занятие в старшей группе «Герб России»
Ход занятия:
Звучит гимн РФ (все слушают стоя).
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за песня? (Главная песня
страны – гимн России). Чем она отличается от других песен? (Когда звучит
гимн – все встают, мужчины снимают головные уборы). А какой еще символ
государства вы знаете? (Флаг)
- Сегодня мы поговорим о третьем символе государства – гербе.
Гербы появились давным – давно. Это был отличительный знак рыцарей.
Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в
железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло
время. Не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия,
эмблемой государства. Обычно на гербах изображают красивых и гордых
зверей и птиц, например, льва или орла. Иногда это могут быть сказочные
животные, например, дракон или единорог – белый конь с золотым рогом на
голове.
- Послушайте сказку. «Однажды (это было очень давно) на большой
поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила
попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост.
Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!»
звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка», ты вон какая маленькая, а
Россия такая большая. Куда уж тебе!»
Тут вперед вышел огромный бурый медведь: «Ну, мне-то вы не скажете,
что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на
гербе!» звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила
мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не
видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса,и моря, и степи. Есть у нас король птиц – орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе!»
- Давайте внимательно рассмотрим орла на гербе России. У него две
головы. Что это может означать? (Что орел глядит сразу на запад и восток,
чтобы защищать от нападения врагов границы нашей страны).
Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
- У нашего орла две головы, что это значит? (Он не пропустит ни одного
врага). Над орлом – золотая корона, что это значит? (Что он самый главный, а
государство наше могучее и сильное). В лапах орла символы власти – скипетр,
держава, такие в старину были у русских царей.
- Давайте вместе вспомним, где можно увидеть герб? (На монетах, на
паспорте, на печатях, на пограничных столбах, на зданиях, где работает
правительство страны)
- Если вы внимательно рассмотрели герб, то заметили еще что-то на
груди орла. Всадник в синем плаще на серебряном коне поражает копьем змея.
Этого воина зовут Георгий Победоносец. О нем рассказывают такую
волшебную историю.
«Около одного города было большое озеро. В озере поселился ужасный
змей-людоед, который стал поедать жителей этого города. Однажды змей
потребовал, чтобы правитель города отдал ему на съедение свою единственную дочку. Девушку отвели на берег озера и оставили там. Но вскоре на том месте появился святой Георгий.
Он увидел плачущую царевну и спросил ее, почему она плачет.
Красавица ответила, что ее должен съесть страшный дракон. Георгий
помолился Богу и, как только чудовище показалось из воды, вступил с ним в
бой и победил змея.
Храбрый Георгий привел царевну в город живую и невредимую. С тех
пор все жители города стали почитать Георгия как великого героя».
- Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Потому,
что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов).
Воспитатель включает диск «Гора самоцветов».
- Итак, рисунок герба помогает людям понять самое главное об этой
стране. В старину гербы были у небольших городов и даже у отдельных семей.Мы с вами можем придумать герб нашей группы. Для этого надо подумать, что в нашей группе самое главное, чем мы отличаемся от других.
Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает детям сделать
вывод о том, что в группе все дети живут очень дружно. Значит главное в
группе – это дружба.
Все дети проходят к столам, где разложены силуэты гербов и символы
(солнце, цветы, дети, игрушки, книги и т.д.) дети выкладывают гербы,
объясняя свой выбор символов. В конце дети составляют общий герб группы.
- Ребята, занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали еще об
одном символе государства – гербе, и составили герб своей группы. Теперь и у нашей группы есть свой герб, который мы с вами сможем поместить на видном
месте.