СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные задачи по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены занимательные задачи по биологии по теме "Животные" и "Растения". Можно применять для урока -игры или использовать как проблемные вопросы во время проведения уроков (для отдельных его этапов). Развивают логику, мышление, повышают интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные задачи по биологии.»

Познавательные задачи по биологии.

Раздел «Растения».


  1. Хорошо известна народная пословица: «Лучше хорошо один раз взрыхлить, чем два раза плохо полить». Дайте обоснование идее, заложенной в пословицу.

Ответ: При рыхлении нарушается капиллярное строение почвы, что снижает испарение. При плохом поливе влага остается только в верхнем слое, почва уплотняется, трескается и испарение воды увеличивается.

  1. На севере корни сосны растут вертикально, а потом продолжают расти горизонтально. Объясните это явление.

Ответ: Корни развиваются в глубину до тех пор, пока не встретят слой вечной мерзлоты. Тогда они и начинают расти в горизонтальном направлении.

  1. Падающий на лист солнечный свет обеспечивает растению получение энергии, необходимой для фотосинтеза. Одновременно он подвергает его риску высыхания. В обычных условиях этого не бывает. Почему?

Ответ: Листья охлаждаются при испарении воды через устьица. Это защищает их от перегревания и высыхания.

  1. Листья плюща всегда поворачиваются к свету. И если растение отвернуть. То через некоторое время листовые пластинки опять повернутся к источнику освещения. Почему?

Ответ: Листья располагаются в положении наиболее выгодного освещения. Это явление называется фототропизм, т.е. движение за светом.

  1. В семенах имеется запас органических веществ: крахмал, жиры, белки. Крахмал образуется в результате фотосинтеза. А могут ли образоваться жир и белок в результате реакции фотосинтеза?

Ответ: Нет.

  1. В листьях растений процесс фотосинтеза идет в хлоропластах. А происходит ли этот процесс в плодах?

Ответ: Да, пока они зеленые.

  1. Оказывается, в спальных комнатах не рекомендуется держать много растений с сильным запахом, в то же время в доме желательно иметь комнатные растения. Объясните эти противоречия.

Ответ: Днем растения выделяют кислород (фотосинтез), а ночью они дышат и выделяют углекислый газ.

  1. В овощеводческом хозяйстве лиственные овощи - шпинат, салат – для продажи в магазинах срывают вечером, а не утром. Почему рекомендуется так делать?

Ответ: Листья, сорванные в прохладное время, т.е. вечером, меньше испаряют воды и к утру в магазины поступают свежими. Сорванные утром или днем, они в жару будут быстро вянуть.

  1. У большинства деревьев за вегетационный период образуется одно годичное кольцо, но у саксаула в иной год их образуется три, а то и десять. Объясните подобное явление.

Ответ: Это свидетельствует о смене несколько раз за год условий жизни существования: количества питания и влаги.

  1. В результате неблагоприятных климатических условий вишни в июле оказались почти без листьев, а плоды были мелкими и долго не созревали. Почему?

Ответ: Малое количество листьев не могло обеспечивать достаточную выработку и поступление органических веществ в плоды.

  1. Яблоки и груши зимних сортов снимают с дерева еще совсем зелеными и невкусными. Через некоторое время они дозревают и вкус их меняется. Как объяснить это явление?

Ответ: В клетках происходят сложные биохимические процессы превращения крахмала, органических кислот в сахара, ароматические вещества.

  1. При выращивании некоторых овощных растений у некоторых часто обрывают лишние листья, а вот при выращивании капусты этого делать нельзя. Почему?

Ответ: Наружные листья капусты богаты хлоропластами, где образуются органические вещества, а они идут на формирование кочана – гигантской почки.

  1. На пустыре, где раньше росла крапива, хотели посадить огурцы и горох. В данном случае люди посадили горох. Правильно ли они сделали?

Ответ: Лучше было посадить огурцы, т.к. крапива является показателем богатых почв, нужных для огурцов. А горох меньше нуждается в удобрениях, т.к. обогащает почву азотом.

  1. При хранении клубней картофеля они теряют вес. Морковь кроме веса теряет еще и сладкий вкус. Как объяснить это явление?

Ответ: При длительном хранении клубни картофеля за счет дыхания теряют вес, а в моркови разрушаются сахара, и она становится менее сладкой.

  1. Бактерии гниения вызывают порчу продуктов. Однако, если продукты посолены или засахарены, бактерии на них не оказывают действие. Почему?

Ответ: Посоленные и засахаренные продукты являются неблагоприятной средой для развития бактерий гниения.

  1. В сосновом бору встречается много маслят, в березовом лесу растут больше подберезовики. Как это объяснить?

Ответ: Это примеры симбиоза между отдельными видами деревьев и грибов.

  1. В лесном массиве произрастало много папоротников. Однако после вырубки леса папоротники исчезли. Почему?

Ответ: Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

  1. В тропических лесах много лиан и других вьющихся растений, в то же время как в лесах средней полосы подобные явления не наблюдаются.

Ответ: В тропических лесах часто царит полумрак. Распространенность таких растений – биологическое приспособление к использованию света. Леса умеренного климата просторные, светлые и в таких приспособлениях не нуждаются.

  1. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

Ответ: Лишайники являются индикаторами чистого воздуха. Для их развития нужен чистый воздух. А воздух городов загрязнен.

  1. В сухое лето грибы следует искать ближе у стволов деревьев, гриб «жмется» к стволу, а в сырое лето как бы отбегает поодаль и больше встречается дальше от стволов деревьев. Почему?

Ответ: Грибы любят влажную почву. В сухое лето более влажная почва под кронами деревьев. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.

  1. Листья береза, липы, осины опадают все сразу, а у каштана, ясеня они опадают отдельными листочками. Как вы думаете, почему?

Ответ: У каштана и ясеня лист сложный, он состоит из нескольких более простых отдельных листочков. Летом они соединены прочно, как пальцы руки. Осенью связь между листочками становится меньше, и они опадают отдельно.

  1. Опадают ли иголки у сосны и ели? Как доказать?

Ответ: Да. Доказательство этого большое число хвоинок под деревьями. Особенно это хорошо видно на свежем снегу.

  1. В хвойном лесу даже при слабом ветре слышится низкий гул. «Лес шумит» - говорим мы. Отчего шумит хвойный лес?

Ответ: Слабый шипящий звук вызывают маленькие вихри, образуемые струями воздуха, огибающими ветви и иголки хвои. Сливаясь вместе, эти слабые звуки образуют шум леса.

  1. Летом в лесу прохладнее, чем в поле или на лугу. Зимой, наоборот, в лесу теплее, чем на открытых пространствах. Почему?

Ответ: На открытых пространствах суточные и сезонные колебания температуры воздуха более резкие, чем в лесу. На поле почва летом сильно нагревается и отдает тепло, а зимой остывает и понижает температуру воздуха.

  1. Новогодняя елка после того, как она постоит в комнате некоторое время, начинает терять иголки. Это происходит, даже если она стоит в ведре с водой или сырым песком. Почему?

Ответ: У елки нет корня, который подавал бы воду в стебель и листья. Из-за недостатка влаги иголки начинают опадать.

  1. Косить траву можно в любое время дня. Народная мудрость гласит, что лучше косить траву утром. Решите, имеет ли это утверждение научное обоснование.

Ответ: Во время утренней росы у трав повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание: открытые устьица ускоряют процесс высушивания.

  1. После больших вырубок леса, после прокладывания широких просек на переувлажненных местах произрастающего леса часто начинается заболачивание. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

Ответ: лес испаряет избыточную влагу. После его вырубки избыток влаги сохраняется в почве и на этих местах интенсивно развиваются мхи.

  1. Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой?

Ответ: Обрезать часть стебля под водой. Чтобы вытеснить воздух из растения.

  1. Могут ли генетически одинаковые растения отличаться друг от друга в зависимости от условий внешней среды?

Ответ: Да. Например, потомки одного растения, выросшие в лесу и на лугу, отличаются размерами.

  1. Чем можно объяснить сладкий вкус проростков пшеницы?

Ответ: У проростков крахмал расщепляется до глюкозы, она и объясняет сладкий вкус.

  1. Что произойдет с растением, выращенным в полумраке?

Ответ: Растение будет бледно-зеленым или желтым, стебель тоньше и длиннее, листья станут мельче и будут реже расположены.

  1. Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска?

Ответ: Они лучше заметны насекомым – опылителям.

  1. Как объяснить «плач» у деревьев?

Ответ: Сок двигается по сосудам древесины к почкам. При нарушении целостности древесины сок вытекает наружу.

  1. Что можно узнать по свежеспиленному пню?

Ответ: Возраст, стороны света, условия произрастания.

  1. Как узнать стороны света по стволу дерева?

Ответ: С северной стороны ствола, где больше тени и влаги, растет мох. С южной стороны больше веток, листва гуще.

  1. Свыклась водоросль с грибами,

зацепилась за кору

и пришлася ко двору.

О каком явлении и организме идет речь в загадке?

Ответ: Симбиоз, лишайник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!