СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по основам информационной культуры «Твой друг-книга» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: приобщение детей к чтению и формирование бережного отношения к книге.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по основам информационной культуры «Твой друг-книга» 1 класс»

Занятие по основам информационной культуры

«Твой друг-книга»

1 класс


Цель: приобщение детей к чтению и формирование бережного отношения к книге.

Задачи.

Обучающие:

- создание условий для ознакомления с историей книги, значением их в жизни человека.

- познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.

Развивающие:

- расширение кругозора учащихся;

- стимулирование читательской активности, развитие интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

- развитие бережного отношения к книге.

-закрепить правила общения с книгой

Оформление: выставка книг, учебников.


Ход занятия


Библиотекарь:

- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас в нашей библиотеке.

Сегодня наш разговор мы посвятим книгам. Что такое книга? На этот вопрос можно дать массу ответов, но, безусловно, это источник информации. И какой? Самой разнообразной. Какое место занимают книги в современное время, время компьютеров и видеоаппаратуры?

Библиотекарь читает стихотворение:

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?

Библиотекарь: Скажите мне ребята, зачем нужна книга? Как вы к ней относитесь?

Ответы детей:

-Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Прочитав книгу можно узнать весь мир.

-Книга – наш помощник в учёбе. Книга помогает много знать, учиться разным наукам.

-Книга увеличивает запас слов. Она учит нас понимать, что говорят и пишут другие.


Библиотекарь: Раньше не было компьютеров, не было множества различных программ по телевидению, не было интернета, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир.

Сейчас по-другому. И многие дети перестали читать книги, информацию можно почерпнуть в другом месте. Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась?

Дети: Нет

Библиотекарь: Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний. 

В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки – славяне писали на берёзовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом книги стали из металлических букв. Художники стали рисовать  рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. 

И только в 1517 году на славянской земле была выпущена первая печатная книга «Библия ».Автором ее был наш первопечатник Франциск Скорина .

Игра  «Доскажи пословицу»

П о с л о в и ц ы:

1) Книга—друг человека.

2) Книга – ключ к знанию.

3) Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.

4) Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
5) Книга твой друг, без нее, как без рук.


Библиотекарь: Ребята, а ведь книги тоже живут в своем доме. Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте з а г а д к у:

Сколько сказочных героев в доме том живет!
Но, не только ими он и славен.
Там много-много разного еще!
Туда придя, я в мир особый погружаюсь.
А вроде, и невзрачен он:
Стоят на бесконечных полках
Дружными рядами книжки одна за другой.
Но, только лишь я их открою,
Я в мир чудесный этот погружаюсь с головою!
Не знаю, даже, что и выбрать,
Чтоб взять с собой домой.
Наверно, все уже вы догадались,
Как называется волшебный этот дом?


Ученики. Библиотека.


Библиотекарь: Правильно, библиотека.  «БИБЛИО» - по-гречески означает книга, «ТЕКА» - хранилище. Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, а бывают общественными. Но каждая – это целый дом книг.

- А самая большая на земном шаре — это Российская государственная библиотека в Москве.

- Самая маленькая «библиотека» в мире находится в индийском городе Амритсаре.

У нас на столе у каждого лежит книга. Рассмотрите её. Я вам буду называть основные части книги, а вы должны их найти каждый на своей книге.

Беседа с учащимися «Строение книги»

Внешнее строение книги.

Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой, из картона, тогда её называют переплётом. 

Суперобложка – поверх твёрдого переплёта иногда надевается ещё одна бумажная обложка. На ней помещён какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.

Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.

Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения.

- Что изображено на иллюстрациях в вашей книге?

Внутреннее оформление книги.

Откроем книгу.  Перед вами ребята  титульный лист . На нем напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.

Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.


Библиотекарь: Ребята, а назовите, пожалуйста, какие у вас дома есть любимые книги. (Дети называют.)

Вы назвали много книг. Но их огромное множество. Перечитать все – жизни не хватит. Книги могут жить веками. Но чтобы их сохранить, нужно относиться к ним бережно.
-Вспомните правила обращения с книгой

1.Не бери книгу грязными руками.

2.Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.

3.Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.

4.Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.

5.Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.

6.Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

7.  Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.

8. Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.

9.  На время чтения библиотечные книги нужно обложить.

10. Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.

А теперь давайте проверим, насколько вы были внимательны. Что вы запомни из услышанного на занятии? (Дети отвечают).


Библиотекарь: Молодцы! Спасибо за работу Я очень надеюсь, что книга в вашей жизни будет всегда. Пройдет время, вы вырастите, но книга на протяжении всей жизни будет вместе с вами. Впереди у вас много лет учебы  в школе. Каждому из вас предстоит выбор профессии. И книги будут вам хорошими советчиками и друзьями!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!