СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга «Темперамент. Характеристики темперамента»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии учащимся дается  представление  о физиологических основах темперамента, его психологических  характеристиках. Подростки учатся определять тип темперамента, изучают особенностей нервной системы. Активизация рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Темперамент. Характеристики темперамента»»

Методическая разработка урока

«Темперамент. Характеристики темперамента»


Сухаревой Ольги Анатольевны,

педагога-психолога

МБОУ «Лицей «Дубна»


Цель: дать представление учащимся о физиологических основах темперамента, его психологических характеристиках.

Задачи:

  • Определение типа темперамента

  • Изучение особенностей нервной системы

  • Активизация рефлексии


Материалы: тетради, ручки, цв. карандаши, альбомные листы, художественные произведения (по выбору учителя), мультимедийная установка.


Ход урока:

Это, господи!

Господи – это я!

(Борис Слуцкий)


-Сегодня мы поговорим о темпераменте, то есть типологических особенностях личности. Но сначала поиграем.


Игра «Я похож на…»

Цель: активизировать учащихся для работы на уроке, снять напряжение.

Ход игры:

Каждый учащийся говорит с чем он может сравнить себя, учитывая свой характер, эмоции, спектр умений и интересов.

Предлагаются различные категории: погода, еда, транспорт, мебель, праздник и т.д.

-Хорошо. Вы обратили внимание, что все говорили, жестикулировали по-разному? Кто-то громко, с вызовом, кто-то тихо, застенчиво. А происходит это потому, что мы неодинаковы, мы люди с разными типами темпераментов.


Мозговой штурм: А кто-нибудь может предположить или знает, что такое темперамент?

Ответы детей фиксируются на доске, затем используются для выведения определения темперамента.


-Греческий врач Гиппократ, живший в (460-377 г-х), 5 век до н.э., объяснял различные болезни и темпераменты преобладанием в организме одной из жидкостей:

Сангвиник – кровь, выделяемая сердцем,

Флегматик – слизь, выделяемая мозгом,

Холерик – красно-желтая желчь, выделяемая печенью,

Меланхолик – красно-желтая желчь, выделяемая селезенкой.


Названия этих темпераментов соответствуют латинским и греческим названиям этих жидкостей : «сангвис», «флегма», «холе», «мелайна холе».


Само слово «темперамент» (лат.) обозначает правильное смешение.

В основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Их выделил И.П. Павлов, советский ученый, физиолог. Он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенный тип нервной системы:


Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный

Холерик - сильный, не уравновешенный, с преобладанием возбуждения

Меланхолик – слабый тип


Таким образом, темперамент – это тип нервной системы, проявляющийся в деятельности и поведении человека. Тип нервной системыэто врожденное свойство.



Темперамент можно определить с помощью выраженности в той или иной степени таких факторов, как активность, эмоциональность, моторика.

Определение типа темперамента у учащихся (используется методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Айзенка).


-Теперь вы знаете свой тип темперамента. Какая характеристика у каждого типа темперамента?


Характеристики типов темперамента:


Сангвиник: эмоционален, имеет высокую работоспособность, общителен, быстро адаптируется, легко переживает неудачи, , невнимателен к окружающим, обходит трудности, торопится в решениях.

Флегматик: спокоен, невозмутим, устойчив в стремлениях, педантичен, нетороплив, инертен, медленно переключается.

Холерик: быстр в решениях, действиях, эмоционален, вспыльчив, раздражителен, во взаимоотношениях резок, конфликтен, умеет влиять на других, быстро переключается, любит быть в центре внимания.

Меланхолик: быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен, застенчив, осторожен, чувствителен, низкая трудность.


Среди известных людей Кутузов и Крылов были флегматиками, Петр 1, Пушкин, Суворов – холериками, Наполеон, Лермонтов – сангвиниками, Гоголь, Чайковский – меланхоликами.


В природе нет чистого темперамента, они смешанные. Нет плохих и хороших типов темпераментов, у каждого свои плюсы и минусы.


Например,


Тип темперамента

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Холерик

сильная нервная система,

легко переключается с одной деятельности на другую

конфликтен, истеричен

Сангвиник

общителен, уравновешен, высокая работоспособность

невнимателен к другим людям

Флегматик

высокая работоспособность, целеустремлен

упрям, тяжело включается в работу

Меланхолик

легко переключается, чуток, внимателен

низкая работоспособность


Игра «Угадай темперамент»


Цель: закрепление полученных знаний о темпераменте.Материалы: роман А.Дюма «Д, Артаньян и три мушкетера», отрывки, характеризующие тип темперамента у персонажей.

Ход игры:

Определите у героев романа А. Дюма «Д, Артаньян и три мушкетера» тип темперамента.

Ключ: Д,Артаньян – холерик, Портос – сангвиник, Арамис – меланхолик, Атос – флегматик.

Примечание: также тип темперамента можно определять у любых литературных персонажей. Рекомендованы художественные произведения: Н.В. Гоголь «Мертвые души», Л.Н. Толстой «Война и мир», У. Шекспир «Отелло».


Игра «Шарж на любой тип темперамента»

Цель: закрепление полученных знаний о темпераменте, психологическое расслабление учащихся.

Цель: закрепление полученных знаний о темпераменте, психологическое расслабление учащихся.

Материалы: альбомные листы, цв. карандаши, инструментальная музыка

Ход игры:

Нарисуйте шарж на любой тип темперамента.


Обобщение пройденного материала, выводы, рефлексия.



Список используемой литературы:

  1. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1989 г.

  2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.:, 1991 г.

  3. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1995 г.

  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М.: Генезис, 2000 г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!