Цели внеклассного мероприятия:
- более подробно познакомить обучающихся с биографией М.Ю.Лермонтова;
- вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
- совершить заочное путешествие в Лермонтовский музей в селе Лермонтово
Пензенской области.
Ход мероприятия:
I.Слово учителя.
Наше мероприятие «Лермонтов в нашей жизни» посвящено творчеству Лермонтова.
Сегодня мы познакомимся с новыми фактами из жизни Михаила Юрьевича и совершим заочное путешествие в Лермонтовский музей в селе Лермонтово, Пензенской области.
Хочется начать наше мероприятие словами С.Наровчатова:
«Лермонтов-то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Он страстно любил Родину, но не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ». Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца».
II Доклады обучающихся.
(Сопровождаются показом картин и чтением стихотворений наизусть).
Мария Михайловна Лермонтова
(1795-1817),
мать поэта
Юрий Петрович Лермонтов
(1787-1831),
отец поэта.
Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных, Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтову 6-8 лет (1820-1822 год)
Брак, заключённый против воли Елизаветы Алексеевны, был неравным и несчастливым. Мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери (в1817 г. в 21 год) ребёнка взяла к себе бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, устранив от воспитания отца.
Мария Михайловна скончалась 24 февраля 1817 года. На ее могиле поставили гранитный памятник с бронзовым крестом и сломанным якорем - символом разбитых надежд.
Юрий Петрович уехал в Кропотово.
Елизавета Алексеевна велела снести большой барский дом в Тарханах, в котором произошло столько несчастий, и на его месте поставила церковь во имя Марии Египетской. Дом для жилья выстроили новый, невдалеке от прежнего.
Юрий Петрович хотел увести сына с собой, но Е.А. Арсеньева убедила его не делать этого: она хотела сама дать мальчику хорошее воспитание, что для Юрия Петровича было не по средствам. В 1817 году она составила завещание по которому в случае смерти ее состояние переходило к внуку.
Юрий Петрович лишь изредка видел сына. В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки, стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки…
После ранней смерти матери (в1817 г. в 21 год) ребёнка взяла к себе бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, устранив от воспитания отца.
Арсеньева (1773-1845),
бабушка поэта со стороны матери
Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии.
Лермонтов рос как богатый барчук - бабушка делала все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически.
Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернёра – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин. С детства Лермонтов свободно владел французским и немецким языками.
Летом 1825 года бабушка привезла Лермонтова на воды на Кавказ, чтобы поправить здоровье. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве Лермонтова.
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
1830 год
В 1827 семья переезжает в Москву, и осенью 1828 года Лермонтов зачисляется полупансионером в 4 класс Московского университетского благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее Жуковский, Грибоедов, Тютчев и др.
В пансионе Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением. Родственник Лермонтова Шан – Грей вспоминал, что у Лермонтова была своя библиотека с сочинениями Ломоносова, Державина, Дмитриева, Батюшкова, Крылова, Жуковского, Козлова, Пушкина.
Уже в Тарханах определяется острый интерес мальчика Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству.
В 1828 – 1829 он пишет несколько поэм:
«Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата».
В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. Но оставляет его в 1832, не удовлетворённый преподаванием и выезжает в Петербург. Но в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве предметы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов избирает военное поприще.
4 ноября 1832 года он сдаёт экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В 1835 году он был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.
В этом году появляется в печати поэма Лермонтова «Хаджи - Абрек», он отдаёт в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша». Начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его литературной работы.
Сразу после гибели Пушкина Лермонтов пишет стихотворение
Смерть поэта
Погиб поэт! – невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь…- он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар.. спасенья нет.
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока4
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, Неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
Это стихотворение принесло Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина.
Заключительные 16 строк стихотворения были восприняты при дворе как «призыв к революции». Лермонтов был арестован.
Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений:
«Соседка», «Пленный рыцарь», «Узник».
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжёлая с замком;
Черноокая далёко,
В пышном тереме своём,
Добрый конь в зелёном поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
В 1837 году начинается кавказская ссылка. Она была тяжёлым испытанием для поэта. Лермонтов объездил всю кавказскую линию от Кизляра до Тамани. Побывал в городах и в центральных областях Грузии.
Он знакомится со ссыльными декабристами.
Эти встречи стали творческим материалом для произведений.
Результаты наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в стихотворении «Дума». Вот несколько строк из этого стихотворения:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
В 1837 году он записывает народную сказку об Ашик – Керибе, стремясь передать и колорит восточной речи, и манеру мышления восточного сказителя, и его героя. Эти же впечатления отразились и в «Казачьей колыбельной песне».
Казачья колыбельная песня
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки – баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки – баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
Шелком разошью..
Спи, дитя моё родное,
Баюшки – баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки – баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь.
Баюшки – баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой4
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю.
Кавказская ссылка Лермонтова была сокращена хлопотами бабушки и влиятельных знакомых.
В 1838 году Лермонтов возвращается в Петербург.
Три с половиной года жизни в столице были годами его литературной славы. Он попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с Жуковским, Вяземским, плетнёвым, семейством Карамзиных, печатает в журнале «Современник» «Бородино», «Тамбовскую казначейшу».
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» автор воспроизводит дух народной поэзии и национальный характер.
«Демон» и «Мцыри» - высшие достижения романтической поэмы Лермонтова.
В них сложился лермонтовский поэтический язык – захватывающий речевой поток.
В зрелые годы Лермонтов чаще обращается к речи намеренно неукрашенной, «безыскусной».
Так написаны многие стихотворения последних лет.
А в 1840 году Лермонтов прочно связал свою судьбу с журналом «Отечественные записки», где ведущим критиком был Белинский.
В марте этого же года, за дуэль с сыном французского посла де Барантома,
Лермонтов был переведён в Тенгинский полк и отправлен в действующую армию на Кавказ.
В июне 1840 года Лермонтов прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик. О чевидцы писали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов.
В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай 1 отклоняет представление.
В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Он испытывает прилив творческой активности. В его записной книжке один за другим следуют лирические шедевры:
«Сон», «Утёс», «Тамара», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк» и мн. др.
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых и в их числе своего товарища по школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзиловых шутка Лермонтова задела Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов.
В этой комнате был вызван на дуэль Лермонтов
Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, твёрдо решив не стрелять в товарища.
15 июля 1841г. между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов был убит. Беспрерывные молнии распарывали небо. Сильный ветер трепал деревья. Мартынов кинулся было к Лермонтову - убитому - с запоздалыми словами: "Прости, Миша…"
Судьба Лермонтова была особенно трагична. А это означает - судьба Лермонтова была героической судьбой
Поэт был убит 15 июля 1841 года.
Он был похоронен в Пятигорске. Через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в с. Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.
У почитателей наследия великого русского поэта М.Ю.Лермонтова постоянно растёт интерес к колыбели его творчества.
В 1969 году открыт музей – заповедник в Тарханах.
Ежегодно эти памятные места посещают свыше двухсот тысяч человек.
За последнее время экспозиционный комплекс музея – заповедника увеличился.
III Заочное путешествие в музей-заповедник.
(Учитель показывает презентацию).
А сейчас мы совершим заочное путешествие в государственный Лермонтовский музей, который был открыт в 1939 году.
В 1969 году он был преобразован в государственный музей – заповедник «Тарханы».
Адрес музея:
442240
Пензенская область
Белинский район
С.Лермонтово
(в 100 км. от г.Пензы).
1.
Мы отправляемся в село Лермонтово.
2.
Мы приближаемся к территории музея. Вдалеке виднеется вход. Это большие белые ворота.
3.
Не будем спешить в музейные залы. Посмотрим, что находится на территории музея.
Старинная усадьба, широкие и тенистые аллеи парка.
4.
Осмотр обычно начинают с главной и самой значительной части заповедника-с бывшей барской усадьбы. Для этого нужно пройти к плотине перед прудом.
Дорожка выложена кирпичом. В то время это была роскошь, но Арсеньева могла себе это позволить, у неё был кирпичный завод.
5.
В зарослях деревьев стоит «тайная беседка», которую летом почти не видно в густой зелени.
6.
На территории музея восстановлена мельница, которая функционировала во времена поэта.
7.
Елизавета Алексеевна велела снести барский дом, в котором произошло столько несчастий, и на его месте поставила церковь во имя Марии Египетской.
8.
Барский дом, величественный, с колоннами, вознесённый на пригорок, царящий над всем окружающим, является центром усадьбы. В нём всего 10 комнат. Имеется два выхода: красный для господ и чёрный для дворовых, с верандой и балконами. Входим в дом.
9.
На первом этаже гостиная.
В ней, как и во времена Лермонтова, стены оклеены обоями голубого цвета. Диван, кресла, стулья обшиты бледно-голубым в широкую полоску атласом.
В середине комнаты изящный столик.
Переходим в следующую комнату.
10.
В этой комнате семья любила коротать долгие зимние вечера.
За этим столиком играли в карты.
11.
Рядом стоит рояль, на котором играла ещё мать Михаила Юрьевича.
12.
Переходим в другую комнату на 1 этаже. Здесь стоит круглый стол, покрытый скатертью. Рядом изящные стульчики. На столе самовар, чайный прибор.
13.
В соседней комнате стоит шкаф с книгами, которые читал Лермонтов.
Сверху стоят часы, украшенные статуэткой.
14.
Переходим в самую маленькую комнатку. Это образная. В ней когда–то был устроен иконостас. Это говорит о том, что семья была верующая.
15.
Стены следующей комнаты украшены портретами неизвестных художников. Портрет бабушки Лермонтова.
16.
Портреты Михаила Юрьевича.
17.
Портрет Марии Михайловны (матери Лермонтова).
18.
А теперь мы поднимаемся на 2 этаж по этой широкой лестнице.
19.
Мы проходим в комнату, в которой поэт обучался наукам.
Обратите внимание на то, что на столе стоит подставка для перьев, которыми писал Михаил Юрьевич.
20.
А в этой комнате стоит стол – секретер. За этим столом Лермонтов создал множество своих произведений.
21.
В музее сохранились черновики некоторых работ. Вот одна из них.
22.
В этой комнате можно было отдохнуть за овальным столиком, пообщаться.
23.
Выходим на лестницу.
Вы видите дорожные сундуки, которые использовали при переездах.
24.
А теперь посмотрим, как жили крестьяне.
Это людская. Небольшой деревянный домик.
25.
Проходим в дом. Обратим внимание на пол. Он деревянный. На столе картина. Вдоль стен лавочки. Печь. Самовар.
26.
В углу висит крестьянская одежда. Рядом плетёные лапти.
27.
В соседней комнате висит колыбелька, покрытая чехлом. Рядом прялка.
28.
А в этой комнате стоит ткацкий станок. На нём крестьяне ткали полотно, из которого потом шили одежду.
Дворовые у Арсеньевой жили хорошо, так как она жила зажиточно, имела кирпичный завод.
29.
Выходим из людской и идём к могиле Юрия Петровича (отца Лермонтова). Его прах покоится не в семейном склепе, а на территории усадьбы. На могиле имеется надгробная надпись. Это слова сына, которого бабушка разлучила с отцом. Горечь разлуки вылилась в такие слова…
30.
Прости! Увидимся ль мы снова?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного,
Как знать! Итак, прости, прости!..
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…
Но понимаем, был одним.
31.
На территории музея установлен памятник М.Ю.Лермонтову
Работы Комова О.К.
IV Итог.
Наше мероприятие подходит к концу.
Что нового вы открыли для себя из жизни Лермонтова?
Что особенно запомнилось?
(Ответы обучающихся).
Слово учителя.
Сегодня мы более подробно познакомились с биографией Лермонтова, совершить заочное путешествие в музей Лермонтова, который находится в селе Лермонтово.
Более подробно о музее-заповеднике вы сможете узнать из книги «Музей-заповедник «Тарханы» под редакцией директора Государственного лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» заслуженного работника культуры РСФСР Т.Т.Мельниковой». Эта книга есть в нашей библиотеке.
И закончить наше мероприятие хочется словами Николая Почивалина.
Это его слова о великом земляке:
«Михаил Лермонтов навечно остался здесь, на земле, которая взрастила его. И так же как мы, иные грядущие поколения людей будут навещать маленькие Тарханы, где под тёмным шумящим дубом живым чутким сном спит поэт, неся ему свою любовь и признательность. Так будет всегда. Как всегда будут цвести на земле сады, смеяться дети и светить солнце».