Т215 | Экономика |
Преподаватель: Золотухо Юлия Александровна |
E-mail: [email protected] |
Дата выдачи задания | Срок выполнения |
27.10.2021г. | 29.10.2021г. |
| |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: | Тема: Занятость и безработица |
Список литературы: | Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 154–156. Федеральная служба статистики. Раздел «Рынок труда, занятость и заработная плата» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ |
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
трудоспособное и нетрудоспособное население;
рабочая сила: занятые и безработные;
выбывшие из состава рабочей силы;
причины и типы безработицы (фрикционная, структурная, циклическая);
уровень и последствия безработицы.
Уважаемые студенты, ознакомьтесь с конспектом, выполните задания
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Население страны состоит из граждан, являющихся трудоспособными и нетрудоспособными.
Рисунок 1 – Структура занятости населения
Трудоспособное население – население трудоспособного возраста, который установлен законодательством страны: в России это женщины в возрасте от 16 до 55 лет, мужчины – от 16 до 60 лет. В отдельных случаях в Российской Федерации закон позволяет работать с 14 лет.
Нетрудоспособное население – население в нетрудоспособном возрасте, инвалиды и лица, находящиеся в институциональных учреждениях (например, тюрьма и т.п.).
К трудоспособным относятся граждане, которые формируют рабочую силу, и те, кто выбыл из неё.
Рабочая сила – это экономически активное население страны. В её состав входят занятые и безработные.
Занятыми считаются граждане, имеющие работу, в том числе если они работают даже неполный рабочий день.
Безработные – это люди, которые не имеют работу, стоят на учёте в центрах занятости и готовы приступить к подходящей работе в любой момент времени.
Выбывшие из состава рабочей силы – трудоспособные граждане, которые не отвечают признакам безработных: у них нет работы, но они и не ищут её или не готовы приступить к ней.
Безработица – ситуация, при которой часть экономически активного населения, имеющая желание работать, не может его реализовать.
В соответствии с причинами, различают три типа безработицы:
Рисунок 2 – Типы безработицы
Фрикционная безработица объясняется движением рабочей силы, какими-то собственными интересами людей (переезд в другое место, поиск лучшего места работы и т.п.).
Структурная безработица проявляется из-за изменений спроса на те или иные профессии (одни устаревают и становятся невостребованными, а другие – наоборот).
Циклическая безработица вызвана колебаниями деловой активности в экономике.
Уровень безработицы
Общая численность рабочей силы делится на две части:
1. занятые (employed – E) – это люди, у которых есть работа, даже если они трудятся неполный рабочий день/неделю;
2. безработные (unemployed – U) – это люди, у которых нет работы, но они её ищут и готовы приступить к ней.
Общая численность рабочей силы (labor – L) определяется сложением числа занятых и безработных:
L = E + U.
Уровень безработицы (u) – это отношение числа безработных к числу рабочей силы (сумма занятых и безработных), определённое в процентах:
u = U : L × 100% или u = U : (E + U) × 100%.
Другими словами, уровень безработицы показывает долю (в процентах) безработных в рабочей силе.
Фактический уровень безработицы включает три составляющие: уровни фрикционной, структурной и циклической безработицы:
uфакт = uфрикц + uструкт + uцикл.
Уровень каждого из этих типов безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных (структурных, циклических) безработных к численности рабочей силы:
Фрикционная и структурная безработица присутствуют всегда даже в развитых странах, потому что от них избавиться нельзя – это естественные процессы на рынке труда.
Фрикционная и структурная безработица – это естественная безработица. Естественный уровень безработицы – это такой уровень, который существует при устойчивом развитии экономики.
Если в экономике присутствуют только фрикционная и структурная безработица, то это, как говорят экономисты, состояние полной занятости рабочей силы и говорит о том, что рабочая сила используется достаточно эффективно. Полная занятость наступает, когда в экономике уровень циклической безработицы равен нулю. Полная занятость – это не полное отсутствие безработицы, а наличие только лишь фрикционной и структурной безработицы.
Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы (u*): все, кто хочет работать и ищет работу, в конечном счёте её находят.
На сегодняшний день нормальная величина естественного уровня безработицы составляет порядка 6-7%, потому что сегодня увеличилось время поиска работы на рынке труда.
Последствия безработицы.
Негативные последствия безработицы являются:
Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.(Снижается объем ВНП)
Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Поскольку безработица – это существенная проблема, государство должно использовать рычаги для борьбы с ней. Разные типы безработицы объясняются разными факторами, поэтому и используются разные методы снижения безработицы.
Однако, есть общие: развитие центров занятости и выплата пособий по безработице.
Специфические методы снижения уровней разных типов безработицы:
фрикционная – увеличение доступности информации о вакансиях (СМИ, Интернет, листовки);
структурная – переподготовка и повышение квалификации в государственных учреждениях, субсидии частным организациям переподготовки безработных;
циклическая – реализация стабилизационной политики по недопущению сильных спадов экономики, а, значит, безработицы в национальных масштабах; открытие дополнительных вакансий в государственном секторе экономики.
На рынке труда играют определённую роль профессиональные объединения работников.
Профсоюз – объединение наёмных работников с целью защиты их интересов и улучшения трудовых условий.
ЗАДАНИЕ:
Задание 1: Напишите конспект по плану:
Соберите схему, отражающую структуру населения страны относительно занятости на рынке труда.
2. Определение понятия безработица
3. Типы безработицы
4. понятие уровень безработицы и полная занятость.
5. Последствия безработицы.
6. Способы борьбы с безработицей.
Задание 2. Выполните упражнения
1. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?
1. Домохозяйка, ухаживающая за детьми;
2. Плиточник, который ищет работу;
3. Программист, вставший на учёт в центр занятости;
рабочий, получивший травму на производстве и ушедший на больничный.
2. Заполните пропуски
К_______относятся трудоспособные граждане,_______работу, зарегистрированные на_____и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим_______. Безработица ведёт к неполному использованию_______потенциала общества, к потерям работниками_____, к снижению_______уровня населения и подрыву______здоровья нации.
Слова подсказки: безработным, ищущие, бирже труда, образованием, экономического, квалификации, жизненного, психического
3. Какой из примеров может быть отнесён к циклической безработице?
1 | программиста уволили из-за экономического кризиса и банкротства его предприятия; |
2 | студент, который окончил вуз, ищет работу; |
3 | работник банка вынужден искать работу из-за внедрения банкоматов; |
4 | учитель, уволившийся из школы из-за переезда. |
4. Кого можно отнести к экономически активному трудоспособному населению?
1 | старшеклассников общеобразовательных школ; |
2 | студентов вузов, которые обучаются очно; |
3 | выпускников вузов, которые начали поиск работы; |
4 | пенсионеров, у которых в собственности есть дачный участок. |
5. Найдите основные термины, с которыми вы познакомились на уроке.
Рисунок 3 – Найди термины
6. Выберите из приведённого списка тех, кто относится к категории занятых.
А. | Учительница труда, отчаявшаяся найти работу и прекратившая её поиски. |
Б. | Государственный служащий, который уволился по собственному желанию и устроился преподавателем в вуз. |
В. | Менеджер по персоналу, который не работает по причине воспаления лёгких. |
Г. | Домохозяйка, которая полностью занята только своей семьёй. |
Д. | Водитель автобуса, который лежит в больнице после проведённой операции аппендицита. |