СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал занятия можно использовать для изложения материала по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности", а также для внеурочного занятия по применению сканирующего оборудщования.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера"»

Занятие.

Тема: «Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера».


Содержание

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ 2

Технологическая карта 4

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ 6

ХОД ЗАНЯТИЯ 7

1. Организационный момент 7

Преподаватель проверяет наличие студентов, их готовность к работе, проявляет и решает возникшие при подготовке домашнего задания 7

2. Актуализация опорных знаний 7

1. Сообщение темы, цели занятия, перечень вопросов, которые рассматриваются. Мотивация учебной деятельности на лекции, постановка проблемной задачи 9

Тема: Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера 9

Общие сведения 11

Типы сканеров 12

Программы распознавания текстов 14

Программа FineReader 15

Практическое задание 18

Домашнее задание 18





ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


Группа


Дата


занятия



ТЕМА ЗАНЯТИЯ: " Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера "

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

методическая: воплощение проблемно-поискового метода обучения при изложении информационной лекции с элементами диалога

учебная: оценить степень достижения цели образования в профессиональной подготовке, оценить способность обучающихся использовать полученные теоретические знания по теме при работе со сканированным материалом для подготовки материала к различным видам работ (подготовка реферата, материалов к докладам, к презентациям, подготовке рисунков или фотографий к различным видам работ), развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления, повышать профессиональный уровень, объединение теоретических знаний с реалиями жизни.

воспитательная: воспитание мотивов учения, формировать у обучающихся стремление к глубокому усвоению всего содержания обучения, воспитание у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине информационные технологии в профессиональной деятельности и профессиональной деятельности.


Вид занятия лекция


Тип занятия: информационная лекция с элементами диалога


Методы и формы проведения занятия эвристическая беседа с использованием тестов для систематизации знаний, изложение, рассказ с демонстрацией наглядного пособия


Межпредметные связи:


Дисциплины обеспечивают: Математика и информатика.


Оборудование: телевизор, компьютеры с установкой ОС Windows, пакетом программ Microsoft Office

Литература:


  1. Оганесян В.О., Курилова А.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Академия, 2018, стр. 59-69.

  2. Михеева Е.В., Титова О.И. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности., М.: Академия, 2017.

  3. Ташлыкова А.Н., Рябиничева Т.Н., Ночка Е.И. Информационно-документационная деятельность., М.: Академия, 2016.

Технологическая карта


Тема

Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера

Цель темы


методическая: воплощение проблемно-поискового метода обучения при изложении информационной лекции с элементами диалога

учебная: оценить степень достижения цели образования в профессиональной подготовке, оценить способность обучающихся использовать полученные теоретические знания по теме при работе со сканером для ввода различной информации в виде текста, рисунка или другой информации, развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления, повышать профессиональный уровень, объединение теоретических знаний с реалиями жизни.

воспитательная: воспитание мотивов учения, формировать у обучающихся стремление к глубокому усвоению всего содержания обучения, воспитание у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине информационные технологии.

Планируемый результат

Предметные результаты обучения

  • Формировать правила техники безопасности при использовании сканера.

  • Формулировать понятие «сканер».

  • Обосновывать принципы программного управления сканером.

  • Объяснить принцип организации компьютера и сканера.

  • Перечислить виды и назначение программного обеспечения компьютера и сканера.

Личностные результаты обучения

Формулировать определение по существенным признакам, подтверждать фактами, обобщать, анализировать информацию.

Логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы в области освоения программного обеспечения.


Метапредметные результаты обучения

Применять в других предметных областях способы сканирования для выполнения индивидуальных заданий.

Анализировать с учетом законов логики общие итоги работы, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения при изучении других предметов.

Осваивать необходимые программные средства для изучения разных предметов.

Владеть разнообразным программным обеспечением, необходимым для успешного обучения, решения интеллектуально-творческих задач и приобретать новые знания.

Оценивать и соотносить программное обеспечение с конкретными потребностями для решения различных задач.

Взаимодействовать с различными техническими устройствами для успешного обучения и овладения новыми знаниями.

Основные понятия

Сканирование в MS Word, PDF и изображение.

Метапредметные связи

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)

и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: владение устной и письменной речью;

• умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции).

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  1. Оганесян В.О., Курилова А.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОИЦ «Академия», 2018

  2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия,2016.

  3. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие для СПО Клочко И.А. 2019, Профобразование, Ай Пи Эр Медиа Гриф: гриф УМО

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.




ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Изложение лекционного материала с одновременным осмыслением

новых знаний.


  1. Общие сведения.

  2. Типы сканеров.

  3. Программы распознавания текстов.

  4. Программа FineReader

5. Проверка качества усвоения изучаемого материала (выполнение практического задания по изученной теме)?

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.


ХОД ЗАНЯТИЯ



1. Организационный момент



Преподаватель проверяет наличие студентов, их готовность к работе, проявляет и решает возникшие при подготовке домашнего задания



2. Актуализация опорных знаний



Перед тем, как начать изучение нового материала преподаватель выясняет уровень опорных знаний обучающихся, (опрос ведется с помощью электронного теста). Необходимо ответить на следующие вопросы



Небольшое тестирование



Вопрос №1: Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:

  1. всевозможные сведения, сообщения, знания;

  2. знания, получаемые об окружающем нас мире.

  3. сведения, уменьшающие неопределенность знаний;

  4. сведения, передаваемые в форме знаков, сигналов;

  5. сведения, хранящиеся на материальных носителях


Вопрос №2: Примером информационной технологии является:

  1. Создание электронной таблицы в MS Excel

  2. Прокладка кабеля при создании компьютерной сети

  3. Изготовление жестких дисков и других носителей информации

  4. Ремонт компьютера


Вопрос №3: Для восприятия информации человек использует:


  1. все каналы

  2. каналы зрения

  3. каналы слуха

  4. каналы мышечных рецепторов


Вопрос№4: Примером числовой информации может служить:


  1. детская считалка.

  2. цены на товарах

  3. таблица умножения

  4. текст учебника

  5. математические формулы

Вопрос № 5. Носителем текстовой информации является ...


  1. фотография

  2. книга, написанная на любом языке

  3. нотная грамота

  4. светофор


Вопрос № 6. Информация по способу её восприятия человеком подразделяется на:


  1. обыденную, общественно-политическую, эстетическую;

  2. социальную, техническую, биологическую, генетическую

  3. зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мышечную, вестибулярную

  4. текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную

  5. научную, производственную, техническую, управленческую


Вопрос № 7. Информация по форме представления подразделяется на:

  1. обыденную, общественно-политическую, эстетическую

  2. текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную

  3. социальную, техническую, биологическую, генетическую

  4. научную, производственную, техническую, управленческую

  5. зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мышечную, вестибулярную


Вопрос № 8 Изменение формы представления информации без изменения ее содержания может осуществляться в процессе.

  1. обработки информации;

  2. приема информации

  3. хранение информации

  4. передачи информации

  5. обмена информации


Вопрос № 9 Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков, выступает:

  1. холст.

  2. бумага

  3. фотопленка

  4. папирус

  5. камень


Вопрос № 10 Для знакового представления информации используется

  1. письменность;

  2. примитивы

  3. речь

  4. язык

  5. символы




КОМЕНТАРИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ

Результаты тестового опроса говорят о том, что обучающиеся имеют достаточный уровень знаний по изученному ранее материалу и готовы к изучению новой темы

1. Сообщение темы, цели занятия, перечень вопросов, которые рассматриваются. Мотивация учебной деятельности на лекции, постановка проблемной задачи

Преподаватель предлагает аудитории записать тему занятия, знакомит с целью лекции и перечнем вопросов, которые рассматриваются:

Тема: Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера

Цель занятия: рассмотреть и изучить основные термины и определения новой темы

План занятия

  1. Общие сведения.

  2. Типы сканеров.

  3. Программы распознавания текстов.

  4. Программа FineReader




Мотивация учебной деятельности на лекции


Мы уже говорили о том, что часто при выполнении различных работ с документами в офисе приходится сталкиваться со сканированием. И, изучая тему сегодняшнего занятия, мы рассмотрим работу сканера, его возможностями, программы сканирования.


Общие сведения

Сканер (Scanner) - устройство ввода в ЭВМ информации в виде текстов, рисунков, слайдов, фотографий на плоских носителях, а также изображения объемных объектов небольших размеров.

Сканирование представляет собой цифровое кодирование изображения, заключающееся в преобразовании аналогового сигнала яркости в цифровую форму. Такое получение цифрового изображения оригинала для ввода в компьютер называют оцифровкой (Digitizing) - В процессе оцифровки изображение разбивается на элементарные частицы - пиксели, каждому из которых соответствует определенный код яркости и цветового оттенка.

 


Типы сканеров

 

Планшетные сканеры

 

Планшетные сканеры используются для ввода графики и текста с носителей формата А4 или A3. В планшетных сканерах оригинал располагается на его рабочей поверхности неподвижно. Освещение оригинала производится стабилизированным по интенсивности источником, в качестве которого используют лампы с холодным катодом или флуоресцентные лампы. В качестве фотоприемника обычно используются ПЗС-линейки. Лампа, ПЗС (прибор с зарядовой связью, ССD) и оптическая система, направляющая на ПЗС световой поток, отраженный от оригинала, находятся на одной каретке и с помощью шагового механизма перемещаются вдоль оригинала.

К преимуществам планшетных сканеров следует отнести простоту использования, возможность сканирования, как плоских оригиналов, так и небольших трехмерных объектов.

Недостатками этого типа сканеров являются большая занимаемая площадь, сложность выравнивания оригинала с неровно размещенным на носителе изображением.

 

Роликовые сканеры

 

Роликовые сканеры осуществляют сканирование оригинала при его перемещении по специальным направляющим посредством роликового механизма подачи бумаги относительно неподвижных осветителя и ПЗС-линейки.

Большинство роликовых сканеров офисного применения предназначены для работы с оригиналами формата А4. Однако существуют широкоформатные роликовые сканеры, обеспечивающие сканирование оригиналов форматов А1 и А0.


Преимущества роликовых сканеров определяются их компактностью, удобством подключения и пользования, автоматической подачей листов оригинала, удовлетворительной скоростью сканирования и низкой стоимостью.

Недостатки, связанны, с невозможностью без специальных приспособлений осуществлять сканирование сброшюрованных документов, книг, а также с опасностью повреждения оригинала.

 

Барабанные сканеры

 

Барабанные сканеры позволяют получать изображения прозрачных или отражающих оригиналов с высокой степенью детализации. Оригинал в таких сканерах крепится на поверхность быстро вращающегося прозрачного барабана. Внутри него расположена оптическая система, фокусирующая проходящий через оригинал тонкий луч на призму, за которой находятся три датчика ФЭУ (фотоэлектронный умножитель), по одному на каждый базовый цвет. Барабанные сканеры не позволяют сканировать книги, переплетенные брошюры и т. п.

 


Программы распознавания текстов

 

После обработки документа сканером получается графическое изображение документа (графический образ). Но графический образ еще не является текстовым документом. Человеку достаточно взглянуть на лист бумаги с текстом, чтобы понять, что на нем написано. С точки зрения компьютера, документ после сканирования превращается в набор разноцветных точек, а вовсе не в текстовый документ.

Проблема распознавания текста в составе точечного графического изображения является весьма сложной. Подобные задачи решают с помощью специальных программных средств, называемых средствами распознавания образов. Реальный технический прорыв в этой области произошел лишь в последние годы. До этого распознавание текста было возможно только путем сравнения обнаруженных конфигураций точек со стандартным образцом (эталоном, хранящимся в памяти компьютера). Авторы программ задавали критерий «похожести», используемый при идентификации символов.

Подобные системы назывались OCR (Optical Character Recognition — оптическое распознавание символов) и опирались на специально разработанные шрифты, облегчавшие такой подход. Естественно приходилось сталкиваться с произвольным и, тем более, сложным шрифтом, программы такого рода начинали давать серьезные сбои.

Алгоритмы распознавания могут давать разные результаты на разных документах. Например, упоминавшиеся выше системы OCR способны распознавать только стандартный специально подготовленный шрифт и дают на этом шрифте наилучшие результаты, которые не может превзойти ни одна, из более универсальных программ.

Современные алгоритмы распознавания текста не ориентируются ни на конкретный шрифт, ни на конкретный алфавит. Большинство программ способно распознавать текст на нескольких языках. Одни и те же алгоритмы можно использовать для распознавания русского, латинского, арабского и других алфавитов и даже смешанных текстов. Разумеется, программа должна знать, о каком алфавите идет речь.

 


Программа FineReader

 

Программа FineReader выпускается отечественной компанией ABBYY Software. Эта программа предназначена для распознавания текстов на русском, английском, немецком, украинском, французском и многих других языках, а также для распознавания смешанных текстов.

Программа имеет ряд удобных возможностей. Она позволяет объединять сканирование и распознавание в одну операцию, работать с пакетами документов (или с многостраничными документами) и с бланками. Программу можно обучать для повышения качества распознавания неудачно напечатанных текстов или сложных шрифтов. Она позволяет редактировать распознанный текст и проверять его орфографию.

Процесс ввода документов с помощью программы ABBYY FineReader состоит из четырех этапов:

 

 получение изображения (сканирование);

 

 распознавание;

 

 проверка и редактирование полученного текста;

 

 сохранение результатов или отправка результатов по электронной почте.

 

Для того чтобы начать работу, необходимо передать в программу изображение документа. Получить изображение можно следующими способами:

 

 отсканировать бумажный документ;

 

 открыть файл изображения или PDF-документ;

 

 сфотографировать текст.

 

Переданные в программу ABBYY FineReader изображения необходимо распознать, то есть преобразовать в текст. Прежде чем приступить к распознаванию, программа анализирует структуру всего документа и выделяет на изображениях области с текстом, картинками, таблицами, штрих-кодами. Области разных типов имеют различные цвета рамок.

- выделить зону распознавания;

- выделить область Текст;

- выделить область Картинка;

- выделить область Таблица.

Последовательность обхода областей определяется их порядковыми номерами. По умолчанию порядковые номера областей не отображаются в окне Изображение, а отображаются только в том случае, если пользователь выбрал функцию перенумерации областей. Можно выделить новую область, выбрав нужный инструмент на панели окна Изображение (рисунок 6).

Рисунок 6

 

Результат распознавания отображается в окне Текст. В данном окне неуверенно распознанные символы выделяются цветом.

Результаты распознавания можно сохранить в файл, передать в другое приложение, скопировать в буфер обмена или отправить по электронной почте в любом из поддерживаемых программой ABBYY FineReader форматов сохранения. Сохранить можно все страницы документа ABBYY FineReader или только выбранные.

На главной панели инструментов в выпадающем списке необходимо выбрать режим сохранения оформления документа.

Режимы сохранения оформления документа:

 Точная копия - позволяет получить документ, оформление которого будет полностью соответствовать оригиналу. Рекомендуется использовать для документов сложного оформления, например, рекламных брошюр. Однако данный режим не предполагает внесения значительных правок в текст и оформление.

 

 Редактируемая копия - позволяет получить документ, оформление которого может незначительно отличаться от оригинала. Документ, полученный с помощью данного режима, легко редактируется.

 

 Форматированный текст - в полученном документе сохранятся начертание и размер шрифта, разбиение на абзацы, но не сохранится расположение объектов на странице и межстрочные интервалы. Таким образом, будет получен сплошной текст с выравниванием по левому краю. Для текста, в котором порядок чтения справа налево, выравнивание будет по правому краю.

 

 Простой текст - в данном режиме форматирование текста не сохранится.

 

Список возможных режимов зависит от выбранного формата.

Чтобы отправить документ по электронной почте необходимо:

 

 в меню Файл выбрать пункт Отправить по электронной почте → Документ. В открывшемся диалоге выбрать: формат, в котором следует сохранить документ, страницы документа, которые надо сохранить и отправить: все или только выделенные;

 

 нажать ОК. В результате будет создано письмо с прикрепленным файлом (файлами), останется указать адресата и отправить письмо.

 

Возможно, отправить по электронной почте изображения страниц документа, для этого:

 

 в меню Файл выбрать пункт Отправить по электронной почте → Изображения страниц. Выбрать формат, в котором следует сохранить изображения. Выбрать изображения страниц, которые надо отправить: все или только выделенные. Отметить Отправить только выбранные области, если необходимо отправить изображения только выделенных областей страницы. Отметить Отправить все страницы в одном файле, если хотите отправить изображения как многостраничный файл;

 

 нажать ОК. В результате будет создано письмо с прикрепленным файлом (файлами), останется указать адресата и отправить письмо.


Практическое задание


  1. Отсканировать 4 страницы, предложенного материала.

  2. Перевести документ в MS Word.

  3. Исправить полученные неточности.

  4. Отсканировать рисунки и вставить в текст.

  5. Выполненное задание показать преподавателю.


Подведение итогов занятия

  1. Выставление поурочного балла.

  2. Отметить обучающихся активно принимавших участие в занятии.

  3. Выдача домашнего задания

Домашнее задание
  1. Повторить лекционный материал.

  2. Подготовить опережающее сообщение .


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!