Методическая разработка урока
«Темперамент. Характеристики темперамента»
Сухаревой Ольги Анатольевны,
педагога-психолога
МБОУ «Лицей «Дубна»
Цель: дать представление учащимся о физиологических основах темперамента, его психологических характеристиках.
Задачи:
Материалы: тетради, ручки, цв. карандаши, альбомные листы, художественные произведения (по выбору учителя), мультимедийная установка.
Ход урока:
Это, господи!
Господи – это я!
(Борис Слуцкий)
-Сегодня мы поговорим о темпераменте, то есть типологических особенностях личности. Но сначала поиграем.
Игра «Я похож на…»
Цель: активизировать учащихся для работы на уроке, снять напряжение.
Ход игры:
Каждый учащийся говорит с чем он может сравнить себя, учитывая свой характер, эмоции, спектр умений и интересов.
Предлагаются различные категории: погода, еда, транспорт, мебель, праздник и т.д.
-Хорошо. Вы обратили внимание, что все говорили, жестикулировали по-разному? Кто-то громко, с вызовом, кто-то тихо, застенчиво. А происходит это потому, что мы неодинаковы, мы люди с разными типами темпераментов.
Мозговой штурм: А кто-нибудь может предположить или знает, что такое темперамент?
Ответы детей фиксируются на доске, затем используются для выведения определения темперамента.
-Греческий врач Гиппократ, живший в (460-377 г-х), 5 век до н.э., объяснял различные болезни и темпераменты преобладанием в организме одной из жидкостей:
Сангвиник – кровь, выделяемая сердцем,
Флегматик – слизь, выделяемая мозгом,
Холерик – красно-желтая желчь, выделяемая печенью,
Меланхолик – красно-желтая желчь, выделяемая селезенкой.
Названия этих темпераментов соответствуют латинским и греческим названиям этих жидкостей : «сангвис», «флегма», «холе», «мелайна холе».
Само слово «темперамент» (лат.) обозначает правильное смешение.
В основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Их выделил И.П. Павлов, советский ученый, физиолог. Он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенный тип нервной системы:
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный
Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный
Холерик - сильный, не уравновешенный, с преобладанием возбуждения
Меланхолик – слабый тип
Таким образом, темперамент – это тип нервной системы, проявляющийся в деятельности и поведении человека. Тип нервной системы – это врожденное свойство.
Темперамент можно определить с помощью выраженности в той или иной степени таких факторов, как активность, эмоциональность, моторика.
Определение типа темперамента у учащихся (используется методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Айзенка).
-Теперь вы знаете свой тип темперамента. Какая характеристика у каждого типа темперамента?
Характеристики типов темперамента:
Сангвиник: эмоционален, имеет высокую работоспособность, общителен, быстро адаптируется, легко переживает неудачи, , невнимателен к окружающим, обходит трудности, торопится в решениях.
Флегматик: спокоен, невозмутим, устойчив в стремлениях, педантичен, нетороплив, инертен, медленно переключается.
Холерик: быстр в решениях, действиях, эмоционален, вспыльчив, раздражителен, во взаимоотношениях резок, конфликтен, умеет влиять на других, быстро переключается, любит быть в центре внимания.
Меланхолик: быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен, застенчив, осторожен, чувствителен, низкая трудность.
Среди известных людей Кутузов и Крылов были флегматиками, Петр 1, Пушкин, Суворов – холериками, Наполеон, Лермонтов – сангвиниками, Гоголь, Чайковский – меланхоликами.
В природе нет чистого темперамента, они смешанные. Нет плохих и хороших типов темпераментов, у каждого свои плюсы и минусы.
Например,
Тип темперамента | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Холерик | сильная нервная система, легко переключается с одной деятельности на другую | конфликтен, истеричен |
Сангвиник | общителен, уравновешен, высокая работоспособность | невнимателен к другим людям |
Флегматик | высокая работоспособность, целеустремлен | упрям, тяжело включается в работу |
Меланхолик | легко переключается, чуток, внимателен | низкая работоспособность |
Игра «Угадай темперамент»
Цель: закрепление полученных знаний о темпераменте.Материалы: роман А.Дюма «Д, Артаньян и три мушкетера», отрывки, характеризующие тип темперамента у персонажей.
Ход игры:
Определите у героев романа А. Дюма «Д, Артаньян и три мушкетера» тип темперамента.
Ключ: Д,Артаньян – холерик, Портос – сангвиник, Арамис – меланхолик, Атос – флегматик.
Примечание: также тип темперамента можно определять у любых литературных персонажей. Рекомендованы художественные произведения: Н.В. Гоголь «Мертвые души», Л.Н. Толстой «Война и мир», У. Шекспир «Отелло».
Игра «Шарж на любой тип темперамента»
Цель: закрепление полученных знаний о темпераменте, психологическое расслабление учащихся.
Цель: закрепление полученных знаний о темпераменте, психологическое расслабление учащихся.
Материалы: альбомные листы, цв. карандаши, инструментальная музыка
Ход игры:
Нарисуйте шарж на любой тип темперамента.
Обобщение пройденного материала, выводы, рефлексия.
Список используемой литературы:
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1989 г.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.:, 1991 г.
Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1995 г.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М.: Генезис, 2000 г.