СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика_рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Пояснительная записка к курсу «Занимательная математика»

 

Рабочая программа учителя составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века) и рабочей программы по курсу «Занимательная математика» МБОУ СОШ №27.

 

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика_рабочая программа»

I. Пояснительная записка к курсу «Занимательная математика»


Рабочая программа учителя составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века) и рабочей программы по курсу «Занимательная математика» МБОУ СОШ №27.


Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Целью факультатива является развитие математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.


Содержание факультатива. 

Содержание факультатива  «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.


Общая характеристика факультатива. 

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.

С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.


Формы организации учебного процесса и их сочетание

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.


Основными формами текущего контроля являются:

  • наблюдение

  • беседа

  • устный опрос;

  • диагностические работы;

  • тестовые задания;

  • творческие работы.


Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Авторская программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), в 2019-2020 году по календарю – 30 часов. Корректировка за год на 3 часа. Объединены следующие уроки:

№20: Числовые головоломки и №21: Математическая карусель

№27: Математическое путешествие и №28: Математические игры

№32: Математические игры и №33: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20» др.


II. Календарно-тематическое планирование

по курсу «Занимательная математика» на 2019-2020 учебный год_ 1 класс


Тема занятия

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные УУД

Метапредметные УУД

По плану

Фак-ти-чес-ки

Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу соответствую­щую этапу обучения;

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном ма­териале;

  • адекватно восприни­мать предложения учи­теля;

  • проговаривать вслух по­следовательность про­изводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельно­сти;

  • осуществлять перво­начальный контроль своего участия в доступ­ных видах познаватель­ной деятельности;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие кор­рективы под руковод­ством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать разнооб­разные учебно-познава­тельные задачи и ин­струкции учителя;

  • в сотрудничестве с учителем находить ва­рианты решения учеб­ной задачи;

  • первоначальному уме­нию выполнять учеб­ные действия в устной и письменной речи;

  • осуществлять поша­говый контроль своих действий под руковод­ством учителя;

адекватно восприни­мать оценку своей рабо­ты учителями, товари­щами.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в ин­формационном материа­ле учебника, осуществ­лять поиск необходимой информации при работе с учебником;

  • использовать рису­ночные и простые сим­волические варианты математической записи;

читать простое схема­тическое изображение;

  • понимать информа­цию в знаково-символической форме в прос­тейших случаях, под руководством учителя кодировать информа­цию (с использованием 2-5 знаков или симво­лов, 1-2 операций);

  • на основе кодирова­ния строить простейшие модели математических понятий;

  • проводить сравнение (по одному из основа­ний, наглядное и по представлению);

  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать суще­ственные и несущест­венные признаки (для изученных математичес­ких понятий);

  • под руководством учи­теля проводить клас­сификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

  • под руководством учи­теля проводить анало­гию;

понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно- следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить небольшие математические сооб­щения в устной форме (2 -3 предложения);

  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых мате­матических отноше- ниях,

  • выделять несколько существенных призна­ков объектов;

  • под руководством учителя давать харак­теристики изучаемым математическим объек­там на основе их ана­лиза;

  • понимать содержание эмпирических обобще­ний; с помощью учителя выполнять эмпиричес­кие обобщения на основе сравнения изучаемых математических объек­тов и формулировать выводы;

проводить аналогии между изучаемым ма­териалом и собствен­ным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группа­ми;

  • воспринимать различ­ные точки зрения;

  • воспринимать мнение других людей о матема­тических явлениях;

  • понимать необходи­мость использования правил вежливости;

  • использовать простые речевые средства;

  • контролировать свои действия в классе;

понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать прос­тые речевые средства для передачи своего мне- ния,

  • следить за действия­ми других участников учебной деятельности;

  • выражать свою точку зрения;

  • строить понятные для партнера высказы­вания;

адекватно использо­вать средства устного общения.


Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся

  • тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

— воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика:

— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали

  • конструкции;

— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


03.09


Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

10.09


Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

17.09


Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

24.09


Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

01.10


Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

08.10


Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

15.10


Конструирова-ние многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

22.10


Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

12.11


Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

19.11


Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

26.11


Лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

03.12


Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

10.12


Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

17.12


«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

24.12


«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

14.01


Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

21.01


Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

28.01


Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

04.02


Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11.02


Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

25.02


Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

03.03


Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

10.03


Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

17.03


Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

07.04


Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу:

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

14.04

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

21.04


Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

28.04


Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

05.05


Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

19.05


Математические игры. Праздник «Математи-ческий КВН»

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20» др.



III.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по курсу «Занимательная математика»


Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой


Учебные и методические пособия для учителя:

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.


Учебные и методические пособия для обучающихся:

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

9. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.

13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2008.

14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.

15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.


Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок


Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.


Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;


Набор ЦОР по проектной технологии.


Оборудование класса


Ученические столы 2 местные с комплектом стульев


Стол учительский с тумбой


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


10.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала


11.

Полки для Уголка книг


12.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.




Скачать

© 2020, 188 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!