Муниципальное казённое учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Балезинский детский дом»
(МКУ «Балезинский детский дом»)
Методическая разработка занятия
«Знакомьтесь: «зелёные» профессии»
Разработал:
Атнабаева Е.М.,
инструктор по труду
Балезино - 2019
Тема: «Знакомьтесь: «зелёные» профессии»
Форма проведения: теоретическое занятие
Цель: знакомство с профессиями, связанными с цветами и растениями; формирование интереса воспитанников к цветоводству.
Задачи:
- расширение, обобщение и закрепление знаний о профессиях, связанных с цветоводством;
- создание основы для профессионального самоопределения воспитанников;
- воспитание бережного отношения к растениям и окружающей среде.
Участники, их возраст: воспитанники 10-12 лет.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.
Информационные источники:
1. Интернет-ресурсы.
2. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Уход за цветочными культурами открытого и закрытого грунта. – М.: Академия, 2010.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Проверка санитарно-гигиенических условий. Проверка готовности детей к занятию. Обеспечение комфортной внешней обстановки для осуществления совместной деятельности. Эмоциональный настрой и мотивация.
- Здравствуйте, строители, сварщики, портные, художники, садовники, цветоводы, озеленители, спортсмены, продавцы! Давайте поприветствуем друг друга, подарим друг другу улыбку. Спасибо. Садитесь.
2. Актуализация знаний. Знакомство с темой и целью занятия.
- Ребята, а вы не удивились, что я вас так называю? (выслушиваю ответы). Пройдут школьные годы, и именно вы построите красивые дома, сошьёте модную одежду, вырастите красивый сад. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и получить специальное образование.
Поэтому сегодня на занятии мы будем говорить о профессиях.
- А как вы понимаете слово профессия? (выслушиваю ответы). Профессия – это специальность, которую получает человек в результате обучения.
- В мире очень много профессий, но сегодня мы поговорим о самых «зелёных». Как вы думаете, какие профессии называют «зелёными»? (выслушиваю ответы). Цветовод, садовник, озеленитель.
- Цель нашего занятия: познакомиться поближе с «зелёными профессиями».
3. Изучение новой темы.
- Ребята, в последние годы профессии цветовода, садовника и озеленителя стали очень востребованными. Это связано с желанием людей украсить свою жизнь. Они создают в парках, скверах, у себя под окнами цветники, газоны, лужайки и прочие зеленые насаждения. За всем этим разнообразием необходим правильный уход. Поэтому для этих целей стали нанимать особенный персонал. Чем занимаются цветоводы, садовники и озеленители нам расскажут мои помощники
Краткие сообщения детей (Приложение)
- Подведём итоги выступлений:
Цветоводы выращивают цветы. Они могут работать на открытом воздухе и в теплицах. На этой работе чаще специализируются женщины, они более тонко чувствуют природу.
Садовник занимается почти тем же, чем и цветовод, однако его подопечные - не только цветы, но и деревья с кустарниками.
Озеленитель - специалист, который занимается озеленением дворов и парков, садов и прочих городских и частных участков, предназначенных для жизни и отдыха.
Профессии садовника и озеленителя больше мужские, чем женские, так как нужны физические усилия.
Цветоводы, садовники и озеленители создают красоту вокруг нас, а это важно для людей! Занимаются посадкой растений, ухаживают за ними и оберегают их.
Динамическая пауза.
- Ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Король и садовники». Сейчас мы выберем короля, а все остальные будут садовниками. Король выйдет за дверь, а в это время садовники договариваются, какие движения, связанные с садом, будут делать. Работу показывайте только движениями и молча.
Входит король. Садовники:
- Здравствуй, Король!
- Здравствуйте, садовники! Где вы были?
- Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Король угадывает по движению вид работы и забирает к себе в сад садовника.
Если король отгадал выполняемое садовниками движение, то выбирается новый король. Если не смог отгадать, то снова водит.
- Ребята, вы все знаете, что за растениями нужно ухаживать. Для этого у цветовода, садовника и озеленителя есть много инструментов. Вспомним, какие это инструменты. А поможет нам игра «Буква – инструмент». Я называю букву и, а вы - инструмент на эту букву. Инструмент должен быть предназначен для работы в саду, на цветниках. Затем рассматриваем и называем инструменты на картинке. Проводится игра «Буква – инструмент»
В - вилы, ведро
Г - грабли, газонокосилка
К – коса, корнеудалитель, культиватор, кусторез
Л - лейка, лестница, лопата штыковая, лопата совковая
М - мотыга (тяпка), молоток, метла садовая, мешок
Н - нож и ножницы садовые, ножовка, носилки
О – опрыскиватель
П – плоскорез, полольник, пульверизатор, плуг
Р - рыхлитель
С - секатор, сучкорез, совок
Т – тележка, триммер, топор
Ш – шланг для полива
- Вот сколько инструментов существует на свете и все они помощники цветовода, садовника и озеленителя.
- А какими инструментами мы пользуемся, когда озеленяем наш участок? (выслушиваю ответы) Лопата, грабли, ведро, лейка, тачка, шланг для полива.
4. Закрепление темы.
- Профессии цветовода, садовника, озеленителя кажутся романтическими, поэтому вдохновляют поэтов, фотографов. Предлагаю вам небольшое фото-путешествие в стихах по нашему «цветочному» милому дому.
Просматриваем фотографии на слайдах, педагог читает стихи.
* Прилежный садовник трудился не зря.
Бывало, еще не проснулась заря,
А он поливает и холит растенья,
Чтоб в будущем видеть бутонов цветенье.
* Да и в нашем доме есть
Любители – цветоводы.
Разводят в комнате цветы.
Разнообразней год от года
Домашний уголок природы.
И кто заходит в гости к нам,
Не в силах скрыть восторг и чувства.
Перед волшебным тем искусством…
* В расписных горшочках
Подрастают разные цветочки.
Вот герань и аспарагус,
Хойя, спатифиллум,
Розочки китайские, плющ и молочай.
Как прекрасны все цветы!
Милой нежности черты
Ярких красок хоровод.
Их польем мы спозаранку.
Чтоб и дальше удивляли
Разноцветьем весь народ.
- Наши цветы многих удивляют своим разнообразием, а за этой красотой мы все дружно ухаживаем. Можно ли нас назвать цветоводами, если мы смогли вырастить вот такую красоту? (выслушиваю ответы) Да.
5. Подведение итогов. Проводится рефлексия с помощью мяча по кругу.
– Ребята, кто держит мяч в руке, говорит, что нового и полезного он узнал на сегодняшнем занятии (проводим рефлексию)
- Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами!
- Ребята, спасибо за работу! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЦВЕТОВОД - специалист по выращиванию декоративных растений. Цветовод выращивает цветы для того, чтобы высаживать их в садах, скверах и парках. А ещё для того, чтобы создавать букеты. Он также выращивает растения в цветочных горшках для оформления выставок, витрин, жилых и служебных помещений. Цветоводы могут работать на открытом воздухе и в теплицах.
Цветовод должен обладать такими личностными качествами, как любовь к природе, физическая выносливость. К профессионально важным качествам цветовода относятся:
- развитое воображение,
- наблюдательность и глазомер,
- цветовое зрение, цветовая память;
- наблюдательность;
- эстетический вкус.
Данная профессия противопоказана лицам, страдающим аллергией на растения, гипертонией, сердечными заболеваниями.
Цветовод должен знать: виды и сорта цветочных и декоративно-лиственных растений, агротехнику их выращивания и способы размножения, методы ухода за зелеными насаждениями; основные принципы организации и подготовки территории; общие принципы проектирования цветников; болезни и вредителей растений, современные средства и методы защиты от них; основы фито-дизайна.
В работе цветовод использует ручные орудия труда. Для цветоводов предусмотрена спецодежда, защищающая от грязи и пыли. Для защиты рук используют перчатки. При работе с ядами и химикатами применяют средства индивидуальной защиты.
САДОВНИК занимается почти тем же, чем и цветовод, однако его подопечные - не только цветы, но и деревья с кустарниками. Он занимается озеленением территории, рассаживанием садовых растений, планированием сада. Садовник непосредственно работает с растениями, занимается их высадкой, уходом за ними, поливом и подготовкой к зимнему сезону. Ещё садовник формирует кроны подрастающих саженцев деревьев, выполняют декоративную стрижку древесно-кустарниковых растений.
Садовник тоже должен обладать такими личностными качествами, как любовь к природе и физическая выносливость. К профессионально важным качествам садовника относятся:
- развитое воображение,
- наблюдательность и глазомер,
- цветовое зрение, цветовая память;
- наблюдательность;
- эстетический вкус.
Данная профессия противопоказана лицам, страдающим аллергией на растения, гипертонией, сердечными заболеваниями.
ОЗЕЛЕНИТЕЛЬ - специалист, который занимается озеленением дворов и парков, садов и прочих городских и частных участков, предназначенных для жизни и отдыха.
Задача озеленителя - осуществлять работу по благоустройству и озеленению газонов, скверов, парков, а также создавать и производить мероприятия для последующего ухода за ними.
В список его обязанностей входит: подготовка территории к озеленению, подготовка почвы к посеву семян, высаживанию деревьев, кустарников, цветов, заготовка земляных смесей, размножение растений, оформление цветочных клумб, внутреннее озеленение помещений, вертикальное озеленение и многое другое.
Условия труда. Озеленитель может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают на открытом воздухе. Это могут быть парки, сады и т.п. Работа происходит чаще в движении, с использованием специальных инструментов. Как правило, это подвижная деятельность, связанная с большим количеством перемещений.