СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятость обучающихся в свободное время как один из важных факторов профилактики правонарушений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для использования в качестве докладов во время проведения совещаний классных руководителей, педагогических советов.

Просмотр содержимого документа
«Занятость обучающихся в свободное время как один из важных факторов профилактики правонарушений.»

Занятость обучающихся в свободное время как один из важнейших факторов профилактики правонарушений.

Одним из важнейших направлений социально-педагогической деятельности является проблема свободного времяпрепровождения подростков, т.к. свободное время - то доминирующее пространство, в котором происходит физическое и психическое, духовное и эмоциональное развитие человека. Досуг играет важную роль в формировании личности подростка и оказывает решающее влияние на развитие ее будущего. Культурноразвивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей подростка. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, передача духовно-культурных ценностей и традиций, стимулирование творческого потенциала и обеспечение преемственности поколений, благодаря чему создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Основными характеристиками досуга обучающихся являются:

- добровольный выбор рода занятий и степени активности обучающегося;

- свобода творческой деятельности;

- формирование, развитие и самовоспитание личности ребенка;

- способность самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности через самостоятельно выбранные действия;

- удовлетворение потребности в самопознании;

- раскрытие природных талантов, приобретение полезных умений и навыков; - формирование социально-значимых потребностей личности и норм поведения в обществе.

Создание коллективной творческой среды, в которой каждый может проявить свои способности, приобрести знания и опыт, осознать себя “признанным”, самодостаточным и успешным – главная задача воспитательной системы. Углубление, проверка и развитие полученных в школе знаний с востребованием творческого начала в каждом обучающемся осуществляется при этом в системе дополнительного образования как вариативное продолжение школы. Для выполнения этой задачи необходимо: а) изучение потребностей и интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей;

б) включение обучающихся в творческие и общественные объединения для формирования у них социального поведения;

в) привлечение к решению воспитательных задач семьи и общественности;

г) создание комфортных условий для обучения и воспитания каждого ребенка.

Трудности подростков, связанные с организацией досуга и свободного времени порождают целый спектр общественносоциальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к длительному просмотру телевизора, компьютерной, телефонной зависимости и т.д. Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. Привычки, которые складываются в семье, налагают определенный отпечаток на личность подростка, пагубное влияние асоциальных семей приводит к тому, что подростки ведут себя вызывающе, отказываясь от активных форм досуга. Возникает проблема использования свободного времени подростков и изменения стереотипов досуговой деятельности. Для изменения сложившихся стереотипов необходима целостная концепция социальной реабилитации личности, в которой процесс адаптации подростков должен рассматриваться в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности личности и потребности в адаптации, и как реализация внутренних условий, связанных с развитием эмоциональной и духовной сфер подростка.

Наиболее "игровым" является младший подростковый возраст. Существует большое разнообразие игр для подростков: - спортивные, подвижные; - двигательные; - дидактические, познавательные; - игры-упражнения; - игры-развлечения; - ролевые; - сюжетные; - деловые.

Трудно переоценить роль игры в развитии личности подростка. Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные. Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии, объединения, кружки, секции туризма, спортивные секции. Они помогают подростку пережить минуты романтики (туристические слеты, походы, марш-броски), увидеть мир, приблизиться к природе. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, учатся помогать друг другу, вступают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами. В этих условиях особую роль в технологиях социальной адаптации подростков приобретает такое средство воздействия, как искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творческого подхода к преобразованию мира и самого себя.

Модель социального воспитания школьника должна строиться в духе высокой нравственности, любви к Родине, уважения ее народов, приобщения к культуре и здоровому образу жизни. Проведения классных часов «Разговор о важном» помогает прививать эти качества детям. В программе дополнительного образования должны быть максимально учтены запросы социума, а также необходимость развития информационной культуры обучающихся. Не следует сбрасывать со счетов постоянную изменчивость интересов подростка, их переоценку, целевую направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков. Одним из важных направлений в профилактике подростковой преступности является занятость несовершеннолетних во внеурочное время, основанная на возможности свободного выбора ими занятий по интересам, поэтому содержание дополнительного образования и предлагаемых ученикам видов деятельности должны учитывать пожелания детей и их родителей. Во второй половине дня учащиеся по желанию могут посещать кружки по интересам, различные творческие объединения, спортивные секции. Правильно организованная работа по данным направлениям, отлаженная эффективная деятельность руководителя позволит добиться хороших результатов. Благодаря работе школы по увеличению занятости, обучающихся во внеурочное время позволит снизить количество обучающихся, состоящих на различных видах учета, увеличить количество призовых мест и проектов – победителей в различных конкурсах. Следовательно, чем выше уровень занятости обучающихся, тем ниже уровень совершаемых правонарушений. Я предлагаю своим ученикам принимать участие в различных марафонах, олимпиадах, конкурсах рисунков. Так во всероссийском конкурсе рисунков «Мой учитель» ученица моего класса заняла 1 место, Семья Хохловых приняла участие в конкурсе «Пасхальная радость» в номинации «Сувенир», «Видео», «Фотоколлаж». Дипломы 2 и 3 степени получили ученики 5 класса а Общероссийском конкурсе «Разговор о важном». Диплом 1 степени III Всероссийского конкурса «Воспитание патриота и гражданина России 21 века» получила ученица Болдина Василиса и классный руководитель Шаварикова С.Б. Ежегодно мои ученики принимают участие в Региональной конференции «Диалог культур - залог мира и согласия», статьи напечатаны в электронных сборниках. Совместно проводим отдых на спортивных площадках. Дети 5 класса приняли участие в соревнованиях «Безопасное колесо», «Легкая атлетика». В соревнованиях, посвященных «Дню здоровья», ученики моего класса заняли 1 место. Дети и родители приняли активное участие в озеленении школьного двора.

Все это результат воспитательной работы внеурочной деятельности, когда каждый вовлечен классным руководителем: родители и ученики на добровольной основе, а план работы составлен совместно, учитывая интересы детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!