РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 2 класс
Количество часов: 68 часа
Год составления: сентябрь 2021
\
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» общеинтеллектуального направления разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования».Учебного плана МБОУ ТСОШ на 2021 – 2022 учебный год, По авторской программы Л. В. Мищенковой «Занимательный русский язык», курс по «РПС» (развитие познавательных способностей) младших школьников, 2 кл. – Москва: РОСТ, 2012 г.
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» во 2 классе отводится 68 часа из расчёта 2 час в неделю.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Результаты освоения курса «Занимательная грамматика»
Личностные результаты
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно - следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
Предметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в
доступных двусложных словах;
видеть «опасные места» в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;
выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание курса.
Тема 1. Фонетика
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Лексика
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Морфология
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Пословицы и поговорки
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 5. Фразеологизмы
Теория: знакомство со значением фразеологизмов.
Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи.
Тема 6. Словарные слова
Практика: грамотное написание словарных слов.
Тема 7. Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы
Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов.
Тема 8. Загадки
Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок.
Тема 9. Текст
Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста.
Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.
Тема 10. Игротека
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
I ч | | 16 ч | | | |
1 | Вводное занятие. Что мы знаем о звуках и буквах? | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Что такое лексика? | 2 | | | "Толковый словарь" С.И.Ожегова, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Однозначные и многозначные слова. | 2 | | | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Игротека. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Слова-братья. | 2 | | | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Слова - наоборот. | 2 | | | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | Пословица недаром молвится. | 2 | | | презентация "Пословицы" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
8 | Игротека. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"; материалы дистанционной школы |
IIч | | 16 ч | | | |
1 | И снова пословицы, пословицы, пословицы. | 2 | | | карточки с пословицами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Играем со словарными словами. | 2 | | | аншлаги "Словарные слова" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Анаграммы. | 2 | | | карточки с анаграммами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Секреты некоторых букв | 2 | | | лента букв, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Шарады, анаграммы, метаграммы. | 2 | | | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Ещё раз о синонимах и антонимах. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | Игротека. | 2 | | | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
8 | Слова, обозначающие предметы. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык» |
III ч | | 20 ч | | | |
1 | Слова, обозначающие действие предметов. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Игротека. | 2 | | | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Текст. Тема. Главная мысль. | 2 | | | карточки с текстами, иллюстрации, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Заголовок - всему голова. | 2 | | | карточки с текстами, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Работаем с фразеологизмами. | 2 | | | презентация "Фразеологические обороты", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | И снова пословицы. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
8 | Ещё раз о фразеологизмах. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
9 | Русские народные загадки. | 2 | | | "Большая книга загадок" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
10 | Игротека. | 2 | | | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
IVч | | 14ч | | | |
1 | И вновь словарные слова | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Учимся различать слова разных частей речи. | 2 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Слова, помогающие назвать качества характера. | 2 | | | демонстрационный материал "Настроение", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Игротека. | 2 | | | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Игротека. | 3 | | | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Повторяем всё, что знаем. | 3 | | | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | Итоговое занятие. | 2 | | | презентация "Занимательный русский язык" |
| Итого: | 68 ч | | | |