СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная география»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 72 города Макеевки»




















Занимательные

географические

задания и вопросы







подготовила

учитель географии

Лыхач Н.С.











2019 г.




Трудно найти науку, более

популярную и увлекательную,

чем география.

Введение.

В распоряжении учителя географии находятся самые разнообразные средства подачи учебного материала. Одним из таких средств являются занимательные географические задачи и вопросы.

Что понимается под занимательными задачами, или, иначе говоря, каким условиям они должны отвечать?

1.Прежде всего эти задачи, как показывает само наименование, должны глубоко заинтересовать учащихся, приковать их внимание, т.е. быть занимательными и по форме, и по содержанию. Форма такой задачи предопределяется либо её содержанием, либо содержанием того материала, какой взят для её составления (дневник путешественника, детская литература, и т.д), либо творческой инициативой и фантазией учителя. В первом случаи форма задачи может быть сведена просто к краткому, но выразительному, вызывающему воображение вопросу. Например, вопрос «Где всегда дуют только южные ветры?» совершенно не требует, каких - то дополнительных элементов для придания ему занимательности. Во втором случаи, т.е. при использовании литературного материала, задача обычно оформляется в виде выдержки из него. Когда доминирующая роль отводится творческой инициативе преподавателя, последний имеет все возможности придать задаче ту форму, какая на его взгляд будет наиболее эффективной в зависимости от поставленной конкретной цели. Этой формой может быть загадка, например: «Можно ли вернуться во вчерашний день,» шарада, краткий рассказ шутка, не сложный рисунок на доске и т.д. всё это может служить прекрасной формой для задачи или вопроса.

2.Задачи должны быть доступны возрасту учащихся. Это, однако, не значит, что они должны всегда и во всех случаях решаться без малейшего труда. Напротив, допускается, что такие задачи учащиеся не могут решить самостоятельно. Цель таких задач заинтересовать учащихся, заставить их высказать свои предположения, более или менее близко подвести их к затронутому географическому явлению.

3.Задачи должны быть изложены литературно. Это условие настолько очевидно, что в комментариях не нуждается.

4.В тех случаях, когда задача составлена на таком материале, который не известен учащимся, следует кратко изложить основное содержание романа, но так, чтобы это вступление не оттеснило самой задачи на задний план.

Каковы же цели занимательных задач?

1.Занимательная задача, оживляет урок и создаёт повышенный интерес к предмету. Всем известно, что, как бы интересен ни был изучаемый материал, как бы он ни захватывал, учащиеся в конце концов утомляются, и наступает необходимость внести в урок какой то новый элемент, освежающий притуплённое внимание. Занимательная задача с успехом служит таким освежающим элементом в уроке.

2.Цель любых задач, в том числе и географических – закрепление приобретённых знаний, привитие учащимся определенных навыков и умений, развитие мышления и сообразительности учащихся. Занимательные географические задачи, осуществляя те же цели, одновременно развивают у учащихся пытливость исследователей. Воспитательное значение задач, весьма велико.

3.Занимательная задача, поставленная перед всем классом, служит для проверки глубины знание учащихся и умения оперировать этими знаниями. Даже такой простой, но не без доли занимательности вопрос, как: «Где холоднее – на северном или на южном полюсе?», позволяет учителю детально анализировать знания учеников. Одни из них тотчас же, явно не подумав, скажут: «На северном» (со словом «юг» у них ассоциируется тепло)., другие, помедлив, ответят: «Одинаково холодно и на том и на другом»., третьи, обладающие наибольшим запасом знаний, кое что прикинут, сообразят и дадут правильный ответ.

4.Занимательные задачи служат делу укрепления дисциплины, являются хорошим оружием в борьбе за успеваемость.

5.Особенно велика роль занимательных задач во внеклассной работе, где происходит углубление программных знаний учащихся.

Задачи и вопросы.

1.В каком месте земли совершенно нельзя верить магнитной стрелке вследствие того, что она северным концом показывает на юг, а южным на север?

2.Вот другое необыкновенное место на земле. Подойти к нему можно только с юга; стрелка компаса обоими своими концами здесь показывает на… юг, ветер здесь дует только с юга… где находится и как называется это место?

3.Когда экспедиция Магеллана вернулась в Испанию из кругосветного путешествия, то оказалось, что у неё неизвестно куда пропал один день. По корабельному журналу день прибытия значился четвергом, а на самом деле была пятница. Ошибки в записях не было. Что за диковина? Куда пропал этот день?

4.Можно ли вернуться во вчерашний день?

5.Определите приблизительно местоположение о. Робинзона Крузо, руководствуясь следующими отрывками из дневника.

Первый отрывок «…мы были теперь недалеко от берегов Гвианы … капитан спросил моего совета, куда нам взять курс…

Рассмотрев карту берегов Америки, мы пришли к заключению что до самых Карибских островов не встретим ни одной населённой страны. Поэтому мы решили держать курс на Барбадос… и стали держать на запад-северо-запад. Но судьба решила иначе, нас захватил второй шторм… Так же стремительно, как в первый раз, мы понеслись на запад и очутились далеко от торговых путей…»

Второй отрывок «Было по моему счёту 30 сентября, когда нога моя впервые вступила на ужасный остров. Произошло это, значит, во время осеннего равноденствия, в тех же широтах солнце в этом месяце стоит почти отвесно над головой…»

6.Вы никогда не задумывались над тем, какая местность расположена «под вами» в другом полушарии, в точке, диаметрально противоположной той, в которой живёте вы? Суша? Море? Найдите своих антиподов.

7.Есть ли на свете страна, где одновременно бывает и яркий день и глубокая ночь?

8.Догадайтесь, какая пограничная область Украины описана ниже:

«… угрюмость горных лабиринтов и солнечная тишина низменностей, кипящие реки в бешеной пени и безмолвные заводи озера, однотонное таёжное величие боров и почти крымская пестрота виноградников, акаций, абрикосовых садов, шиповника у дороги и глициний на стенах домов…»

Четыре государства граничат с этой областью.

9.Какой значительный полуостров заявляет о себе, что он не велик?

10. Кавказ подо мной. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины

Парит неподвижно со мной наравне.

Отсюда я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зелёные сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени;

А там уж и люди гнездятся в горах.

С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту в километрах.

11.Какая река в Евразии носит название посуды, а так же и части скелета?

12.О, скоро ль вас увижу вновь,

Брега весёлые Салгира!

Приду на склон приморских гор,

Воспоминаний тайных полный,

И вновь Таврические волны

Обрадуют мой жадный взор.

Волшебный край; очей отрада!

Всё живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин уютная краса,

И струй и тополей прохлада;

Всё чувство путника манит,

Когда в час утра безмятежной

В горах, дорогою прибрежной,

Привычный конь его бежит,

И зеленеющая влага

Пред ним и плещет и шумит

Вокруг утёсов Аю-Дага…

Какой край описан поэтом? Как называется поэма?

13.Название каких двух рек, из которых одна течёт в Европе, другая в Австралии напоминают фамилии двух известных писателей, авторов приключенческих романов?

14.Шарада

Я замерзаю в холоде полярном,

Хоть и лежу с запасами тепла:

Мой первый слог название собаки

Иль столб как острая игла.

Второй мой слог – одна из форм рельефа,

Но на немецком языке.

А целое найдёте вы на карте

В далеком уголке.

15.Почему у Дика Занда и его спутников после того, как они увидели в девственных лесах и саваннах, слона и гиппопотама, а так же муху це-це, зародилось сомнение в том, что они действительно высадились на берег Южной Америки.

16. На этом материке живут необыкновенные животные: здесь есть и рыбы, которые дышат лёгкими, и млекопитающие, которые несут яйца, и крысы, которые прыгают, а не бегают. Здесь почти все млекопитающие лучшие няньки в мире. Какой это материк?

17.Существует ли такое море в мире, у которого нет берегов?

18.Погода и климат – понятия различные. Есть ли на земле такие страны, где между этими двумя понятиями нет разницы?

19.Известно, что вершины высоких гор покрыты «вечными снегами», причём снеговая граница повышается от высоких широт к низким. Ответьте на два вопроса: 1)где выше снеговая линия на горах под тропиками или близ экватора и почему? 2)есть ли такие горы (очень высокие), вершины которых не были бы покрыты снегом?

20.Где холоднее – на северном или южном полюсе?

21.Не правда ли, с Сахарой у нас связано представление, как об одной из самых жарких стран на земле? Северный полюс, напротив, вызывает в нашем воображении бесконечные ледяные поля, вьюгу, морозы…Но тем не менее подумайте над таким вопросом: может ли случится, что бы температура на северном полюсе оказалась выше, чем в Сахаре?

Ответы.

1.Поместив компас между магнитным полюсом северного полушария и северным географическим полюсом, мы увидим, что северный конец стрелки направлен к первому, т.е. на юг, а южный – в противоположную сторону, т.е. на север.

2.На северном полюсе есть только одна сторона горизонта – юг. Следовательно, подойти к северному полюсу можно только с юга; оба конца магнитной стрелки будут указывать только на юг; с какой стороны ветер ни дул бы, он для северного полюса будет всегда южным.

3.Корабли Магеллана плыли с востока на запад. Каждый пройденный с востока на запад градус незаметно для Магеллана и его спутников увеличивал сутки на 4 минуты. А так как земной шар разделён на 360°, то при полном обороте вокруг земли время не заметно для Магеллана увеличилось на сутки (4 мин×360=1440минут., или 24 часа).

4.Да. По международному соглашению была установлена «Линия перемены дат» проходящая приблизительно по 180-му меридиану. Корабль, пересекающий эту линию с запада на восток, отнимает один день от своего счёта. Таким образом, мы окажемся во «вчерашнем дне».

5.Как известно, автор бессмертной книги Дефо поместил о.Робинзона неподалеку от устья реки Ориноко, что не трудно установить по приведённым отрывкам. Первый отрывок даёт возможность определить то место, где корабль был захвачен штормом и потерпел крушение. Он находился к юго-востоку от о.Барбадоса, но шторм понёс его к западу, следовательно, к берегам Южной Америки близ устья реки Ориноко. Второй отрывок закрепляет этот вывод. В сентябре солнце стоит в зените в самых низких широтах северного полушария, приблизительно между 8° с. ш. и экватором, т.е. между устьями Ориноко и Амазонки. В конце сентября, после дня осеннего равноденствия солнце находится уже в южном полушарии, и лучи его падают не отвесно, а «почти отвесно» Робинзон это и отмечает.

6.Взяв в руки глобус, мысленно проткните его по диаметру спицей в точке, показывающей местоположение Макеевки. Отыщите воображаемый выход спицы в другом полушарии. Вы убедитесь, что в этом месте находится Тихий океан. Антиподами макеевчан являются рыбы. Есть более точный способ. Макеевка находится на 48° с. ш. и 38° в.д. Продолжением меридиана Макеевки в его западном полушарии является 142-й меридиан. Точка пересечения его с его параллельным кругом под 48° ю. ш. и есть «антипод» Макеевки.

7.Россия в направлении с запада на восток простирается на 160°. В то время когда на мысе Дежнёва полночь, в Москве - полдень.

8.Это Закарпатская область Украины.

9.Ямал. Его площадь равна 132,7 тыс. кв.км.

10.Поэт стоял выше границы «вечного» снега. Снеговая линия на Кавказе 2900 метров. Она поднимается до 3500 метров на северо-восточных склонах и опускается до 2700 метров на юго-западных. Таким образом, поэт находился приблизительно на высоте 3 км над уровнем моря.

11.Река Таз.

12.Это описание Крыма. Салгир – единственная крупная река на Крымском полуострове. Отрывок взят из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Бахчисарай – древняя столица Крымского ханства.

13.Майн (Рид), Купер (Фенимор).

14.Шпицберген, буквально – острогорье.

15.Все эти животные в Южной Америке не водятся.

16.Австралия. Она отделилась от остальной суши в давние геологические времена, вследствие чего животный мир Австралии развивался своими путями. Такие млекопитающие, как ехидна и утконос, подобно птицам несут яйца и имеют птичий клюв. Дожила до нашего времени и древнейшая рыба цератодус, которая дышит лёгкими. Особенно богата Австралия сумчатыми, которых называют няньками.

17.Саргассово море не имеет берегов.

18.Под погодой понимают процессы, происходящие в атмосфере в данный момент. Под климатом – характерные для данной местности процессы, создающие погоду этой местности в разные сезоны года.

На экваторе температура круглый год составляет +26°. Грозы бывают в течении всего года, облачность постоянная. Погода одного дня похожа на погоду любого другого дня года. Таким образом, на экваторе понятия «погода» и «климат» сближаются.

19.На экваторе лучи солнца падают почти отвесно, но сильная облачность и огромное количество осадков, понижают снеговую линию. Высота снеговой линии между 30° – и 20° с. ш. 5300 метров, между 10° - и 20° ю. ш. 5600 метров, а между 20° с. ш. и 10° ю. ш 4600-5000 метров. Из этих цифр видно, что снеговая линия на экваторе ниже, чем под тропиками.

В Чили под 24° ю. ш. гора Льюльяльяко высотой 6600 метров из-за незначительного количества осадков снегом не покрыта.

20.Годовая солнечная радиация на обоих полюсах одинакова. Однако северный полюс находится среди моря , следовательно, на уровне моря, а южный – в центре материка с высотой около 3000 метров. Уже это обстоятельство вызывает более низкие температуры.

21.Суточная амплитуда в Сахаре доходит до 25°и больше. В северных частях Сахары температура может упасть ночью после сильнейшей дневной жары до -8°. На дрейфующей льдине «северный полюс 1» температура в июле поднимается не редко выше 0°. следовательно, может быть что на северном полюсе температура воздуха окажется выше, чем в это время в Сахаре, и полярник мгновенно перенесённый в этот момент с полюса в Сахару, пожалуй, плотнее застегнул бы свою одежду.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!