СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельностти для учащихся 7 класса по математики. Рассчитана на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

Содержание

Пояснительная записка 3

Взаимосвязь с программой воспитания 4

Планируемые результаты освоения курса 5

Содержание программы 8

Календарно-тематическое планирование 9

Ресурсное обеспечение. 12

Список используемой литературы. 12





Пояснительная записка

Программа курса «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности.

 Организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики.

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.

При отборе содержания программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, практической направленности, учета индивидуальных способностей и посильности. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка.

Цель курса: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи курса:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;

  • расширение и углубление знаний по предмету;

  • раскрытие творческих способностей учащихся;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно популярной литературой;

  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;  работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Методы и формы обучения:

Для работы с учащимися используются следующие формы работы: урок беседа, комбинированный урок, урок обобщение и систематизация знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:

  • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;

  • в возможности комплектования разновозрастных групп для реализации особо интеллектуальных и социокультурных потребностей в деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;

  • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • развитие креативности мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

  • умение выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;

  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;

  • развитие способности к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.

Метапредметным результатом изучения курса являются умения:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  •  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;

  • использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить  свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.



















Содержание программы

Определение модуля. Уравнения, содержащие модуль

Понятие модуля и его геометрическая интерпретация. Нахождение значений выраже­ний, содержащих модуль. Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения.

Проценты. Основные задачи на проценты

Проценты. Основные задачи на проценты. Процентные расчеты в жизненных ситуациях.

Задачи с практическим содержанием

Практико-ориентированные задачи. Чтение графиков реальных зависимостей. Текстовые задачи. Представление зависимостей между величинами в виде формул.

Функции

Задание функции несколькими формулами. График функции у=|х|.

Одночлены

Умножение одночленов и возведение одночленов в степень.

Треугольники

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Сумма углов треугольника.

Многочлены

Разложение многочлена на множители способом группировки. Решение уравнений с по­мощью разложения на множители.

Формулы сокращенного умножения

Возведение двучлена в квадрат. Куб суммы и куб разности. Возведение двучлена в сте­пень.

Системы линейных уравнений

Графическое решение систем линейных уравнений. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение линейных уравнений с двумя переменными. Ли­нейные неравенства с двумя переменными и их системы. Решение задач с помощью систем уравнений.

Календарно-тематическое планирование

Номер

занятия

Тема занятия

Количество часов


Определение модуля. Уравнения, содержащие модуль (8 часа)


1

Понятие модуля и его геометрическая интер­претация. Нахождение значений выражений, содержащих модуль

2

2

Нахождение значений выражений, содержащих модуль

2

3

Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения

2

4

Решение уравнений, содержащих модуль

2


Проценты. Основные задачи на проценты (6 часа)


5

Проценты. Основные задачи на проценты

2

6

Процентные расчеты в жизненных ситуациях

2

7

Процентные расчеты в жизненных ситуациях

2


Задачи с практическим содержанием (10 часов)


8

Практико-ориентированные задачи

2

9

Практико-ориентированные задачи

2

10

Чтение графиков реальных зависимостей

2

11

Текстовые задачи

2

12

Представление зависимостей между величи­нами в виде формул.

2


Функции (4часа)


13

Задание функции несколькими формулами.

2

14

График функции у=|х|.

2


Одночлены (24 часа)


15

Умножение одночленов и возведение одночле­нов в степень.

2

16

Умножение одночленов и возведение одночле­нов в степень.

2


Треугольники (10 часов)


17

Признаки равенства треугольников.

2

18

Признаки равенства треугольников.

2

19

Равнобедренный треугольник и его свойства.

2

20

Равнобедренный треугольник и его свойства.

2

21

Сумма углов треугольника.

2


Многочлены (4 часа)


22

Разложение многочлена на множители спосо­бом группировки.

2

23

Решение уравнений с помощью разложения на множители.

2


Формулы сокращенного умножения (10 часов)


24

Возведение двучлена в квадрат.

2

25

Куб суммы и куб разности.

2

26

Куб суммы и куб разности.

2

27

Возведение двучлена в степень.

2

28

Возведение двучлена в степень.

2


Системы линейных уравнений (10 часов)


29

Графическое решение систем линейных урав­нений.

2

30

Системы линейных уравнений с двумя пере­менными.

2

31

Системы линейных уравнений с двумя пере­менными.

2

32

Линейные неравенства с двумя переменными и их системы.

2

33

Решение задач с помощью систем уравнений.

2



Ресурсное обеспечение. Список используемой литературы.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А.Г. Осмолов, О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Математика. 7-8 классы: задания для подготовки к олимпиадам/ авт.-сост. Ю.В. Лепёхин, Волгоград: Учитель, 2015г.

  4. Электронное пособие «Математика. 5–11 классы. Олимпиадные задания» серии «Методики. Материалы к урокам»,www.uchmag.ru

  5. Алгебра. 7 класс: Учеб. для шк. с углубл. изуч. Математики. – М, Мнемозина, 2000г.

  6.  «Математическая разминка», В.А. Гусев, А.П. Комбаров, М., Прсвещение,    2005г.

  7.  «Сборник логических задач», В.А. Володкович , М., Дом педагогики, 1996г.

  8.  «За страницами учебника алгебры», Л.Ф. Пичурин , М., Просвещение, 1990г. «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами», Л. Солуковцева М, Чистые пруды, 2007г

  9.  «Предпрофильная подготовка учащихся по математике», И.Н. Данкова , М, «5 за знания», 2006г

  10.  «Начала в изучении функций», Е. Канин, М, Чистые пруды, 2005г

  11.  «Текстовые задачи», Г.И.Григорьева, Волгоград, издательско-торговый дом «Корифей»,2007г.

  12. «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами», Л. Солуковцева, М, Чистые пруды, 2007г

  13. «Начала в изучении функций», Е. Канин , М, Чистые пруды, 2005г

  14.  «Сборник задач по алгебре для 7 классов»: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики, Галицкий М.Л., М.: Просвешение,2000г

 Интернет источники

  1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru

  2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm

  3. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. – Режим доступа: http://zadachi.mccme.ru

  4. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. – Режим доступа: http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm

  5. Олимпиадные задачи по математике: база данных. – Режим доступа : http://zaba.ru

  6. Московские математические олимпиады. – Режим доступа: http://www.mccme.ru/olympiads/mmo

  7. Сайты энциклопедий. – Режим доступа: http://www.rubricon.ru;http://www.encyclopedia.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!