СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заочное космическое путешествие по теме: "Ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с термином ударение

Просмотр содержимого документа
«Заочное космическое путешествие по теме: "Ударение"»

Урок – заочное космическое путешествие

Тема : «Понятие об ударении».

Цель: учить определять на слух слог, который произносится сильнее, ознакомить с термином «ударение» ; развивать артикулярный аппарат, устную связанную речь во время выполнения заданий с логической нагрузкой; воспитывать любовь к родной земле, чувство ответственности за свой труд.

Оборудование : рисунки с изображением животных, цветов, карточки с цифрами, медали « Спасибо за хорошую работу».

I . Организация класса

Доброе утро, леса и поля,

Доброе утро, планета Земля!

Счастья, здоровья всем людям желаем,

К знаниям в школу бежим , поспешаем.

II . Сообщение темы урока

К началу урока дети под дверью находят большой яркий конверт. Возникает вопрос : что это? Что там написано?

Беру конверт в руки и говорю детям, что это письмо от Петеньки Непоседкина. Открываю конверт и читаю:

«Дорогие ученики 1-го класса! Я приглашаю вас совершить космический полёт на ракете. Мне очень хочется узнать , умеете ли вы дружно работать , преодолевать трудности.

Петенька Непоседкин».

- Ну что , дети, принимаем приглашение Петеньки?

Итак ,мы всем классом отправляемся в путешествие на космической ракете.

- А как мне вас теперь называть: вы же теперь не только ученики? ( Члены космического экипажа)

- Сегодня мы совершим полет в неизвестное космическое пространство.

Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнить такие условия :

  1. Точно и правильно выполнять задания.

  2. Быть очень внимательными.

  3. Регулярно выполнять физминутки.

  4. Не допускать ошибок, так как ракета может попасть в аварию.

III . Разминка

- А сейчас мы проведем разминку, чтобы подготовиться к старту.

1 Скороговорка.

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Под взмах руки хором :

- медленно ;

- быстро ;

- не быстро.

2. Игра « Озвуч картинку» ( На картинке рисунки : мышь, филин, кукушка)

3. Игра «Назови одним словом»

Орел, воробей, сорока, голубь- птицы.

Ромашки, колокольчики, розы, мак – цветы.

Диван, стул, шкаф, стол – мебель.

Автомобиль, автобус, трамвай- транспорт.

Жук, комар, бабочка, муравьи- насекомые.

IV. Отправление в полет

  1. Подбор членов экипажа.

–Отправляемся в путешествие на ракете.Внимание ! Экипажу занять места в ракете. Оденьте шлемы, престигните ремни. Давайте с собой в полет возьмем животных. Вы знаете, что в космосе первыми побывали собаки.В полет возьмем животных, у которых два слога.

Я показываю изображения животных (Павлин (2), верблюд (2), бабочка (3), страус (2), ежик (2), лягушка (3), обезьяна ( 4), курица (3), щенок (2), утка (2)), вы шепотом делите слово на слоги и поднимаете цифру, которая соответствует количеству слогов.

Кого же мы возьмем в полет?

Павлин (2), верблюд (2), страус (2), ежик (2), щенок (2), утка (2).

-Составьте модель слова с двух слогов :





2. Выбор капитана.

С помощью считалки выбираем капитана.

- Станьте в круг, сейчас по слогам проговорим считалку (каждый слог попадает на одного ученика).

Вышел месяц из тумана,
А я буду капитаном.
Рано-рано по утру
Я команду соберу.

-Давайте вспомним другие считалочки, проговорим их по слогам.

Ветер за море летал,
Ветер певчих птиц считал.
Посчитал всех до одной!
А потом взял выходной.
Наша очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять!

Дети берутся за руки, идут по кругу и проговаривают:

На космической ракете

Мы освоим все планеты.

На какую захотим,

Туда и полетим.

Но у нас секрет один:

Кто замечтался –

На Земле остался.

С последним словом все разбегаются и садятся за парты.

V. Ознакомление с понятием « ударный слог».

1. Наблюдение за произношением слов.

- Дети, кто из родных вам людей остался на Земле?

- Какой человек для вас самый дорогой?

-Поделим на слоги слово «мама». Назовите первый слог, а теперь – второй.

- Давайте громко произнесем слово «мама», возможно, она нас услышит.

-Какой слог проговариваем сильнее и он дольше тянется?

- Произнесем еще раз.

Вывод. Сильнее произносится первый слог – это ударный слог.

На схеме



знак ударения ставится вверху над ударным слогом. Ударным может быть любой слог.

Произнесем слова дедушка, бабушка, сестра, брат,тетя, дядя слитно, с вопросительной интонацией. Таким образом в каждом слове определим ударный слог.

-Какое слово имеет один слог? ( брат) В односложных словах ударение не ставится.

Итак, не забудем в полете о своих родных.

  1. Упражнения в определении ударения

– Посмотрите внимательно на рисунки, с изображением животных, которые вы взяли в полет. Поделим слова на слоги, определим ударный.

( В тетрадях схематически изображают слоговые модели слов, ставят знак ударения.)

VI .Закрепление умений определять ударение

  1. Отгадывание загадок.

–Еще вчера я предупредила ваших мам, что сегодня мы будем путешествовать на ракете. Они приготовили вкусную еду.

Угадайте, что именно.

-Месили, месили,

Лепили, лепили,

А потом – хоп! –

И в кипяток !

А напоследок в масло и сметанку.

Кто сможет отгадать,

Того и будем угощать.

( Вареники )

-Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак...

( Каша)

-Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я один тебя не съем, разделю ребятам всем.
(Бублик)

-Сахаристая рубашка,
Сверху — яркая бумажка.
Сладкоежки любят это.
Что за лакомство?
(Конфета)

-Вот так чудо! Вот так смех!
Продаётся летом Снег.
Зимние Подарки
В упаковках ярких.

( Мороженое )

  1. Закрепление умений строить предложения.

На доске появляются рисунки.Составим по ним предложения.Ученики на доске строят схемы предложений.

VII . Физкультминутка

- Наша ракета всё дальше отдаляется от Земли. Как приятно вспомнить всё, что связано с нашей родной Землёй. Представьте, что вы на полянке с цветами. Как красиво! Встаньте , пройдитесь по полянке. Наклонитесь над каждым цветочком, рассмотрите их хрупкие лепестки.

Смотрите, дети, какой букет я собрала. Назовите эти цветы.

- Сколько в словах слогов? Назовите ударный слог.

VIII . Закрепление изученного материала

  1. Самостоятельный подбор слов.

–А сейчас всем членам экипажа следует занять свои места, поправить шлемы, пристегнуть ремни.

Самостоятельно подберите слова с ударением на первом слоге.

  1. Игра «День и ночь».

Если я называю слово с ударением на первом слоге, дети закрывают глаза, - «ночь».Если называю слово с ударением на втором слоге,- «день». ( глаза открыты).

  1. Итог урока

–Дети , я включаю рацию. Что можна сообщить на Землю о нашем уроке в космосе? Что нового узнали?

–Внимание ! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной работе экипажа. Прошу всех встать .

Экипажу космонавтов 1 класса объявляется благодарность. Космонавты ( перечисляю фамилии детей , которые особенно активно и добросовестно работали на уроке) награждаю медалями « Спасибо за хорошую работу»

–Что вы расскажите дома о нашем путешествии?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!