Занятия по развитию эмоциональной сферы детей
«Цвет моего настроения»
Составил педагог - психолог:
Штокова Л.Е
Конспект занятия в 1 классе ЗПР ,УО «Цвет моего настроения»
Возраст детей: 7-8 лет.
Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей.
Задачи:
1) Развивать умение распознавать эмоции, уметь рассказывать о них;
2) Совершенствовать коммуникативные навыки;
3) Развивать эмпатийные проявления по отношению к сверстникам и взрослым.
Материалы и оборудование: цветные карточки (красная, синяя, желтая, оранжевая, зелёная, серая, черная, картинки смайликов с разными настроениями; лепестки , вырезанные из цветной бумаги разных цветов; клей-карандаш; маленькие тарелочки; мячик яркого цвета, воздушный шарик. Аудиозапись.
Ход занятия.
Дети заходят в сенсорную комнату.
Педагог – психолог: Я очень рада встрече с вами. Знаете, у меня сегодня отличное настроение. Мне хочется шутить и играть. А вы любите играть? Тогда начнем? Игра «Имена» (Если я называю правильно имя, то мне хлопают, а если ошибаюсь – топают ногами и тут же называют правильное имя) .
Педагог – психолог: А теперь посмотрите, вот воздушный шарик, а что на нем написано? Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуете отгадать, что это за слово.
У меня заботы много
Целый день меня зовут.
Лишь знакомого ты встретишь –
Я уж снова, тут как тут
Чтоб здоровья пожелать,
Надо ЗДРАВСТВУЙТЕ сказать.
Педагог – психолог: Молодцы. Правильно это слово прилетело к нам на шарике. А как вы думаете, для чего прилетело к нам это слово? (ответы детей)
Педагог – психолог: Вы правы, ребята, это слово прилетело к нам напомнить, чтобы мы никогда не забывали здороваться. Когда мы здороваемся, мы желаем людям здоровья, и от этого у всех поднимается настроение. Давайте поздороваемся.
Упражнение «Здравствуй» (на развитие эмпатии)
Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Здравствуй, Вера, я рада тебя видеть).
Ну вот теперь можно и поиграть.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Педагог – психолог: Я знаю одну очень простую и интересную игру «Змейка». Давайте встанем друг за другом. Руки кладём на пояс впереди стоящему соседу. У нас получиться большая красивая змейка. Я буду головой, а вы все – туловище. Старайтесь не расцеплять рук. (Аудиозапись)Педагог: ребята, какое сейчас настроение у вас?
Сейчас я научу вас угадывать настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился «Цветик – семицветик» – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
оранжевый – радостное и приятное
желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему; тёплое, доброжелательное;
зеленый – общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий цвет – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
серый цвет – скучное настроение
черный цвет – я злюсь, я обижен;
Педагог: Мы отправим цветной мячик по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Педагог:- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
Движения под музыку «У жирафа пятна ,пятнышки везде» (по показу)
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия. Ну как наше настроение? Дети: хорошее, веселое.
Радостный человек ощущает необыкновенную лёгкость, ему хочется играть, прыгать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость.
Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям .
Игра: «Клубочек дружбы»
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
Педагог – психолог: - У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг ладони и передам клубочек своему соседу справа Ивану, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом: «Я очень рада, что Дима в группе есть… ». Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично! - Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
Педагог - психолог: Замечательно! Скажите мне ребята, а только хорошее и веселое бывает настроение? Вот сейчас мы и поговорим о том, какое бывает разное настроение (Предлагаю пройти за столы)
Перед детьми выкладываются цветные лепестки, развешиваются картинки - фигурки смайликов с разными настроениями: грустным, сердитым, злым, удивлённым, испуганный, радостным, весёлым.
Педагог - психолог: Помогать нам будут волшебные смайлики ,смотрите они разные: по настроению, внешнему виду.
Педагог - психолог: Ребята, давайте выберем смайлик с грустным (обиженным) настроением.
Дети выбирают.
Педагог - психолог: Почему вы выбрали именно этот смайлик?
Дети объясняют причины выбора.
Педагог - психолог: Хорошо. Теперь давайте подберём этому настроению цвет.
Дети выбирают в тарелочке подходящий лепесток.
Педагог - психолог: Молодцы. Отложите его на листок там, где грустная эмоция.
Педагог - психолог: А сейчас мы выберем смайлик со злым выражением и подберём ему подходящий цвет. Дети выбирают в тарелочке подходящий лепесток.
Педагог - психолог: Молодцы. Отложите его на листок там, где грустная эмоция. А теперь покажите смайлики с весёлым, радостным, удивлённым и мечтательным настроениями, подобрать им соответствующие лепестки и откладывать их на листок с соответствующей эмоцией.
Дети выполняют и объясняют свой выбор.
Педагог - психолог: Ребята, скажите и покажите, с каким смайликом вы бы хотели поиграть и почему. А как вы думаете, у какого смайлика испуг, страх,грусть? Ответы детей. Ребята, как у вас хорошо всё получается.
Педагог - психолог: Я знаю еще одну игру – интересную и простую, а главное – весёлую она называется «Кричалки, шепталки и молчалки». Для этой игры нам понадобятся разноцветные ладошки. Ребята, они вам ничего не напоминают?
Дети: Светофор.
Педагог – психолог: Правильно. Молодцы. Но наш светофор будет необычный. Если я покажу ладошку красного цвета – это значит, что нужно замереть на месте и не произносить ни слова; если я покажу ладошку жёлтого цвета – это значит, что можно шёпотом разговаривать и тихо ходить; если я покажу ладошку зелёного цвета – это значит, что можно бегать и громко говорить. Все запомнили. Ладошки я буду менять, будьте внимательны. Начинаем.
Педагог - психолог: Молодцы! А теперь предлагаю вам ребята, вернуться к нашим столам и сделать один общий цветок хорошего настроения, найдём применение нашим разноцветным лепесткам.
Дети берут на тарелочках лепестки цвета хорошего настроения, сердцевину и при помощи клея «собирают» цветок. Цветок готов! Ну, а как же нам быть с темными цветами настроения? Ответы детей.
Педагог - психолог: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны! Мне понравилось с вами общаться, играть, но пришло время расставаться. А напоследок я предлагаю всем встать в кружок, , взяться за руки и поиграть в игру «Мы тоже! »
П: Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Д: Мы тоже!
П: Я дарю вам улыбку
Д: Мы тоже!
П: Я прыгаю от счастья
Д: Мы тоже!
П: Я вас обнимаю
Д: Мы тоже!
Все обнимаются в едином кругу. Наше настроение отличное! Наша встреча закончена. Приятных всем эмоций.