СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Химия»

ТЕМА: «Углеводороды»

Просмотр содержимого документа
«Занятие по химии»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения

«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Химия»

ТЕМА: «Углеводороды»





Выполнила: Вейда Марина Григорьевна.

преподаватель химии

ГБПОУ «Сахалинский техникум

отраслевых технологий и сервиса»









Холмск, 2015



Данная методическая разработка предназначена для преподавателей химии, реализующих государственный образовательный стандарт НПО и СПО.

В методической разработке даны рекомендации по проведению занятия по предмету: «Органическая химия». По теме: «Углеводороды». Рекомендации носят практико-ориентированный характер.



























СОДЕРЖАНИЕ





Методическое обоснование темы 4



Методические рекомендации по проведению занятия 5



План занятия 7



Заключение 16



Список литературы (источников) для обучающихся 17



Список литературы (источников) для педагога 17 - 18



Приложение

- карточки

- презентация

- карты







МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Данная методическая разработка занятия выполнена по теме: «Углеводороды».

Занятие по типу – обобщающий урок. Такое занятие проводится с целью овладения обучающихся теоретическими знаниями, совершенствования учебных умений и обучения студентов групповой и коллективной работе (взаимопомощи ,взаимопроверки ,самоконтролю),а также с целью развития их познавательной деятельности. Занятие включает вопросы о химическом ,электронном ,пространственном строении углеводородов и видах изомерии ,анализ свойств органических веществ разных классов на основе строения, выявления генетической связи между органическими веществами ,обобщение сведений о промышленности органического синтеза, нефтехимии. В ходе занятия обучающиеся заполняют таблицы, контрольные карты, работают со справочниками ,литературой, решают проблемные ситуации с помощью выполнения эксперимента с последующим обобщением .

На занятии применяется оценочный метод для более глубокого понимания и усвоения материала.













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Данная разработка может быть использована для проведения занятий по предмету « Химия».

Одной из форм занятий ,.на которых можно и нужно ,использовать сочетание заданий, различных по характеру познавательной деятельности, являются обобщающие уроки. Обобщение – это высший уровень мыслительной деятельности. Обобщающие уроки осуществляются тогда. когда происходит поиск связей (генетических, причинно-следственных, взаимного влияния и др.) между изучаемыми объектами, когда постоянно меняется ситуация поиска. Самым ценным на обобщающих уроках является процесс самостоятельной работы обучающихся. Изучение темы «Углеводороды» направлено на формирование личности обучающегося. Для достижения этой главной цели ставятся задачи, решение которых осуществляются с позиции образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения:

- обеспечить сознательное усвоение обучающихся основ науки.

- формировать научно-материалистическое мировоззрение.

- воспитывать трудолюбие, интерес к предмету, бережное отношение к

природе.

- развивать мышление, их самостоятельность и активность в овладении

знаниями.

- формировать практические умения и навыки направленные на подготовку

квалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

План занятия

Предмет: «Химия»

Курс 1

Занятие № 30

Раздел 1: «Органическая химия»

Тема 1 раздела «Углеводороды»

Тема занятия: «Обобщающий урок по теме «Углеводороды».

Цели занятия

Учебная: систематизировать знания обучающихся по теме «Углеводороды».

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, формировать умение анализировать, аргументировано излагать свою точку зрения, вести дискуссию, развивать навыки культуры общения.

Воспитательная: воспитать нравственные, поведенческие качества личности; воспитывать интерес к предмету, воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к среде обитания.

Тип занятия: обобщение нового материала и углубление знаний по предмету «Органическая химия».

Вид занятия: заключительный, мультимедиа занятие и самостоятельная работа.

Методы занятия: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.

Дидактическое обеспечение занятия: контрольные карты, оборудование, конспекты, раздаточный материал, презентации.

Межпредметные связи: математика, физика, география, нефтехимия.

Внутрипредметные связи: Темы: «Алканы», «Алкены», «Алкины».

Продолжительность занятия: 1 ч. 20 мин.





Обобщающий урок по теме: «Углеводороды ».

Оборудование: компьютер, презентации, карточки на каждом

столе, контрольные карты, на столах таблицы.


Цель: Углубить и систематизировать знания обучающихся.

Продолжить формирование умений анализировать, аргументировано

излагать свою точку зрения, вести дискуссию, развивать навыки культуры

общения.


Метод: Эвристическая беседа.

Для подготовки к уроку обучающихся получили задание повторить

раздел, обратить внимание на вопросы.

Вопросы:

  1. Строение атома углерода в возбужденном состоянии.

  2. Тип гибридизации атомных орбиталей углерода в углеродах разных классов.

  3. Основные параметры связей в алканах, алкенах, алкадиенах, алкинах, аренах.

  4. Виды изомерии в углеводородах.

  5. Влияние строения углеводородов на их свойства.

  6. Качественные реакции на алканы, алкены, алкины, арены.

  7. Зависимость между свойствами вещества и его применением.

  8. Генетическая взаимосвязь между классами углеводородов.

Ход урока: Вступительное слово преподавателя.

  1. Преподаватель сообщает – содержание материала темы – изучив раздел «Углеводороды» мы с вами выяснили, что этот класс органических соединений является фундаментом всего курса органической химии. Поэтому при усвоении каждой группы углеводородов зависит усвоение всех классов органических соединений.

  2. Преподаватель говорит о том (ставит проблему), что в ходе урока предстоит используя полученные задания ответить на вопросы, заполнить таблицы, выполнить по группам практическую часть.

  3. Зачитывает план урока:

  1. Обобщение сведений о строении углеводородов.

  2. Общение сведений о видах изомерии углеводородов.

  3. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.

  1. Генетические связи между классами углеводородов.

В ходе обсуждения вопросов для фронтальной беседы в течении урока на доске и в тетрадях обучающиеся заполняют таблицу.





Параметры сравнения

Название классов углеводородов

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

  1. Общая формула гомологичес-кого ряда






2. Тип

гибридизации






3.Длина связи






4.Валентный угол






5.Геометрия молекул






6.Виды изомерии






7.Химические свойства:

а) горение

б) разложение

в) отношение к окислителям

г) отношение к водороду

д) отношение к галогенам

е) полимери-зация

ж) типы реак-ций, харак-терных для класса углеводоро-дов.










Вопросы для обсуждения могут быть заранее подготовлены в виде карточек, которые раздаются на каждый стол перед началом урока или в презентациях.

Обобщение знаний начинаю с фронтальной беседы.

Два учащихся заполняют на доске таблицу, остальные в тетрадях.

Вопросы:

  1. Обобщение сведений о строении углеводородов.

  1. Как объяснить 4х валентность углеводорода в органических соединениях с точки зрения представлений о строении атомов.

  2. Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул этана, этилена, ацетилена? В чем сходство и различие между sp2 и sp-гибридизации.

  3. Основные характеристики связей в молекулах этана, этилена, бутадиена, ацетилена, бензола: тип гибридизации, валентный угол, длина связи, геометрия молекулы.

  4. В чем различие между δ и π-связью в этилене?

  5. Почему невозможно свободное вращение атомов углерода при кратной связи?

  6. Этилен вступил в реакцию с бромоводородом. Изменится ли при этом тип гибридизации атомов углерода? Если да, то как?

  7. Как образуется 6-электронное π-облако в бензоле?

  1. Обобщение сведений о видах изомерии углеводородов.

  1. Заполнить таблицу «Изомерия углеводородов».

Изомерия углеводородов

Вид изомерии

Класс углеводородов

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

  1. Углеродного скелета






  1. Положение кратной связи






  1. Межклассовая






  1. геометрическая







Задание отметьте:

  1. «+» или «-» наличие или отсутствие данного вида и изомерии у данного класса углеводородов.

  2. На примере бутана и изобутана охарактеризуйте признаки понятия «изомер».В чем суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы.

  3. В чем причина возможности существования геометрической изомерии?

  1. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.

  1. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением? Что от чего зависит, что – причина, а что следствие?

  2. Какие свойства должен проявлять этан в связи со строением?

  3. В чем сходство химических элементов алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?

  4. В чем различие в свойствах алкенов и алкинов?

  5. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах, а реакции присоединения труднее, чем в алкенах.

  6. Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.

  7. Существует ли зависимость между свойствами и областями применения? Примеры.

  8. Какие общие свойства проявляют углеводороды?

  1. Генетические связи между классами углеводородов.

  1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящим только из атомов углерода и водорода

  2. Проиллюстрируйте примерами возможные переходы: алкан → алкен;

алкан → алкин; алкан → арен; алкан →циклоалкан; непредельный углеводород → арен; алкин → арен.

  1. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органические.

Затем предлагаю выполнить задания по группам из контрольных карт.

Контрольные карты дифференцированные.

  1. Для выполнения задания уровня А обучающийся должен показать не

только хорошее знание основных вопросов раздела, но и умение выявлять закономерности и строить логические умозаключения.

  1. Уровень В – предполагает наличие у обучающегося в значительной степени сформировать знания по разделу и овладению им мыслительными операциями сравнения и понятий.

  2. Выполнение заданий уровня С предполагает репродуктивное воспроизведение материала учебника и умение проводить классификацию.

Задание уровня - А

Задание уровня - В

Задание уровня – С

  1. Заключительное слово преподавателя:

Итак, давайте подведем итог нашей работы по теме «Углеводороды». Сегодня на уроке мы с вами систематизировали и обобщили знания важнейших веществ. Вместе с вами охарактеризовали их строение и свойства. Их превращения. Итог своей работы вы оформили в таблице и в ответах на задания по контрольным картам за эту работу отметку выставляю каждому обучающемуся и учитываю его работу.



  1. Д/з § 8 (с. 37-40) Решите задачу 4-88.

  2. Рефлексия.

Что тебе понравилось на занятии?

Что было сложным?

Что вам показалось легко и просто для выполнения и понимания?

  1. Оценки за работу на занятии.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На занятии были выполнены все поставленные цели и задачи. Были четко сформулированы учебные, воспитательные развивающие цели.

Каждый этап урока четко прослеживался. На каждом этапе с помощью различных методов сочетания индивидуальной групповой работы выполнялись определенные задачи. Студенты принимали участие в дискуссии. Соблюдены временные рамки этапов урока. Домашнее задание дано с комментариями.

Занятие прошло по намеченному плану, в течение всего занятия отрабатывались общеучебные навыки. Студенты были активны, проявили сплоченность и заинтересованность на всех этапах работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

  1. Ю.М. Ерохин. Химия. (учебник). – М.: Мастерство, 2002.,

  2. Ю.М. Ерохин, В.И. Фролов. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом), (учебное пособие). – М.: Академия, 2003.

  3. И.Г. Хомченко. Общая химия. - М.: Новая волна - ОНИКС, 1999.

  4. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая волна, 1999.

  5. Ю.М. Ерохин. Химия. Методическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов-заочников средних специальных учебных заведений. - М.: НМЦ СПО, 1997.

  6. Богданова химия. Лабораторные работы 8-11 классы. Москва. ( Астрель АСТ 2001 г.)

  7. Тесты по химии к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г.Лисовой «Химия 10-11 классы».

  8. Поурочные разработки по химии к учебникам 9 кл. Москва «ВАКО» 2005 г., О.С. Габриеляна, Л.С.Гузея, Г.Е.Рудзитис.

  9. Химия. Решение задач, В.П.Лилле, изд.дом «Литература» Санкт-Петербург.

  10. Олимпиадные задания, 2005г. Органическая химия 10-11 классы. Издательство «Учитель» Волгоград.

  11. Учимся решать расчетные задачи по химии: Москва «Школа-При» 2001г.

  12. Химия. Методическое пособие О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов 10-11 классы. Дрофа (Москва) 2003г.

  13. Оценка качества. Подготовка выпускников средней (полной) школы по химии. Дрофа. Москва 2001г.

  14. Я иду на урок химии. 8-11 классы. Москва «Первое сентября» 2000г.

  15. Методика обучения химии в средней школе. Москва. 2000г.

  16. О.С.Габриелян. Химия 8 кл. Дрофа. Москва. 2002г.

  17. О.С.Габриелян. Химия 9 кл. Дрофа. Москва. 2003г.

  18. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Тершин. Химия 10 кл. Дрофа. Москва 2005г.

  19. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. Химия 11 кл. Дрофа. Москва 2005г.

  20. А.С.Гузен, Р.П.Суровцева, Г.Г.Лысова. Химия 11 кл. Дрофа. Москва. 2001г.

  21. Н.НГара, М.В.Зуева. контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы. (Москва, издат.дом «Дрофа» 1997г.).

  22. Ю.М. Ерохин, Н.А. Смирнова. Химия. Тестовые дидактические материалы. – М.: НМЦ СПО, 1997













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Понятие и определение Химия. Словарь школьника Д.И.Соколова. Издательский дом «Литература» Санкт-Петербург 2005г.

  2. Химия для абитуриентов. Москва «Химия» 2000г.

  3. Химия. Ответы на вопросы для абитуриентов и учащихся 11 классов. Москва. 2001г.

  4. Химия 10-11 классы. Решение задач из учебников Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Москва. Издательский дом « Дрофа» 1997г.

  5. Школа абитуриента: научись сам. Подготовка к экзаменам по химии с контролем на ЭВМ. Москва «Школа-Пресс» 1997г.

  6. Решение контрольных и самостоятельных работ по химии 10-11 классы. О.Ю.Сергеева. Издательство «Экзамен» Москва 2006г.

  7. Домашняя работа по химии 10-11 классы. Издательство»Экзамен» Москва 2007г.

  8. В.В.Сорокин, Э.Г.Злотников. Как ты знаешь химию? Санкт-Петербург «Химия»1987г.

  9. А.А.Тыльдсенн, В.А.Корк. Мы изучаем химию. Москва «Просвещение» 1988г.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!