СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МБОУ «Большаковская СОШ»
_____________________М.А.Близнюк
«______»_____________2017г.
Программа
психолого-педагогического сопровождения
первоклассников "Первый раз в первый класс"
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
Иванченко Ольга Андреевна
п. Большаково
2018 год
Пояснительная записка
Поступление в школу – очень важный этап в жизни ребенка. Он его радует и пугает. Радует, потому что вчерашний малыш ощущает себя повзрослевшим, а пугает, как ни парадоксально, по той же причине: теперь ему большее разрешено, но от него же большего и требуют. Не всегда ребенок может справиться с новой ситуацией, не всегда и взрослые могут правильно помочь ему принять новую роль. Программа предназначена для снятия эмоционального напряжения, формирования познавательных мотивов.
Под адаптацией к школе следует понимать: физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе; социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе. Причины школьной дезадаптации. Они могут быть субъективного и объективного характера. Субъективные причины дезадаптации: недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичны причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д. Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.
Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.
Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
Объективные причины школьной дезадаптации:
Неправильное отношение учителя к ученику.
Неправильная организация учебного процесса.
В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания различают следующие формы адаптации- дезадаптации
Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
«Скрытые» формы дезадаптации (ДА):
1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.
2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточиться, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать - молчит, равнодушен к неудачам.
Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.
«Открытые» формы дезадаптации
3-я степень- начальная форма «открытой»ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.
4-я степень- прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой рабтоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.
Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю
Задачи коррекционно-развивающей работы:
1. Диагностика причин дезадаптации
2. Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы
3.Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины дезадаптации, так и выявленные ресурсы с целью доразвития необходимых структур личности ребенка в искусственно созданных условиях и перенос сформированных навыков в социальную ситуацию развития ребенка,
Цели психологического вмешательства:
1. Изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и организовать формирование функций, способствующих дальнейшему развитию.
2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и возможностях ребенка и, создав у них ожидания по его выходу из кризиса к дальнейшему развитию.
Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка.
Этапы коррекционно-развивающей работы:
1. Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально-организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет успешной. При этом требования к ребенку (в школе и дома) должны быть на некоторое время ослаблены.
2. Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его жизнедеятельности и организация способов их закрепления.
3. Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и мотивации достижения.
В случае, когда основная проблема лежит в сфере его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия.
Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы).
Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога.
Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю.
Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии.
В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы.
Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.
Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы.
Так, при преодолении школьной тревожности необходимо:
1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника;
2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения.
Список литературы
1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник психолога начальной школы” – Ростов н/Д, “Феникс”, 2004.
2. “Методы выявления и развития одаренности детей”. Учебно-методическое пособие. Башкирский институт развития образования, Уфа, 2003.
3. Овчарова Р.В. “Практическая психология в начальной школе” – М., ТЦ Сфера, 2005.
4. Панфилова М.А. “Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры”. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей – М., “Издательство ГНОМ и Д”, 2005.
5. “Поможем детям учиться!” Методические рекомендации по развитию произвольности в младших классах. Часть 4, Уфа, Узорица, 1998.
6. Сиротюк А.Л. “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью”. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам – М., ТЦ Сфера, 2005.
7. Хухлаева О.В. “Тропинка к своему Я”. Уроки психологии в начальной школе (1 – 4 кл.) – М., Генезис, 2005.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | | Первый раз в первый класс! | 1 |
2 | | Как зовут ребят моего класса | 1 |
3 | | Мой класс | 1 |
4 5 6 | | Мои друзья в классе | 3 |
7 | | В коробке с карандашами | 1 |
8 | | В гостях у Знайки | 1 |
9 | | Путешествие в Буквоград | 1 |
10 | | Теперь я первоклассник! | 1 |