Занятие-экскурсия «Крылатый дозор»
Цель: Создать условия для воспитания бережного отношения к птицам как значимым субъектам экосистемы города.
Задачи:
Дать общее представление о разнообразии орнитофауны города;
Привлечь внимание учащихся к вопросам изучения и охраны птиц;
Расширить знания о птицах.
Место проведения мероприятия: на открытом воздухе (в парке, у водоема)
Необходимое оборудование: приборы для наблюдения за птицами, определитель птиц, Карточки с заданиями к конкурсам
Пред организацией мероприятия необходимо провести агитационно-информационную кампанию с целью информирования о проводящемся мероприятии,
Для проведения мероприятия необходимо оборудовать площадку для наблюдения за птицами, а также несколько секторов, так называемых «станций». Количество станций зависит от количества организаторов. В конкурсах могут участвовать как дети, так и взрослые.
Каждый желающий может посетить любую станцию и принять участие в любом конкурсе.
Станция «Я знаю 5 названий птиц»
Цель: активизировать знания учащихся о птицах
Необходимое оборудование: карточки с названиями категорий птиц, мяч
ЗИМУЮЩИЕ |
ПЕРЕЛЕТНЫЕ |
ВОДОПЛАВАЮЩИЕ |
ВОДНО-БОЛОТНЫЕ |
Ход конкурса: играть можно как по одному, так и в группе. Одним из игроков выбирается карточка с названием категории птиц (перелетная, зимующая, водно-болотная, водоплавающая и т.д.) затем ребята по очереди называют птиц выбранной категории, передавая мяч. Мяч не должен задерживаться у игрока более 5 секунд. Повторяться нельзя. Побеждает тот, кто последним назовет птицу.
Станция «Узнай птицу по описанию»
Цель: определить птицу с использованием как можно меньше подсказок
Необходимое оборудование: карточки с описанием различных птиц
1. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
2. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
3. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами - это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
4. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут).
5. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня - нежное "свирири-свирири". (Свиристель).
Ход конкурса: ведущим зачитывается описание одной из птиц. Признаки птицы расположены в порядке от более общих к более конкретным, ярким характеристикам данной птицы. Побеждает тот, кто угадает птицу по наименьшему количеству подсказок.
Станция «Птицы в фольклоре»
Ход конкурса: игрокам необходимо вспомнить как можно больше песен, стихов о птицах, или же где упоминаются птицы.
Станция «Закончи пословицу»
Необходимое оборудование: набор карточек с пословицами
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
У каждой птицы своя песня.
Цыплят по осени считают.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Грач на горе весна на дворе.
Коготок увяз всей птичке пропасть.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Одна ласточка весны не делает.
Молодой журавль высоко взлетел да низко сел.
Всякий кулик свое болото хвалит.
Любит кукушка чужие годы считать.
Человек без Родины что соловей без песни
Ход конкурса: ведущим зачитывается начало пословицы. Задача игроков вспомнить и закончить пословицу. Вариант: необходимо подобрать соединить две части одной пословицы.
Станция «Летние симфонии»
Цель: научить распознавать птиц по внешним признакам
Ход конкурса: используя природный материал, изобразить любую птицу, акцентируя внимание на ее биологических особенностях. Защитить свою работу
Станция «Послушай тишину»
Цель: научить распознавать птиц по голосам
Ход конкурса: участникам конкурса предлагается определить, сколько птиц и каких (если не трудно) они могут услышать на протяжении 1-2 минут молчания.