.
Использование ИКТ в ходе собраний, круглых столов, открытых занятий для родителей позволяет: более доступно представить информационный и иллюстрирующий материал по разным темам, оказать действенную помощь, в том числе на дистанционирование в период начала пандемии, в родительские группы в соц. сети WhatsApp: «Советы родителям как пережить карантин», «Как родителю помочь ребенку справится с возможным стрессом?», «27 мультфильмов, которые помогают детям побеждать страхи».
Работая над проблемой, отметила, что при проведении занятий, с детьми с особыми образовательными потребностями и нормотипичными детьми, с использованием информационных продуктов ИКТ, имеет место улучшение их восприятия и усвоения предлагаемого материала. У детей нет негатива к такому виду обучения или боязни, не справится с заданием, а наоборот, наблюдается эмоциональный подъём и повышение мотивационной составляющей познавательной деятельности и творческой активности.
Использование программируемого напольного робота Bee-Bot «Умная пчела» (с развивающими ковриками) позволяет решать различные дидактические задачи познавательного развития, служит идеальной отправной точкой для обучения детей программированию.
Внедрение робототехнического конструктора HUNA-MRTв развивающую и коррекционную деятельность позволило не только познакомить воспитанников с основами программирования, но и мотивировать их к познавательной деятельности и, к усвоению правил и норм поведения, общения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу над развитием познавательной деятельности и творческой активностис детьми, имеющих личностные и (или) проблемы психофизического развития, с погружением их в интерактивную среду, дало следующие результаты:
применение УМК психолого-педагогического сопровождения освоения образовательных программ детьми с особыми образовательными потребностямиоблегчилопроцесс работы с данной категорией воспитанников;
более раннее выявление задатков одарённости или проблем в развитии способствует: своевременному оказанию необходимой развивающей, коррекционной и консультативной помощи, повышению личностного потенциаларебёнка с особыми образовательными потребностями;
отмечается позитивное восприятие картины мира и образа «Я» детьми, посещающими ДОУ, они приобрели уверенность в собственных силах и ощущение поддержки со стороны родителей и педагогов;
осуществляется практическая реализация ребёнком с особыми образовательными потребностями своих способностей в творческой и познавательной деятельности, в том числе посредством приобретения навыков работы на компьютере (интерактивные игры),с программируемыми конструктором HUNA-MRT и роботом Bee-Bot «Умная пчела»;
наблюдается повышение эффективности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, направленной на развитии творческих и познавательных способностей у детей, имеющих особые образовательные потребности, посредством внедрения в свою работу ИКТ;
увеличилось количество детей, педагогов, родителей, вовлечённых в проектную деятельность и конкурсное движение;
отмечается положительная динамика в освоении воспитанниками ООП и АОП;
усовершенствована работа по взаимодействию родителей (законных представителей), педагогов и администрации ДОУ, через внедрение ИКТ с целью оказания помощи в воспитании и обучении семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
Ранее выдвинутая гипотеза в работе по теме «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательных программ через внедрение в коррекционно-развивающую работу информационно-коммуникационных технологий, с целью оказания эффективной помощи семьям в их воспитании и обучении», подтвердилась. Слайд 11
Об эффективности работы свидетельствует положительная динамика освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МА ДОУ; увеличение легкой степени адаптации (по А.С. Роньжина) на 6% (с 72% до 78%); повышение уровня психологической готовности к началу школьного обучения (комплекс методик, рекомендованный А.Н. Веракса) на 15% (с 82% до 97%); увеличение количества детей, проявивших первые признаки одарённости (по А.А. Лосевой) на 12% (с 10% до 22%).
По результатам анкетирования процент удовлетворённости родителями образовательных услуг повысился на 12% (с 80% до 92%).
Цель деятельности педагога-психолога ДОУ подчинена требованиям ФГОС ДО и направлена… Слайд 12
ЗАДАЧИ Слайд 13
В межаттестационный период осуществляла работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с 1,5 до 8 лет в освоении основной образовательной программы, реализуемой МА ДОУ «Детский сад №29», в соответствии с ФГОС ДО.
Через основные направления деятельности:
психологическое просвещение; психологическая профилактика: психологическая и психолого-педагогическая диагностика; развивающая и психокоррекционная работа; психологическое консультирование; методическая и организационная работа.
Слайд 14 Психодиагностическая работа в ДОУ носит системный характер и осуществляется со всеми субъектами образовательной деятельности. Диагностика психологических условий образовательной среды позволяет выявить стрессовые ситуации и определить условия, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию воспитания и обучения.
В качестве диагностических комплектов психолого-педагогического сопровождения детей от 1,5 до 8 лет используются: …..
Слайд 15 МОНИТОРИНГ ПО АДПАПТАЦИИ вы можете посмотреть здесь
Слайд 16 Мониторинг к началу школьного обучения показал, что к концу года уровень готовности воспитанников увеличивается, в сравнении с началом. остановится на динамике
По итогам диагностики детей подготовительных групп проведена следующая работа: даны рекомендации родителям для организации индивидуальной работы с детьми по подготовке к школе в летний оздоровительный период; даны рекомендации педагогам групп старшего дошкольного возраста по подготовке воспитанников к школьному обучению.
Слайд 17 В целях обеспечения в межаттестационный период эффективности психокоррекционной и развивающей деятельности использовала современные психолого-педагогические технологии:
В работе: с детьми раннего возраста апробирована программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Первые шаги»;
- в работе с детьми младшего дошкольного возрастав педагогическую деятельность внедрена система занятий по А.С. Роньжиной «Занятия психолога 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;
- в работе с детьми среднего и старшего возраста используются материалы методического пособия Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой «Психологические занятия с дошкольниками по программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик»;
- внедрена система занятий по подготовке к школе «Приключения будущих первоклассников: психологически занятия с детьми 6-7 лет», Н.Ю. Куражева, А.А. Козлова;
- в психокоррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере игровые и арттерапевтические методы коррекции и, психогимнастические упражнения, описанные у Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной в «Шпаргалке для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутентичными детьми».
Разработана и реализуется рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей с 1,5 до 8 лет по освоению ООП ДО в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МА ДОУ, регулирующими его деятельность.
Формы работы по программе: индивидуальная; подгрупповая; групповая; фронтальная.
Слайд 18 Работа с детьми с ОВЗ выстраивается по разработанным совместно со специалистами и воспитателями адаптированным образовательным программам, на основе рекомендаций ТПМПК (за межаттестационный период: для детей с тяжёлыми нарушениями речи - 11, интеллектуальными нарушениями -1, расстройствами аутистического спектра-2).
Из четырнадцати детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам, тринадцать выпущено в школу (результаты). Один ребёнок осваивает адаптированную образовательную программу для детей с ТНР, с ноября 2021 года (5-го года жизни) – динамика, за прошедшие полгода, положительная.
В результате развивающей и коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями наблюдаются положительная динамика в оценки коррекционной помощи, оказанной: за период на начало-конец учебного года, количество детей нуждающихся в индивидуальных занятиях значительно снижается, в отношении детей с ОВЗ отмечается положительная динамика в приближении, их уровня актуального развития к зоне ближайшего развития.
Слайд 19 В психолого-педагогическом сопровождение творчески одарённых детей, применяются полихудожественнные технологии развития одаренности, Н.Г.Куприной, информационно-коммуникационные технологии, авторские разработки – дополнительные образовательные программы «Озорные человечки», «Робототехника». На уровне ДОУ для воспитанников ежегодно организуется конкурс «Маленький изобретатель».
Оказание психологической и педагогической поддержки воспитанникам в их участии в конкурсном движении на разных уровнях имеет следующие результаты… Слайд 20
Слайд 21 Уровень моей теоретической и практической компетенции позволяет успешно решать актуальные задачи развития, обучения, социализации воспитанников, организовывать просветительскую и профилактическую работу со всеми участниками образовательной деятельности (выступления на педагогических советах и практических семинарах, на родительских собраниях, предоставление информации для родительских уголков, на сайте ДОУ).
Слайды 22 В рамках проведения ежегодной Недели психологии с 2018 года по 2021 год для педагогов, родителей и воспитанников ДОУ были организованы различные мероприятия…
Психологическое консультирование осуществляется в индивидуальной и групповой форме.
Актуальными темами являются проблемы:
усвоения воспитанниками общей образовательной программы МАДОУ;
поведения и межличностного взаимодействия конкретных детей);
планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе обучения;
разрешение межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: педагог-педагог, ребенок-педагог, родитель-педагог.
Результаты работы в данном направлении считаю положительными, возросла удовлетворённость родителей качеством предоставляемых услуг (по результатам независимой экспертной оценки).
Слайд 23 За межаттестационный период являлась разработчиком и участником конкурсных проектов (с привлечением других участников образовательной деятельности)…
О моём профессиональном уровне и признании в педагогическом сообществе свидетельствуют следующие показатели в представлении опыта работы:
Слайд 24 на уровне ДОО, на городском,
Слайд 25 на региональном уровне, на всероссийском уровне
За данный период с целью самообразования неоднократно посещала семинары, мастер-классы в ДОО, онлайн-семинары и офлайн-семинары Центра Развития и мониторинга городского округа Краснотурьинск.
Слайд 26 Принимаю активное участие в культурной и общественной жизни города Краснотурьинска и МА ДОУ: выступление в составе смешанного хора «Россияночка» в городском фестивале хорового искусства «Духовное возрождение России» (организатор КДК), 2018 год; на городском фестивале для работников образования «Грани талантов», 2018 год; в фольклорном фестивале «Ноябрины» (среди городов Северного Урала), 2019 год, в творческой гостиной к юбилею уральского композитора Родыгина (КДК), 2020 год; организация специалистами МА ДОУ № 29 городского мероприятия для детских садов г. Краснотурьинска «Народные игры Урала», посвященного Дню народного единства, 2020 год; онлайн-выступление с воспитанниками и педагогами МА ДОУ №29 в городском фестивале «Путеводная звезда» с флэшмобом «Вперед, Россия!»; выступления на праздничных мероприятиях и в театральных постановках в детском саду № 29.
В течение межаттестационного периода представляла публикации на
персональном сайте; на официальном сайте детского сада и, ранее перечисленные публикации.
Слайд 27 Публикуюсь на сайте МультиУрок, имею публикации в сборниках конференций на региональном и всероссийском уровнях
Слайд 28 Имею грамоты и благодарности за участие в конкурсах и проектах
Вхожу в состав аттестационной комиссии МА ДОУ «Детский сад № 29», являюсь наставником молодых педагогов, членом инициативной группы по разработке образовательных программ и проектов, экспертной группы профессиональных конкурсов педагогов и конкурсов для воспитанников.
Слайд 29 Курсы повышения квалификации
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
В последнее время все больше встречается детей с различными сочетанными нарушениями в речевом и психоэмоциональном развитии, где дефект речи выступает, далеко ни как единичный. Что влечёт за собой проблемы коммуникативной, эмоционально-волевой сферы развития ребенка. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОО, совпадают.
Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, ведут к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения.
Социально-речевая активность ребёнка предполагает реализацию потребности в общении, способность включаться в специфическую для дошкольного возраста деятельность по решению игровых задач, проявление речевой, познавательной и творческой активности, что способствует получению результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности.
Социально-речевая активность невозможна без эмоционального восприятия - способности личности распознавать и понимать эмоции (как свои, так и других людей) и использовать эту информацию при принятии решений.
Формирование и развитие социально-речевой активности и эмоционального восприятия, а значит личностного благополучия, становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития.
Показатели благополучного социально-речевого и эмоционального развития ребёнка зачастую не достаточно сформированы…
У детей, имеющих проблемы в общении - логопедические проблемы и (или) психологические проблемы (при нормальном интеллекте) зачастую наблюдаются следующие нарушения: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Познавательная и творческая активность также имеют низкий уровень, что мало способствует получению стойких положительных результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности, что в ряде случаев препятствует усвоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования. Эти дети отказываются брать на себя исполнение лидирующей роли в игре, отвечать на занятиях, редко делятся своими впечатлениями, словарный запас недостаточный, лексико-грамматическая сторона речи нарушена.
Так как регулирующая функция речи в силу низкой социально-речевой активности – недостаточная способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции снижена. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, что ведет к возникновению проблем в коммуникативной сфере, в успешной адаптации в социуме. Особо выделяется группа детей, у которых нарушено, и эмоциональное восприятие, возникают затруднения в распознавании, понимании эмоций как своих, так и других людей и в использовании этой информации при принятии решений.
Проблема развития и коррекции индивидуальных особенностей развития социально-речевой активности и эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста наиболее актуальна.
В соответствии с ФГОС ДО, дошкольное образование обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка независимо от его особенностей, что возможно при создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Сегодня в сфере дошкольного образования внедряются и используются инновации различной направленности, в том числе в области здоровьесберегающих технологий, так как развитие инновационной деятельности - одно из стратегических направлений модернизации и обновления содержания дошкольного образования.
Предполагаю, что погружение в развивающую предметно-пространственную среду, благоприятную для формирования индивидуальной готовности ребёнка к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, с целью создания оптимальных условий для развития социального и речевого интеллекта, эмпатии, возможно средствами здоровьесберегающих технологий, используемых для укрепления физического и психологического здоровья.
Слайд 30 Исходя из всего вышесказанного, решено направить профессиональную деятельность в межаттестационный период на работу над проблемой «Создание условий для развития и коррекции индивидуальных особенностей социально-речевой активности и эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий».
Сформулированы следующие психолого-педагогические задачи:
разработать и апробировать учебно-методический комплект, направленный на развитие и коррекцию особенностей социально-речевой активности и эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий,
систематизировать консультативно-просветительскую работу с родителями и педагогами с целью ориентации в проблемах развития социально-речевой активности и эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, в том числе с детьми имеющими особые возможности здоровья.
Заключение
Завершая свой аналитический отчет и давая оценку своей психолого-педагогическойдеятельности в межаттестационный период, признаю ее эффективной, так как цель по данному направлению реализована полностью.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагога-психолога, в рамках работы над проблемой «Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в освоении образовательных программ через внедрение в коррекционно-развивающую работу информационно-коммуникационных технологий, с целью оказания эффективной помощи семьям в их воспитании и обучении», позволило создать оптимально благоприятствующие условия для формирования, совершенствования и (или) коррекции развития у воспитанников данной категории способностей к познавательной и творческой деятельности, что повысило эффективность психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы ДО (адаптированных образовательных программ).
Результаты деятельности по психолого-педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса в межаттестационный период считаю удовлетворяющим профессиональным компетенциям педагога-психолога образовательного учреждения.