СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная этимология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит детей с происхождением слов школьной тематики

Просмотр содержимого документа
«Занимательная этимология»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 8 Г.ЕНАКИЕВО»


















ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-Б КЛАССА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ»






ПОДГОТОВИЛА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО

ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЛЕВЦОВА Т.В.













2021-2022

Дата проведения 18.02.2022

Цель мероприятия – познакомить с историей возникновения слов школьной тематики, развивать коммуникативные навыки учащихся, приобщать к основам исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие: применить навыки элементарного этимологического анализа; совершенствовать осознанное и произвольное построение устного высказывания.

Развивающие: совершенствовать навыки межличностного общения, умение договариваться, находить общее решение, развивать умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ходе игры; развивать познавательные интересы, учебные мотивы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к базовым национальным ценностям, языку и культуре народа, к школьному имуществу, воспитывать толерантность, доброжелательность, доверие.

Оборудование: выставка этимологических словарей разных авторов, карточки для игры «Этимологическое домино», мультимедийная презентация, компьютер, задания для групп.

Ход мероприятия

Сценка

Мальвина проводит с Буратино диктант.

Мальвина. –Сядьте ровно, Буратино. Возьмите ручку и тетрадь. Будем писать диктант. Пишем слово ПОРТФЕЛЬ.

Буратино. – Так, портфель. Стоит около парты или на парте. Проверочное слово ПАРТА, значит, пишем ПАРТФЕЛЬ.

Мальвина – Нет, неправильно. Пишите дальше КАРАНДАШ,

Буратино. - Карандаш. Как же проверить? Ага, придумал. Карандаш очень твердый . И корка хлеба очень твердая. Значит, корандаш.

Мальвина. – Опять ошибка. И все потому, что вы, Буратино, совершенно не понимаете, как возникли слова в нашем языке. А знать происхождение слов очень важно! Слушайте внимательно и запоминайте.

Ведущий. -Всему название дано: и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно, а безымянных нету.

Язык - и стар, и вечно нов. И это так прекрасно!

В огромном мире - мире слов купаться ежечасно.

Ведущий. -Сегодня мы поговорим о происхождении слов.

Как называется наука, которая изучает происхождение слов? (этимология).

Сегодня наше занятие так и называется «Занимательная этимология» (1 слайд)

Ведущий. Но слов в русском языке так много. А у нас всего один урок.

Ведущий. -.2 . А мы возьмем те слова, которые связаны со школой. (2 слайд)

Кстати, а откуда пришло слово школа?

Буратино. -Я знаю, знаю. Это слово переводится как тяжелый, мучительный труд.

Ведущий. -Вы не поверите. (3 слайд)

Слово школа переводится как "досуг" (по-гречески "схолс"), то есть школой раньше называлось свободное от работы время.

Буратино. – Какой досуг? Какое свободное время? В школе ни минутки свободы: то учи, то пиши, то читай, то считай.

Это странное на первый взгляд обстоятельство объясняется тем, что школа не всегда была местом занятий. Но этот досуг не был праздным - он подразумевал беседы о разных науках мудрецов-философов со своими учениками в свободное от работы время. Постепенно такие беседы превратились в настоящие занятия, где детям преподавали чтение и письмо, счёт и гимнастику, поэзию и ораторское искусство. Так слово досуг стало обозначать учебный процесс. Кстати, когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их и назвали школами.

Буратино. - Никогда б не подумал. Ну ладно, досуг так досуг: в школе иногда можно и отдохнуть. Побегать, с друзьями повеселиться. А вот слово УРОК точно обозначает что-то страшное и ужасное.

Ведущий. - Урок происходит от древнерусского слова урокъ (4 слайд), которое обозначает «условие, завершение, сделка». Приглядитесь, и вы увидите: это точная копия слова "уговор": приставка та же самая – у, а основа "-говор-" ("говорить") заменена тут основой "-рок-", "-рек-", той же, что в слове "реку" - "говорю", "речь". "У-рок" - это "у-говор", "у-словие". Наши современные значения его - "задание", а также "время занятий" - образовались из этого, древнейшего.

Буратино. –Про школу и урок я все понял. А можно узнать о чем-то более приятном?

Ведущий. -Что самое приятное в жизни школьника? Что все дети и учителя ожидают с большим нетерпением? (дети отвечают).

Ведущий. – Да, еще не родился школьник, который не любил бы каникулы.(5 слайд) Слово «каникулы» обозначает «собачка».

Буратино. -При чем тут собака?

Ведущий. -Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. С начала июля до конца августа солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях и наступали каникулы.

Ведущий. – А сейчас давайте поговорим о тех предметах, которые есть в каждом классе. Отгадайте ребус. (6 слайд)

Ведущий. –Откуда же произошло слово доска? ( 7 слайд)

Ведущий. - Это слово было заимствовано из германских языков (в английском disc — «диск, пластина», в немецком Tisch — «стол» и т. д.), а восходит к латинскому discus — «кружок, диск, блюдо». Вот такое необычное происхождение - от блюда к доске. А давайте на минутку оживим доску.

Инсценировка стихотворения.

Сегодня классная доска

Сказала мелу свысока:

- Смотри, с меня не сводит глаз

Весь класс!


А ты - пачкун!

Спасибо мокрой тряпке,

Что стерла за тобою грязь:

Твои каракули, крючки, царапки!


- Эх ты, хвастунья! -

Тряпка возразила. -

В тебе ли сила?

Ведь если б не писал слова и цифры Мел, -

Никто бы на тебя и не смотрел!

Ведущий. – Ребята! Какие человеческие пороки осуждает автор в своем стихотворении? (хвастовство, самомнение, бахвальство, пренебрежение к другим)

Ведущий. –Да, доска, мел и тряпка – неразлучная троица. Попробуйте подобрать слово, от которого произошло слово мел.

Ведущий. (8 слайд) – Слово «мел» - общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и мелкий, измельчать, молоть. Первичное значение слова мел — «мелкий, измельченный».

Ведущий. (9 слайд) – А слово тряпка произошло от слова «обтрепаться, трепать». Исходное значение — «бахрома», «обтрепанная ткань».

Ведущий. – А вот еще один предмет. Представьте, что этот предмет – живой. Вот что он может рассказать о себе, ожидая урок:

Нас будут циркулем колоть,

Писать на нас напрасно!

Царапать и крутить болты,

И это все – ужасно!

Ведущий. – Какой школьный предмет может так паниковать перед приходом ребят в класс? (парта)

Ведущий. – Очень часто такая ситуация происходит на уроке. Ребята, помните о том, что к школьному имуществу необходимо относиться бережно.

Ведущий. -Как же произошло слово парта? (10 слайд)Парта пришла из франц. «апарт» -

« особо», «отдельно»; то есть обозначало отдельные сиденья для одного или двух учеников. А теперь партой называем школьный стол.

Буратино. – А около каждой парты лежат портфели. Поэтому и написал я портфель с буквой А. А Мальвина мне исправила.

Ведущий. – Нет, Буратино. Слово портфель произошло не от слова парта. (11 слайд) Портфель - это французское слово, состоящее из двух частей: «порте» - носить, «фель» - лист, т.е. в нём носят листы бумаги: тетради, книги, альбомы.

Ведущий. – А у наших шестиклассников вместо портфелей рюкзаки. (12 слайд)Это название заимствовано из немецкого языка, где «Рю́ккен» значит «спина», а «Зак» — «мешок». То есть рюкзак – это мешок, который носят на спине.

Буратино. – А ну-ка, давайте заглянем в рюкзаки. Что там ребята носят? Наверное, что-то вкусненькое и интересненькое.

Мальвина. – Буратино, некультурно заглядывать в чужие ранцы. Ребята сами тебе расскажут, что лежит у них в рюкзаках.

Ведущий. - Но для этого нашим шестиклассникам необходимо поработать в группах.

Разделение на 3 группы (по рядам).

Ведущий. - По подсказкам о происхождении слов определить, о каком предмете идет речь, найти эту школьную принадлежность в своем рюкзаке. Потом необходимо рассказать о происхождении этого предмета всем присутствующим.

Работа в группах.

Задания для первой группы.

Название этого предмета произошло от тюркских слов, которые в переводе обозначают «черный» и «камень». (карандаш). (13 слайд)

Название этого предмета образовано от английского слова line, что переводится как линия (линейка). (14 слайд)

Название этого предмета произошло от латинского слова «пенна» - «перо» и переводится как коробочка для перьев. (15 слайд)

Задания для второй группы

Название этого предмета произошло от греческого слова « альба»– белый, т.е. белые листы. (16 слайд)

Название этого предмета произошло от греческого слова «тетро», т.е. четыре. (17 слайд)

Название этого предмета произошло от французского слова «резина», т.е. смола. (18 слайд)

Задания для третьей группы

Название этого предмета произошло от латинского слова «эластикум» - каучук (упругий, хорошо растягивающийся). (19 слайд)

Название этого предмета произошло от латинского слова «аква», т.е. вода (краски, разведенные водой). (20 слайд)

Название этого предмета произошло от латинского слова «циркулюс» и значило «кружок». (21 слайд)

Ребята показывают предмет и объясняют присутствующим происхождение его названия.

Ведущий. –Давайте посмотрим, какие школьные принадлежности вы еще не достали из рюкзаков (дети достают). Попробуйте сами объяснить происхождение их названий (учебники, дневники, ручка).

Буратино. (встает с места и пытается забрать ручку у школьника). – Какая красивенькая ручка. Будет моей.

Мальвина. – Буратино, перестаньте хулиганить.

Буратино. - (отдает неохотно ручку). –Вечно меня все обзывают то хулиганом, то негодяем. Кстати, а откуда появились эти слова?

Ведущий. (22 слайд) - Слово «хулиган» произошло от фамилии английской семьи Хулиганов. В XVIII или XIX веке, точно не установлено, в городке Саусворк, что близ Лондона, жила семья Хулиганов, имевшая прескверную репутацию. Их фамилия стала обозначением безобразного поведения сначала в английском языке, а затем и у нас.

Ведущий. (23 слайд) - Когда-то слово «негодяй» означало «рекрут, оказавшийся негодным к воинской службе». А сейчас это бранное слово.

Буратино. – Хулиган – это не обо мне. Я никогда не безобразничаю . А негодяй – это про меня. Я точно не годен к воинской службе из-за своего шикарного длинного носа.

Мальвина. – Буратино, вы не можете слушать. На уроке нельзя разговаривать без разрешения учителя.

Буратино. – Сколько можно делать мне замечания! Педагогом себя почувствовала. Кстати, откуда произошло слово «педагог» ?

Ведущий. (24 слайд) - Существительное педагог пришло из греческого языка, в котором paidagogos значило "ведущий ребёнка". В Древней Греции педагогами называли... рабов, водивших детей в школу и следивших за их учёбой. Но вот что может удивить: рабы-педагоги были очень- очень строгими, так что за любое непослушание и плохую успеваемость имели право наказывать детей палкой и розгами.

Буратино. – Да, не повезло греческим деткам. Слава Богу, у нас педагоги не наказывают школьников палками. Зато они наказывают нас двойками, которые выставляют в журнал.

Ведущий. (25 слайд) – А слово журнал произошло от французского слова «journal» — дневник, запись по дням. Связанное с этим термином слово «Jour» — «день» стало затем означать «ежедневное издание», «газета». Первое из этих значений используется и в словосочетании «классный журнал», то есть то, что ведется по дням.

Буратино. –Ой, какая-то бумажка скомканная лежала под партой. На ней написаны правила, формулы. А, знаю. Это шпаргалка. Кто-то потерял. Сейчас получит двойку.

Ведущий. (26 слайд) - Шпаргалка означает «лохмотья», «пеленка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги. Это потом уже появился у нас и другой, известный всем школьникам смысл.

Ведущий. – А сейчас, ребята, мы с вами вспомним, как появились названия учебных предметов. На слайдах вы увидите, что обозначает слово, и вам необходимо угадать, о каком школьном предмете идет речь. (27, 28, 29, 30 слайды)

(математика, биология, география, технология).

Ведущий. – Молодцы, ребята.

Ведущий. – Мы узнали немало интересного о происхождении слов школьной тематики. В русском языке есть много крылатых выражений о пользе учения. Вы должны были в качестве домашнего задания найти такие выражения и попытаться узнать, кому приписывают авторство данных афоризмов.

Буратино. – Я знаю такое выражение: «Тяжело в ученье, легко в бою». Только не знаю, чьи это слова.

Ведущий. -Эти слова А.В.Суворова стала народной пословицей. В ней заключена мудрая истина: если хочешь чего-то в жизни - учись, тренируйся, готовь себя к грядущим испытаниям, даже если это и нелегко.

Век живи, век учись — полностью фраза римского философа и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э.- 12 апреля 65 г. н.э.), ставшая поговоркой, такова «Век живи — век учись тому, как следует жить».

Ученья корень горек, да плод сладок (Леонардо да Винчи)

Ученье свет, а неученье – тьма (Суворов)

Чему бы ты не учился, ты учишься для себя (древнеримский писатель Петроний).

"Чтение - вот лучшее учение!", она, действительно, знаменитая, так как ее произнес, а точнее, написал в своем письме младшему брату, Александр Сергеевич Пушкин.

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. Томас Фуллер

Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна. Екатерина Великая

Я знаю только то, что ничего не знаю. Сократ

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади

Афоризм «учиться никогда не поздно» приписывают Квинтилиану — ритору Римской империи, жившему около двух тысяч лет назад.

Если за день ничему не научился, зря прожил день (китайская пословица)

Надо много учиться, чтобы знать совсем немного Монтескьё.

Ведущий. –Молодцы, ребята. Наше занятие подходит к концу. Давайте проверим, как вы запомнили то, что сегодня узнали.

Игра «Этимологическое домино»

Ведущий. -Замечательно. Наше занятие заканчивается.

Буратино. – Ура! Начнется перерыв.

Мальвина. – Буратино, опять вы выкрикиваете. Лучше подумайте, как произошло слово «перерыв».

Буратино. – Надо подумать. Перерыв – перерывать занятия, то есть начинать отдыхать. (31 слайд)

Ведущий. – Молодец, Буратино. Наше занятие не прошло для тебя безрезультатно. Ребята, а какой синоним к слову «перерыв». Объясните происхождение слова «перемена».

Ведущий. – Молодцы. Мы вели с вами разговор о происхождении, написании слов, но мы, пожалуй, не сказали о самом главном. О том, как слова влияют на человека. Очень хорошо об этом сказал поэт Эдуард Асадов.

Эдуард Асадов

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячу бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:

Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом.

Ибо слов невесомых на свете нет.

Ведущий. –Думайте, когда что-либо говорите, потому что слово – самое сильное оружие.

Ведущий. –Спасибо за внимание. Занятие закончено.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!