СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятость и безработица населения

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т215. Задание выдано 27.10.2021г. Выполнить до 29.10.2021г.

Просмотр содержимого документа
«Занятость и безработица населения»

Т215

Экономика

Преподаватель: Золотухо Юлия Александровна

E-mail: [email protected]

Дата выдачи задания

Срок выполнения

27.10.2021г.

29.10.2021г.



ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Тема: Занятость и безработица

Список литературы:


  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 154–156.

  2. Федеральная служба статистики. Раздел «Рынок труда, занятость и заработная плата» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/



Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • трудоспособное и нетрудоспособное население;

  • рабочая сила: занятые и безработные;

  • выбывшие из состава рабочей силы;

  • причины и типы безработицы (фрикционная, структурная, циклическая);

  • уровень и последствия безработицы.


Уважаемые студенты, ознакомьтесь с конспектом, выполните задания

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Население страны состоит из граждан, являющихся трудоспособными и нетрудоспособными.

Рисунок 1 – Структура занятости населения

Трудоспособное население – население трудоспособного возраста, который установлен законодательством страны: в России это женщины в возрасте от 16 до 55 лет, мужчины – от 16 до 60 лет. В отдельных случаях в Российской Федерации закон позволяет работать с 14 лет.

Нетрудоспособное население – население в нетрудоспособном возрасте, инвалиды и лица, находящиеся в институциональных учреждениях (например, тюрьма и т.п.).

К трудоспособным относятся граждане, которые формируют рабочую силу, и те, кто выбыл из неё.

Рабочая сила – это экономически активное население страны. В её состав входят занятые и безработные.

Занятыми считаются граждане, имеющие работу, в том числе если они работают даже неполный рабочий день.

Безработные – это люди, которые не имеют работу, стоят на учёте в центрах занятости и готовы приступить к подходящей работе в любой момент времени.

Выбывшие из состава рабочей силы – трудоспособные граждане, которые не отвечают признакам безработных: у них нет работы, но они и не ищут её или не готовы приступить к ней.

Безработица – ситуация, при которой часть экономически активного населения, имеющая желание работать, не может его реализовать.

В соответствии с причинами, различают три типа безработицы:

Рисунок 2 – Типы безработицы

Фрикционная безработица объясняется движением рабочей силы, какими-то собственными интересами людей (переезд в другое место, поиск лучшего места работы и т.п.).

Структурная безработица проявляется из-за изменений спроса на те или иные профессии (одни устаревают и становятся невостребованными, а другие – наоборот).

Циклическая безработица вызвана колебаниями деловой активности в экономике.

Уровень безработицы

Общая численность рабочей силы делится на две части:

1. занятые (employed – E) – это люди, у которых есть работа, даже если они трудятся неполный рабочий день/неделю;

2. безработные (unemployed – U) – это люди, у которых нет работы, но они её ищут и готовы приступить к ней.

Общая численность рабочей силы (labor – L) определяется сложением числа занятых и безработных:

L = E + U.

Уровень безработицы (u) – это отношение числа безработных к числу рабочей силы (сумма занятых и безработных), определённое в процентах:

u = U : L × 100% или u = U : (E + U) × 100%.

Другими словами, уровень безработицы показывает долю (в процентах) безработных в рабочей силе.

Фактический уровень безработицы включает три составляющие: уровни фрикционной, структурной и циклической безработицы:

uфакт = uфрикц + uструкт + uцикл.

Уровень каждого из этих типов безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных (структурных, циклических) безработных к численности рабочей силы:

Фрикционная и структурная безработица присутствуют всегда даже в развитых странах, потому что от них избавиться нельзя – это естественные процессы на рынке труда.

Фрикционная и структурная безработица – это естественная безработица. Естественный уровень безработицы – это такой уровень, который существует при устойчивом развитии экономики.

Если в экономике присутствуют только фрикционная и структурная безработица, то это, как говорят экономисты, состояние полной занятости рабочей силы и говорит о том, что рабочая сила используется достаточно эффективно. Полная занятость наступает, когда в экономике уровень циклической безработицы равен нулю. Полная занятость – это не полное отсутствие безработицы, а наличие только лишь фрикционной и структурной безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы (u*): все, кто хочет работать и ищет работу, в конечном счёте её находят.

На сегодняшний день нормальная величина естественного уровня безработицы составляет порядка 6-7%, потому что сегодня увеличилось время поиска работы на рынке труда.

Последствия безработицы.

Негативные последствия безработицы являются:

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.(Снижается объем ВНП)

  • Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.

  • Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.

  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.

  • Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.

  • Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Поскольку безработица – это существенная проблема, государство должно использовать рычаги для борьбы с ней. Разные типы безработицы объясняются разными факторами, поэтому и используются разные методы снижения безработицы.

Однако, есть общие: развитие центров занятости и выплата пособий по безработице.

Специфические методы снижения уровней разных типов безработицы:

фрикционная – увеличение доступности информации о вакансиях (СМИ, Интернет, листовки);

структурная – переподготовка и повышение квалификации в государственных учреждениях, субсидии частным организациям переподготовки безработных;

циклическая – реализация стабилизационной политики по недопущению сильных спадов экономики, а, значит, безработицы в национальных масштабах; открытие дополнительных вакансий в государственном секторе экономики.

На рынке труда играют определённую роль профессиональные объединения работников.

Профсоюз – объединение наёмных работников с целью защиты их интересов и улучшения трудовых условий.

ЗАДАНИЕ:

Задание 1: Напишите конспект по плану:

  1. Соберите схему, отражающую структуру населения страны относительно занятости на рынке труда.

2. Определение понятия безработица

3. Типы безработицы

4. понятие уровень безработицы и полная занятость.

5. Последствия безработицы.

6. Способы борьбы с безработицей.

Задание 2. Выполните упражнения

1. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

1. Домохозяйка, ухаживающая за детьми;

2. Плиточник, который ищет работу;

3. Программист, вставший на учёт в центр занятости;

рабочий, получивший травму на производстве и ушедший на больничный.

2. Заполните пропуски

К_______относятся трудоспособные граждане,_______работу, зарегистрированные на_____и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим_______. Безработица ведёт к неполному использованию_______потенциала общества, к потерям работниками_____, к снижению_______уровня населения и подрыву______здоровья нации.

Слова подсказки: безработным, ищущие, бирже труда, образованием, экономического, квалификации, жизненного, психического

3. Какой из примеров может быть отнесён к циклической безработице?

1

программиста уволили из-за экономического кризиса и банкротства его предприятия;

2

студент, который окончил вуз, ищет работу;

3

работник банка вынужден искать работу из-за внедрения банкоматов;

4

учитель, уволившийся из школы из-за переезда.

4. Кого можно отнести к экономически активному трудоспособному населению?

1

старшеклассников общеобразовательных школ;

2

студентов вузов, которые обучаются очно;

3

выпускников вузов, которые начали поиск работы;

4

пенсионеров, у которых в собственности есть дачный участок.

5. Найдите основные термины, с которыми вы познакомились на уроке.

Рисунок 3 – Найди термины

6. Выберите из приведённого списка тех, кто относится к категории занятых.

А.

Учительница труда, отчаявшаяся найти работу и прекратившая её поиски.

Б.

Государственный служащий, который уволился по собственному желанию и устроился преподавателем в вуз.

В.

Менеджер по персоналу, который не работает по причине воспаления лёгких.

Г.

Домохозяйка, которая полностью занята только своей семьёй.

Д.

Водитель автобуса, который лежит в больнице после проведённой операции аппендицита.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!