СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме "Береста. Аппликации из бересты"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог дополнительного образования Петровская Людмила Владимировна.

Творческое объединение «Эко-плюс»   

Тема занятия: «Береста. Аппликации из бересты» (Разделы 6,9,10 программы)

Тип: комбинированный

Метод: рассказ, беседа, демонстрации, практическая работа

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме "Береста. Аппликации из бересты"»

План занятия по теме:

«Береста. Аппликации из бересты»

Педагог дополнительного образования Петровская Людмила Владимировна.

Творческое объединение «Эко-плюс»

Тема занятия: «Береста. Аппликации из бересты» (Разделы 6,9,10 программы)

Тип: комбинированный

Метод: рассказ, беседа, демонстрации, практическая работа

Цели занятия: обучающие: познакомить воспитанников с берестой как поделочным материалом, техникой аппликации из бересты.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие, желание добиваться результата; любовь к природе.

Развивающие: развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, умение и навыки работы с природным материалом, способность видеть и чувствовать природу как прекрасное.

Задачи: желательно провести занятие на природе.

Сформировать практические навыки работы с берестой;

Привить практические навыки для создания изделий из бересты. Сформировать умения пользоваться техникой аппликации и работы с засушенными растениями.

Изготовить поделку из бересты и растений.

Форма организации работы: индивидуальная, групповая.

Материалы, инструменты:

  1. Береста цельная, расслоенная , наклеенная на кальку.

  2. Картон, бархатная бумага.

  3. Клей ПВА

  4. Ножницы, пинцет

  5. Джут, рафия, сизаль

  6. Засушенные листья, цветы, травы.

  7. Фотографии, иллюстрации.

I Вводная часть занятия. Приветствие, объявление цели занятия /3 мин/.

II Основная часть 1 час

  1. Понятие бересты как коры березы. Демонстрация рисунков и фотографий изделий из бересты. (Приложение 1,стр. I-VI) Рассказ о свойствах бересты как поделочного материала (Приложение 2). Цветовая палитра бересты. Беседа о сочетаниях бересты с другими материалами: алюминиевой или ржавой проволокой, мешковиной, растениями: гортензией, эвкалиптом, алебастром, гипсом и др.

  2. Беседа о березе, ее свойствах. Прочитать стихотворение: «Аппликация из бересты» (Приложение 3)

Педагог продолжает беседу по вопросам:

1) Назовите места произрастания берез в городе, районе.

2) Какой вид березы имеет значение в фенологи? Экологии?

3) Какой вид березы занесен в красную книгу РСО-Алания?

4) Как называется береза на осетинском языке?

5) Как народ Осетии в прошлом применял березу, изделия из нее?

6) Назовите стихотворение народных поэтов Осетии о березе. Демонстрация фото (Приложение 4)

  1. Рассказ о декоративно-прикладном искусстве (о развитии вкуса и воображения, чуткости и фантазии, о приучении к трудолюбию, о побуждении видеть прекрасное в обыденном и т.д.)

Создавая композиции из бересты, можно приобрести новое творческое увлечение, а может, и дорогу в жизни. Пейзажными работами из бересты можно украсить любой стильный интерьер или сделать прекрасные подарки родным и близким (демонстрация фотографий. Приложение 1)

  1. Рассказать о технике аппликации из бересты. Кусочки бересты обрезаются ножницами для придания необходимой формы, обратная сторона промазывается клеем и пинцетом кладется на нужное место на картон. Прижимается хлопчатобумажной тряпочкой. Ею же снимаются излишки клея. Набор кусочков мозаики можно делать встык или с зазором. При зазоре будет просвечивать цветной фон. Важно, чтобы зазор был одинаковым и небольшим (1,5-3мм), тогда мозаика будет смотреться красиво.. полностью заполнив изделия кусочками бересты, положите работу под груз для просушки до следующего занятия.

  2. Раздача материалов для работы и изготовление работ /по выбору: мозаика, пейзаж, цветы и др./ Выполнение работы.

  3. Второй вариант: из частей готовим панно на сизале или мешковине.

III Обращение, закрепление знаний, оценка работ (10 минут)

Планируемый результат занятия: изготовления картины или панно.

IV Домашнее задание: зарисовать наиболее красивую березу в городе, написать рассказ о березе /сочинение/, нарисовать эскиз для будущей поделки /картины/ из бересты.

Приложения: 1) Иллюстрации и фотографии поделок из бересты.

2) Текст о свойствах и применениях бересты.

3) Стихотворение «Аппликация из бересты»

4) Фотографии березок в городе Алагире.














Приложение 2

Береза - необыкновенно красивое дерево, традиционно символизирующее Русь. Березе поклонялись древние русичи, слагали о ней песни, водили хороводы. В старину говорили, что береза зимой греет, весной поит, летом радует и целый год в бане парит. Для старшеклассников и среднего возраста школьников о березе в Приложении 2.

Береста, бересто - верхний слой березовой коры. Этот красивый, прочный и доступный материал легко поддавался обработке и служил долгие годы. Еще в третьем тысячелетии до нашей эры люди бронзового века использовали для рыбалки берестяные поплавки.

При строительстве изб русские мастера использовали берестяное скалье - пластины из бересты на подстилку под тесовые кровли для утепления крыши.

Из бересты делали посуду. Посуда из бересты - туеса, бураки, берестянки, набирухи, берестушки - была любимой по всей России, и на севере, и на юге - везде, где росла береза. При этом мастера, их делавшие, использовали особые свойства бересты, пропитанной смолистыми веществами, не пропускать влагу, сохранять температуру и влажность. Поэтому крестьянин, уходивший на целый день на работы в поле, брал с собой туесок с квасом или молоком, которые и в самый жаркий день оставались холодными. В больших берестянниках и туесах солили грибы, хранили мед.

Но самое удивительное - это берестяные грамоты, на которых писали наши предки в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках. На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие, через которое ее подвешивали на поясе.

Писали на бересте не только взрослые, но и дети. Несколько грамот было написано маленьким мальчиком Онфимом, который не только писал, но и рисовал. В Новгороде была найдена даже настоящая берестяная книжка, очень маленькая, из двенадцати страниц, написанная во второй половине двенадцатого века, содержащая текст вечерней молитвы. Древние новгородцы, конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты - ее способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас.

В старину не только использовали чудесные свойства бересты. Ее умели украшать, превращая в красивые нарядные вещи из тонкого кружева, кружева из дерева.

Перечислять свойства бересты и изделия из нее можно еще долго. Ясно одно. Не зря в России родилась пословица "Кабы не лыко да береста, так бы мужичок рассыпался".


















Приложение 1








II

III

























IV

Приложение 1











V



VI

Приложение 3











II

Приложение 4

















VII






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!