СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к кружку «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочурова, с использованием пособия Виноградовой Н.В. «Сборник программ внеурочной деятельности»- Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год (34 учебные недели). Составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 2 класса. Количество аудиторных занятий -18часов, неаудиторных -17часов

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика 2 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа к кружку «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочурова, с использованием пособия Виноградовой Н.В. «Сборник программ внеурочной деятельности»- Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год (34 учебные недели). Составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 2 класса. Количество аудиторных занятий -18часов, неаудиторных -17часов

Цель программы:

-создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей

Задачи:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Занимательная математика». Личностными результатами изучения данного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.





















Содержание курса внеурочной деятельности

№ п\п

Тематический раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы организации и виды деятельности

1

Числа. Арифметические действия. Величины.


9

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.


Форма организации обучения — математические игры:

«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонкис зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки»(сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой— ответ;— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20;100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

2

Мир занимательных задач


18

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


3

Геометрическая мозаика


6

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

-моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».



итого

33

















Календарно-тематическое планирование



Тема

занятия

Всего часов

Из них аудиторные занятия

Неаудиторные с указанием формы

( экскурсии, акции, посещения музеев, праздники и т.п.)

Дата

Корректировка


Числа. Арифметические действия. Величины.

1


Математика — это интересно Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

1


Игры на воздухе


2.09-6.09


2


Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Проверка выполненной работы.


1

1


9.09-13.09


Мир занимательных задач.

3

Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Проверка выполненной работы.

1

1


16.09-20.09


4

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1


Игры на воздухе

23.09-27.09



Числа.Арифметические действия.Величины.

5

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

1

1


30.10-4.10


6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки

1


1

Экскурсия в школьную библиотеку

7.10-11.10


7

Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1


праздник

14.10-18.10


Геометрическая мозаика

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения

1

1


21.10-25.10


Числа.Арифметические действия.Величины.

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1


Игры на воздухе

4.11-8.11


10

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1


игра

11.11-15.11


Геометрическая мозаика.

11-12

Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

2

1

конкурс

18.11-22.11

25.11-29.11


13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

1


2.12-6.12


Числа.Арифметические действия.Величины.

14

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Вычитание в пределах 10».


1

1


9.12-13.12


Геометрическая мозаика.

15

«Спичечный» конструктор»

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

1

1

конкурс

16.12-20.12


Мир занимательных задач.

16

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

1


23.12-27.12


17

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1.


1

1


13.01-17.01


18

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».


1


Конкурс

20.01-24.01


19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


1



конкурс

27.01-31.01


20-21

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-ловоломки, занимательные задачи.


2

1


3.02-7.02

10.02-14.02


22

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

1


конкурс

24.02-28.02


Числа.Арифметические действия.Величины.

23

Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

1


2.03-6.03


Геометрическая мозаика.

24

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

1


9.03-13.03


Мир занимательных задач.

25-26

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Взаимный контроль.


2

2


16.03-20.03

1.04-3.04


27

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.


1


Игры на воздухе

6.04-10.04


28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».


1


Игры на воздухе

13.04-17.04


29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1


Игры на воздухе

20.04-24.04


30

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

1


викторина

27.04-30.04



31-32

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

2


конкурс

6.05-8.05

13-15.05



33

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

1


18-22.05



итого

33

17

16






Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год (33 учебные недели). Составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1 класса. Количество аудиторных занятий -17часов, неаудиторных -16 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!