Занятие-практикум № 2
Переключение внимания.
Занятие № 2. Общественные места.
Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.
Задачи:
- снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций вне дома.
- повышение заинтересованности у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.
- активное взаимодействие с родителями по вопросам нравственного воспитания в семье.
Участники: родители и дети с ОВЗ
Ход занятия
Мы живем в обществе, поэтому должны уважительно относиться к окружающим нас людям, ожидая такого же отношения к себе. Чтобы вам, родителям, не приходилось все время извиняться за ребенка перед окружающими, стоит научить его правилам поведения в местах, где есть посторонние люди, которые не обязаны думать только о его комфорте и желаниях.
В любом общественном месте, будь то улица, кино, больница или школа, общественный транспорт, магазин, ребенок будет вести себя иначе, нежели дома. Мало кто из детей ведет себя тихо и спокойно: они бегают, прыгают и кричат. Главное, чтобы их поведение не угрожало собственному здоровью и не мешало другим людям.
Задавать корректные по отношению к окружающим нормы поведения важно с самого раннего детства: привычки из детства закрепляются на всю жизнь, и с усвоенными правилами ребенку будет легче адаптироваться в обществе. Работа над формированием культуры поведения на самом деле происходит везде, где бывает ребенок - дома, в школе, на прогулке - и это отнюдь не постоянные замечания и нравоучения, это процесс, в котором вы показываете ребенку пример, обращаете его внимание на то, как ведут себя другие люди, обсуждаете с ним результаты и последствия того или иного поведения самого ребенка и окружающих.
Определите основные места, где ребенок может действительно сильно мешать другим людям, и расскажите ему о правилах, которые нужно соблюдать, посещая их. Правил не должно быть много, иначе ребенок просто не запомнит все.
Обычно перед посещением какого-нибудь интересного места родители рассказывают своему ребенку о том, что его ждет, забывая познакомить с тем, как вести себя. А между тем, делать это необходимо. Например, если вы обсудите или покажите на видео с ребенком заранее, что в магазине нельзя трогать руками все продукты, громко разговаривать и бегать, а в автобусе нельзя залезать с ногами на сиденье и пачкать его, то потом стоит только напомнить о требовании, и ребенок тут же исправится, в отличие от варианта, когда он впервые услышит об этом.
Правила легче запоминаются в игре. Если перед походом в театр «проиграть спектакль» с куклами, то можно будет избежать многих неприятных моментов. Ролевые игры очень хорошо помогают запомнить детям основные правила поведения.
Правила для школьников
Школа - общественное место, и в ней - свои правила поведения, которым в ней учат и следят за выполнением. Их тоже неплохо обсудить дома.
В школьном возрасте правил поведения прибавляется, и это тоже нужно отмечать и проговаривать. Если школьник едет в транспорте, то ему уже под силу уступить место пожилому человеку и снять со спины рюкзак, либо встать так, чтобы никого не задевать им.
Чтобы процесс освоения ребенком культуры поведения в общественных местах проходил быстрее и эффективнее, можно использовать Обучающие помощники:
- тематические мультфильмы. Во время или после просмотра можно обсудить с ребенком правильные или неправильные поступки героев.
- повседневные ситуации. Например, гуляя с ребёнком по парку, можно обратить его внимание на мусор: «Смотри, как здесь грязно. Даже неприятно идти. К сожалению, некоторые невоспитанные люди не пользуются урнами для мусора. Мы с тобой будем выбрасывать свои фантики и бутылочки в предназначенное для них место».
- готовые (социальные истории) или собственные сказки, например, «Сказка о том, как (имя) здороваться научился». Полезно учить стихотворения с соответствующим содержанием.
- карточки или рисунки с правилами поведения в общественных местах. Их можно разместить в комнате ребенка.REСS, визуальный режим для (особенно для детей с аутизмом)
- собственный пример. Для воспитания нужного поведенческого навыка у ребенка он нужен обязательно. В этот процесс надо вовлечь всю семью - бабушек, дедушек, сестер, братьев. Часто бабушки в транспорте стоят с вещами внучат, а те сидят и играют в телефон. Убедите родственников не делать этого, не портить детей.
Как видим, не так сложно воспитывать культурного ребенка. Однако следует помнить о том, что во всем важна умеренность. Если вы переборщите с нравоучениями, то есть опасность затюкать своего ребенка. Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребенка, если он делает что-то не так, иначе он возненавидит ваши правила и начнет делать назло. Процесс формирования навыков поведения в обществе должен быть максимально естественным и постепенным.
Верьте в своего ребенка, подавайте ему хороший пример и вместе с ним совершите этот очень важный для него путь.