СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность "занимательная математика" для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика».

(70 часов)

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия О. Холодовой «Занимательная математика». – Москва: РОСТ книга, 2015 г.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме
данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование
символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее
важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определённому вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые
в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует
поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на
олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют
познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на
уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Ожидаемые личностные и метапредметные результаты обучения по ФГОС.

Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости;
- умение преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
-развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха или неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки: «У
меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Имеют понятие :
- об оформлении математических газет;
- об участии в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- о знакомстве с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- о решение проектных задач;
- о самостоятельная работа;
- о работе в парах, в группах;
- о творческих работах.


Содержание программы «Занимательная математика».

Курс «Заниматика» для начальной школы является интегрированным. В нём объединены
арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Арифметический блок.
Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.
Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел
в пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны
(миллион и другие).
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление
ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное
число, и другие. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.
Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.
Универсальные учебные действия.
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с
заданными правилами. Включаться в групповую
работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный
(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Блок логических и занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными
данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор
необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Старинные задачи.
Логические задачи.
Комбинаторные задачи.
Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на
просеивание. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые
способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых
решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение
букв в условной записи: КОКА + KOJ1A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных
действий.
Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые
числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в
тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрический блок.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии
по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с
использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Универсальные учебные действия.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, другие обозначения, указывающие
направление движений
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.
Анализировать расположение деталей разных фигур, треугольников, уголков, счётных палочек в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей, оставлять детали в соответствии с заданным
контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из разы
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию
с образцом.
Рекомендуемая структура занятия.
ОРЕШКИ ДЛЯ УМА (3-5 минут). Основной гада чей данного этапа является создание у ребят
определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способы вызвать
интерес рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они
же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих
способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе
занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств. но и позволяют, неся
соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы
познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания
подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики
нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять
время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и
дальнозоркость.
СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи
занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую
неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают
«помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых
ребусов.
ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса
тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом
конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.
ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10-15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные
задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками
обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают
детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная
практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление
собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все
необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
ЗАГАДКИ ВЕСЁЛОГО КАРАНДАША (волшебные картинки) (10-20 минут). Предлагаемый занимательный
материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных
представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих
заданий у ребёнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате
аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Основные виды деятельности:

  • Решение занимательных задач

  • Оформление математических газет

  • Участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

  • Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • Решение проектных задач

  • Самостоятельная работа

  • Творческие работы


Формы подведения итогов реализаци программы:

Участие обучающихся в школьном туре олимпиад по математике.

Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе

Выпуск математической газеты




Тематическое планирование



Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Аудиторные

Внеауди-торные

1

Город загадочных чисел.

13

10

3

2

Город Закономерностей

16

9

7

3

Город Геометрических превращений

12

6


6

4

Город Логических рассуждений

16

12

4

5

.Город Занимательных задач.

13

8

5

8

ИТОГО

70

35

35
























Приложение 1


Календарно- тематическое планирование


Тема занятий

Кол-во часов

Дата

По

плану

факт

1-2

Улица Ребусовая.


2



3-4

Заколдованный переулок.


2



5-6

Цифровой поезд.


2



7-8

Числовая улица.


2



9-10

Вычислительный проезд.


2



11-12

Вычислительный проезд.


2



13

Испытание в городе Загадочных чисел. В цирке.


1



14-15

Улица Шифровальная.


2



16-17

Координатная площадь.


2



18-19

Порядковый проспект.


2



20-21

Порядковый проспект.


2



22-23

Порядковый проспект.


2



24-25

Улица Волшебного квадрата.


2



26-27

Улица Магическая.


2



28-29

Испытание в городе Закономерностей. Сыщики.


2



30-31

Конструкторский проезд.


2



32-33

Фигурный проспект.


2



34-35

Конструкторский проезд.


2



36-37

Зеркальный переулок.


2



38-39

Художественная улица.


2



40-41

Испытание в городе Геометрических превращений. Сказки зимы.


2



42-43

Улица Высказываний.


2



44-45

Улица Правдолюбов и Лжецов.


2



46-47

Отрицательный переулок.


2



48-49

Улица Сказочная.


2



50-51

Площадь Множеств.


2



52-53

Пересечение улиц. Перекресток.


2



54-55

Проспект Логических задач.


2



56-57

Испытание в городе Логических рассуждений. Веселый поезд.


2



58-59

Улица Величинская.


2



60-61

Смекалистая улица.


2



62-63

Денежный бульвар.


2



64-65

Торговый центр.


2



66-67

Временный переулок.


2



68-69

Хитровский переулок.


2



70

Математический конкурс «Сказочная страна».


1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!