Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» г. Белгорода
Рассмотрено «Утверждаю» На заседании педагогического директор
совета МБОУ СОШ №36 г.Белгорода
/ О.В. Тучкова/
Протокол № Приказ №
от « » 2018 года « » 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
направление «Общеинтеллектуальное»
для 5 класса
Составитель:
Галушко И.А.
Учитель математики
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 5 классов разработана на основе методического пособия: «За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / Депман И. Я.», является – модифицированной. Программа утверждена приказом по школе от 01.09.2018 года № 1226 «Об утверждении рабочих программ и расписания внеурочной деятельности учащихся 5 - 8 классов».
Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного (общего) образования от 17.12 2010 г № 1897;
письма Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296;
примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным научно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
Цель программы:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Задачи программы:
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (в соответствии с учебным планом), исходя из расчета - 34 учебные недели, 1 час в неделю. Программа является – общеинтеллектуальной направленности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания;
креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
умение находить в различных источниках информацию;
умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
Предметные результаты:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;
умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№п/п | Тема занятия | Формы работы | Виды деятельности |
| Числа и вычисления | Фронтальная, Индивидуальная, Групповая | Учатся: работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов. Умеют решать проблемные задачи и ситуации Учатся выполнять умножение и деление натуральных чисел, знают основные законы умножения. Восприятие устной речи, участие в диалоге, запись главного, приведение примеров. Учатся решать задачи на смекалку. |
| Наглядное представление данных | Фронтальная, Индивидуальная, Групповая | Учатся: воспроизводить изученную информации с заданной степенью свернутости. Учатся: работать по заданному алгоритму и правильно оформлять работу. Учатся составлять текст научного стиля |
| Наглядная геометрия | Фронтальная, Индивидуальная, Групповая, Работа в парах | Учатся: изображать на координатном луче числа, заданные координатами. Проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, составление конспекта, участие в диалоге. Учатся определять понятия, приводить доказательства |
| Применение математики для решения практических задач | Фронтальная, Индивидуальная, Групповая | Учатся: решать задачи на перекладывание предметов, задачи на взвешивание, задачи на комбинации и расположения. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
5А, 5Б | 5В, 5Г | 5А, 5Б | 5В, 5Г |
ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ (9 ч) |
| Как люди научились считать. Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. | 1 | 5.09 | 5.09 | | |
| О происхождении арифметики. Арифметика Магницкого. Великие математики из народа: Иван Петров. Решение занимательных задач, связанных со счетом предметов. | 1 | 12.09 | 12.09 | | |
| О происхождении арифметики. Арифметика Магницкого. Великие математики из народа: Иван Петров. Решение занимательных задач, связанных со счетом предметов. | 1 | 19.09 | 19.09 | | |
| Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов. | 1 | 26.09 | 26.09 | | |
| Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов. | 1 | 03.10 | 03.10 | | |
| Задачи на смекалку. Загадки, связанные с натуральными числами. | 1 | 10.10 | 10.10 | | |
| Решение олимпиадных задач. | 1 | 17.10 | 17.10 | | |
| Решение олимпиадных задач. | 1 | 24.10 | 24.10 | | |
| Математические фокусы. | 1 | 07.11 | 07.11 | | |
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ (4 ч) |
| Диаграммы. Составление диаграмм для наглядного представления данных. | 1 | 14.11 | 14.11 | | |
| Создание проекта (краткосрочный) на составление различных диаграмм: опрос общественного мнения; представление результата в виде диаграмм. | 1 | 21.11 | 21.11 | | |
| Создание проекта (краткосрочный) на составление различных диаграмм: опрос общественного мнения; представление результата в виде диаграмм. | 1 | 28.11 | 28.11 | | |
| Создание проекта (краткосрочный) на составление различных диаграмм: опрос общественного мнения; представление результата в виде диаграмм. | 1 | 05.12 | 05.12 | | |
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ (6 ч) |
| Проверка наблюдательности, сопоставление фигур | 1 | 12.12 | 12.12 | | |
| Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | 19.12 | 19.12 | | |
| Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | 26.12 | 26.12 | | |
| Задачи на развитие воображения | 1 | 16.01 | 16.01 | | |
| Задачи на развитие воображения | 1 | 23.01 | 23.01 | | |
| Геометрические головоломки. Решение задач. | 1 | 30.01 | 30.01 | | |
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (15 ч) |
| Задачи на движение. Логические задачи. | 1 | 6.02 | 6.02 | | |
| Задачи на движение. Логические задачи. | 1 | 13.02 | 13.02 | | |
| Задачи на переливание. | 1 | 20.02 | 20.02 | | |
| Задачи на перекладывание предметов. | 1 | 27.02 | 27.02 | | |
| Задачи на взвешивание. | 1 | 06.03 | 06.03 | | |
| Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. | 1 | 13.03 | 13.03 | | |
| Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. | 1 | 20.03 | 20.03 | | |
| Графы в решении задач. | 1 | 03.04 | 03.04 | | |
| Графы в решении задач. | 1 | 10.04 | 10.04 | | |
| Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. | 1 | 17.04 | 17.04 | | |
| Задачи на проценты | 1 | 24.04 | 24.04 | | |
| Задачи на проценты | 1 | 08.05 | 08.05 | | |
| Проект (краткосрочный): «Умение планировать бюджет». | 1 | 15.05 | 15.05 | | |
| Проект (краткосрочный): «Умение планировать бюджет». | 1 | 22.05 | 22.05 | | |
| Проект (краткосрочный): «Умение планировать бюджет». | 1 | 22.05 | 22.05 | | |