СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Занятие по правилам противопожарной безопасности пропагандирует знания по вопросам охраны безопасности жизни; знакомит с причинами возникновения пожаров; систематизирует знания учащихся о причинах и последствиях пожара.

Просмотр содержимого документа
««Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам!»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»







Внеурочное занятие



«Запомнить твёрдо нужно нам –

пожар не возникает сам!»

(по правилам противопожарной безопасности)







Подготовила и провела:

Некрасова Марина Геннадьевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории





Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; активация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; воспитывать чувство самосохранения; формировать умения правильно вести себя в экстремальных ситуациях, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия

- «Сегодня мы с вами поговорим об одном из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Это - ОГОНЬ. (слайд№1).

Современная жизнь невозможна без применения огня. Люди перестали задумываться, что включая лампочку или плиту, компьютер, стиральную машину, станок на заводе, плавильную печь, используют силу и мощь огня.

Но огонь не прощает небрежного обращения. Иногда достаточно одной искры…

Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия, больницы, магазины, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля.  


Сообщения учащихся:



  1. Огонь защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь. ( слайд №2).

Есть такое выражение «Прометеев огонь». Откуда это выражение пришло и что оно означает? Есть такой миф, что Прометей похитил с Олимпа огонь и принёс его людям, научил их пользоваться огнём. Он сделал так, что люди стали ещё сильнее и независимыми от богов. За это Зевс прогневался на него и приказал приковать к высокой скале. Выражение «Прометеев огонь» стало символом борьбы со злом. (слайд№3).

  1. Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали «свежий», не от огня, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защитить от мора. Через огонь перегоняли скот при эпидемиях. Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человеческого общества, именно огонь разорвал связь человека со стадной жизнью. В наше время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь .

  2. Но огонь стал не только другом и врагом для человека. Он вырвался из-под контроля и стал все разрушать на своём пути. Огонь превратился в пожар. Пожар – это неконтролируемый процесс горения, который может уничтожить всё и создаёт опасность для человека. (СЛАЙД №4).

Сценка «Хулиганы». (Вбегают мальчики - хулиганы)

-Чем бы нам с тобой заняться?

-Что бы такого сделать плохого?

-О! Я, кажется, придумала. Давай мы с тобой костерчик разведем!

-Вот здорово! Давай!

Ведущий.

-Ой, что вы делаете?

Мальчики

-Что вы кричите? Пожар, что ли?

Ведущий.

-Не появись я вовремя – пожара не миновать!

Мальчики

-Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?

Ведущий.

-А вы послушайте стихотворение

Ростом спичка – невеличка,

Не смотрите, что мала.

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

Мальчики

-Ух, ты! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.

-А ведь причиной пожара может быть не только спичка. Оставайтесь с нами, и вы увидите и узнаете много полезного и интересного о мерах безопасности и правилах поведения при пожаре.

1.Причины возникновения пожара

            - Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар.

-Чем может быть опасен пожар?

-Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?

- «Основные причины пожаров - неосторожное обращение с огнём, нарушение правил пожарной безопасности, неправильная эксплуатация электроприборов, детская шалость с огнем. В Росси в течение часа пожарные подразделения более 100 раз выезжают по тревоге. Ежегодно более 1 миллиона человек лишаются жилья в результате пожара. Человек сильнее огня, знание и соблюдение правил пожарной безопасности – залог безопасности.

Выступление 1 класса

1.Как вести себя с огнем,

Вам сейчас расскажем.

2.То, что спички не игрушка

Знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

 3.Когда из дома ты выходишь,

Не забудь проверить вновь,

Все ли выключил приборы,

Не возникнет ли огонь.

 4.Разводить огонь у дома

Строго запрещается,

Так как может тот огонь

Перекинуться на дом.

  5.Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по 01,

Сразу все уладиться.

 6.Всем напомнить здесь уместно,

Что с огнем шутить нельзя.

Выполняйте повсеместно эти правила, друзья!

- Какие правила пожарной безопасности вы знаете?

Для предупреждения возгораний в жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:

· не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;

· не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;

· пользуясь свечами, изолируйте их от стола огнестойкими материалами;

· не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах;

· не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами.

-Но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких случаях?

Если всё же в вашем доме произошёл пожар:

-вызовите пожарную охрану по телефону «01», при этом сообщите, что горит, точный адрес, свою фамилию и номер телефона;

-не поддавайтесь панике, действуйте спокойно и организованно;

-категорически запрещается пользоваться лифтом, спускайтесь только по лестнице;

-в задымлённом помещении двигайтесь как можно ближе к полу – там меньше дыма, придерживайтесь стен;

-если вы не можете выйти из квартиры, плотно закройте комнату, в которой вы находитесь. Используйте мокрую одежду или полотенца для уплотнения щелей в дверях и вентиляционных отверстиях;

-прикройте рот и нос мокрым полотенцем, это сократит количество угарного газа, проникающего в лёгкие;

- не разбивайте окна, так как доступ кислорода может усилить горение. Если вам необходим воздух, приоткройте щель в окне и будьте готовы закрыть эту щель немедленно;

Беседа-игра «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся кошкин дом?».

-Давайте вспомним всем известное стихотворение С. Я. Мар​шака «Кошкин дом» и разберемся: что послужило причиной пожа​ра? Кто вел себя правильно на пожаре?

«Тили-бом, тили-бом. Загорелся Кошкин дом».

-Помните ли вы, из-за чего он загорелся? (Из-за неисправной печи, печь была оставлена без присмотра.)

-А какие еще причины могут привести к пожару? (Ребята играют со спичками, неосторожно обра​щаются с огнем, поджигают сухую траву, зажигают петарды, бенгальские огни, оставляют газ без присмотра.)

-Кто продолжит стихотворение «Кошкин дом» дальше? («Кошка выскочила, глаза выпучила...»)

-Почему? (Кошка растерялась, испугалась.)

-А кто не растерялся? (Курица.)

-Почему вы так думаете? («Бежит курица с ведром, поливает кошкин дом».)

-А можно ли еще чем-то затушить огонь? (Костер можно засыпать песком, землей.)

-А что же должна была сделать кошка, когда обна​ружила пожар? (Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.)

Учитель. Правильно. Нужно позвонить по телефону 01, на​звать точно адрес пожара и что горит.

Знает каждый гражданин

Этот номер – 01.

Если к вам придёт беда –

Позвони скорей туда.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни. Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство Чрезвычайных ситуаций - МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые приподнимают бетонные плиты; ножницы, а также много автомобилей и вертолётов.

Игра «Пожарные».

(По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой и вынести её из пожара) - с завязанными глазами – сильное задымление)

Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, но и обычные люди. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения огнём, особенно если они остаются дома одни.

«Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить».

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руку взять,

«01» сумей набрать

И назвать еще потом

Город, улицу, и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком,

И еще сказать: «Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою».

-Почему телефон пожарной службы - 01? (- потому что 01 - простой, его всякий запомнит, -01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, - 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.

Игра «Набери номер пожарной службы»

Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно - возго​рание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необхо​димо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом ответа (30 сек).

1.Адрес.

2.Объект (что горит - склад, квартира?).

3.Что горит (что конкретно горит в квартире, в школе)?

4.Номер дома.

5.Номер подъезда, код подъезда.

6.Номер квартиры.

7.Какой этаж? Сколько этажей в здании?

8.Есть ли опасность для людей?

9.Фамилия.

10.Телефон.

(Учитель подходит к некоторым ученикам и просит позвонить по телефону вызвать пожарных)

-Кто позвонил правильно?

– А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру “01”?

– Допустимы ли такие действия?

– Почему? (Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему; -бесполезные затраты бензина; -изнашивается пожарный автомобиль)

Дидактическая игра «Если возник пожар».

-В руках у меня воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику.

Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Учитель: Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет... Злой пожар. (Передача шара.)

Учитель: Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в ... ? Квартире. (Передача шара.)

Учитель: Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ... ? Утюг. (Передача шара.)

Ведущий. Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ... ? Играл. (Передача шара.)

Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ... ? Газом. (Передача шара.)

Ведущий. Столб огня чердак объял.

Кто там спички ... ? Зажигал. (Передача шара.)

Ведущий. Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ... ? Костер. (Передача шара.)

Ведущий. Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ... ? Траву. (Передача шара.)

Ведущий. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ... ? Предметы. (Передача шара.)

Ведущий. Помни, каждый гражданин,

Этот номер ... «01». (Передача шара.)

Ведущий. Дым увидел – не зевай.

И пожарных ... Вызывай. (Передача шара.)

Ведущий. Это всем должно быть ясно, что шутить с огнем ... Опасно. (Передача шара.)



Викторина по литературным произведениям, в которых повествуется о пожаре:

-Из каких произведений взяты следующиестроки?

l .Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит крутом?

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом... (С. Михалков «Дядя Степа».)

2. Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите! (К. Чуковский «Путаница».)

3. И вдруг заголосили:

«Пожар! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом».)

4. А лисички взяли спички,

к морю синему пошли,

море синее зажгли! (К. Чуковский «Путаница».)

5. Вопросы и ответы.

1) По какому телефону нужно сообщить о пожаре? ( 01)

2) Можно ли бить стёкла во время пожара в комнате? (нет, через разбитое стекло проникнет воздух, который ускорит горение)

3) Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (Бензин легче воды, вода опускается вниз, а бензин продолжает гореть)

4) Какая бочка опаснее - наполненная бензином, или пустая из-под бензина? (пустая в ней может образоваться концентрация паров бензина с воздухом)

5) Если в квартире произошла утечка газа, можно включать свет? (нет, произойдет взрыв газа, если при включении буде высечена искра)

6) Почему в детских садах и школах двери открываются наружу? (в случае пожара возле них скапливается меньше людей)

7) Почему нельзя бросать в огонь аэрозольные упаковки? (они взрываются. Можно получить травму)

8) Как потушить на себе горящую одежду? (нужно падать на землю и кататься, нельзя бегать в этой одежде)

9) Что делать если во время просмотра телепередач загорелся телевизор? (отключить, позвать на помощь взрослых, позвонить в 01)

10) Можно ли поджигать прошлогоднюю траву? (нельзя, во-первых, это приносит вред животным, во-вторых может случиться пожар)

11) Можно ли водой тушить электропроводку? (нельзя, вода проводник электрического тока. Это опасно для жизни)

12) Какой тканью можно окутывать электрическую лампу? (никакой)

13) Как быть если во время приготовления пищи на сковороде загорелся жир? (накрыть мокрым полотенцем)

- Итак, ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

- Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!