Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Вишенка» с. Красное»
Симферопольского района Республики Крым
_____________________________________________________________________________
ул. Комсомольская 11-«А», с. Красное, Симферопольский район, 297520, Республика Крым,
Российская Федерация, E-mail: [email protected]
ОКПО 00839056 ОГРН 1159102036378 ИНН/КПП 9109010740/91090100
Занятие в старшей разновозрастной группе
«Экскурсия в Крымский этнографический музей
г. Симферополя»
Цель:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны.
Воспитание детей в духе патриотизма, любви к родному городу, гордости за его историю, развитие любознательности и интереса к достопримечательностям г. Симферополя.
Задачи:
• Закрепить понятие музей
• развитие познавательных способностей, творческого потенциала
• развитие интереса к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, любознательность
• воспитание эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, природе, людям
• развитие памяти, речи, логического мышления
• стимулирование мыслительной деятельности
• формирование коммуникативных навыков
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ
Материалы: презентация, карточки с буквами «м», «у», «з», «е», «й», ««посылка» с куклами в национальных костюмах, атрибуты к играм.
Ход занятия.
Слайд 1
-Знаете ли вы, что такое тайна?
Сегодня на занятии мы откроем тайну. Какую?
Откройте конверт и догадайтесь
(в конверте - буквы. Составляют слово «музей»).
Слово «музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!
(Ответы детей)
Слайд 2
Музей – это место, где много красивых вещей. В музее много картин, предметов, сделанных из дерева, кости и др.
Слайд 3
Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната.
Сейчас мы отправимся на экскурсию в Крымский этнографический музей.
Слайд 4
Люблю по городу гулять, люблю смотреть,
Люблю читать.
Крепость – раз, музей – два,
Три – высокие дома.
Четыре – парк, пять – стадион,
Шесть – площадь, семь – фонтан.
Вот восемь – длинный мост,
И Салгир течет под ним.
Слайд 5
В залах этнографического музея представлены предметы, иллюстрирующие национальные особенности культуры и быта, обычаев и обрядов русских, украинцев, крымских татар, караимов, болгар, армян и других народов, проживающих на полуострове.
Итак, в путь
Посмотрите - посылка
В посылке чудо - куколки лежат. Они помогут нам, каждая расскажет о своем народе. (Достает кукол в национальных нарядах – русские, украинцы, крымские татары).
Чтобы кукла ожила и говорить с нами смогла,
волшебные слова произнесем, друзья.
5,4,3 и 2 наша кукла ожила.
(Выходят дети в национальных костюмах)
Слайд 6
1 зал- «Русский национальный уголок»
Девочка в русском костюме:
Добрый день! Я рада вас видеть!
Мы вам расскажем о том, как жили русские люди.
Дома у русских назывались - избами. Избы строили из бревен. И все-то в избе сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены.
Темными, зимними вечерами собирались люди у кого-нибудь в большой избе. Здесь они пели, рассказывали сказки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Русский народ издавна славился трудолюбием, но любит русский народ и погулять. На праздники женщины и мужчины надевали нарядные одежды. Основными частями женского костюма были рубаха, сарафан, передник. Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Костюм мужчины состоял из штанов и рубахи. Рубаха украшалась вышивкой. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. На ноги надевали лапти или сапоги из цветной кожи.
На празднике пели, плясали, играли в игры, водили хороводы.
Слайд 7
ХОРОВОД « Во поле берёзка стояла»
Слайд 8
2 зал- «Украинский национальный уголок»
Девочка в украинском костюме.
Добрий день! Вiтаю вас друзi!
Мы расскажем вам, как раньше жил украинский народ.
Украинцы свои дома называют хатами, стены в них побелены, печи украшены национальными узорами – яркими цветами. Заборы возле хат называют – тын, его плели из длинных гибких прутьев.
В украинском уголке мы видим хозяйственный инвентарь ( ухват, серп, козелок), рушники, национальную одежду. В Женском костюме – длинная рубашка - вышиванка, спидниця-юбка, Венок – головной убор незамужней женщины, мужской национальный костюм – рубаха, штаны (шаровары). Головной убор-бриль. Вся одежда и мужская, и женская украшалась вышивками.
Украинцев называют хлебосольными хозяевами. Они предпочитают угощать гостей своими национальными кушаньями. У украинцев – это борщ, галушки, вареники, сало.
Слайд 9
ИГРА «Карусель»
Дети встают в круг, держатся за руки, со словами начинают идти по кругу, ускоряя шаг:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели;
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Затем темп замедляется:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Дети останавливаются.
Раз, два, три – Оксанку на карусели прокати!
(дети аккуратно передают куклу друг другу по кругу, «катая на карусели» сначала вправо, затем влево под веселую музыку)
Слайд 10
3 зал «Крымско – татарский национальный уголок»
Девочка в крымско-татарском костюме.
Селям алейкум!
Наш народ издавна занимался скотоводством, выращивали виноград, занимались земледелием.
Жили в домах, которые назывались саманы. Сделаны были из глины и соломы. Внутреннее убранство дома, было единым для всех крымско-татарских жилищ, пол в домах представлял собой землю, обмазанную глиной и устланную либо войлоком, либо (если семья побогаче) - коврами. В середине комнаты всегда стоял небольшой столик, а вдоль стен расставлялись скамейки с коврами и подушками. Это была главная комната, которая в богатых семьях служила гостиной, а в семьях победнее - еще и спальней.
Основу костюма, как у мужчин, так и у женщин составляла рубаха, только у женщин она была длиннее. Поверх рубахи женщины носили шелковые и атласные платья. На голову надевали фес, вышитый золотом с маромой.
Мужчины надевали тоже рубаху, только короче, камзол, расшитый золотом, брюки, на голову-каракулевый колпак.
У крымско-татарского народа, как и других народностей очень много праздников, семейных обрядов.
Наврез- это день всех земледельцев, отмечают в марте. Он оповещает о начале весны и символизирует начало сельскохозяйственного сезона.
Ораза-байрам, Курбан-байрам - в эти праздники поздравляют друг друга словами: «ИД мубарак!» (благословенного праздника!), близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки ,одевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда
Слайд 11
ИГРА « Продаем горшки (Чулмак уены)»
Дети становятся в круг. 1 ведущий идёт внутри круга ( по типу «Заря-заряница»). Останавливается:
- Эй, дружок продай горшок!
- Покупай
- Сколько дать тебе рублей?
– Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
– А сейчас предлагаю поиграть в игру «К кому относится?».
(Детям предлагаются изображения блюд, предметов одежды, жилищ и др. русских, украинцев и крымских татар).
Воспитатель показывает и называет их, а детям нужно определить, к какому народу Крыма относится то или иное изображение предмета, и поместить его под изображением данного народа. Таким образом, под русскими будут следующие картинки: изба, косоворотка, блины, кокошник, самовар, балалайка; под изображением украинцев: вышиванка, венок с лентами, хата мазанка, кобза, сало, борщ; под изображением крымских татар: мечеть, распашной халат, кумыс, мандалина, тюбетейка, чак-чак.
Слайд 12
Дети читают стихи о Крыме.
Даже если мало места,
Все равно нам здесь не тесно!
Вместе мы - одна семья
Все народы здесь друзья!
Звучит песня о Крыме. «Карусель» из лент. Все идут по кругу.
Мы поняли, что неважно какая у тебя национальность,
Мы все живем в Крыму у нас одна национальность.
Мы все – крымчане (хором).
Крым - наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради неё.
Пусть над зеленым островом этим
Мирное, доброе солнце встает.