СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занятие по лепке для школьников среднего возраста "Пасхальные перезвоны"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пасха – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа. Это праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы. 

     Данная разработка предназначена для ознакомления школьников с традициями праздника Пасхи.

Просмотр содержимого документа
«"Занятие по лепке для школьников среднего возраста "Пасхальные перезвоны"»


План – конспект занятия на тему: «Пасхальные перезвоны»


Цель: формирование духовных качеств личности обучающихся через знакомство с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями.


Задачи:

образовательные:

  • познакомить с историей возникновения традиций празднования Светлого праздника Пасхи;

  • научить выполнять колокольчик из глиняного пласта;

развивающие:

  • расширить кругозор обучающихся;

  • развивать творческую фантазию;

воспитательные:

  • воспитывать уважение к русским православным традициям;

  • прививать интерес к декоративно – прикладному творчеству.

Оборудование:

  • для педагога: мультимедиа проектор, экран, БТ- колонка, презентация;

  • для обучающихся: глина, стеки, тряпочка, баночка с водой, скалка.


Планируемые результаты:

предметные:

- развитие знаний, умений и навыков по лепке колокольчика из глиняного пласта с элементами декорирования;

- продолжить формирование интереса учащихся к русским народным праздникам;

- развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной культуры;

метапредметные:

познавательные:

- приобщение к русскому быту и русским православным традициям;

- развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;

- стимулировать развитие памяти, мышления, внимания;

регулятивные:

- способствовать развитию волевых качеств обучающихся, при включении их в практическую деятельность;

коммуникативные:

- создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении;

- обеспечение условий для формирования собственного отношения к православным праздникам;



личностные:

- воспитание уважительного отношения к традициям христианской православной культуры;

- формирование эстетических потребностей, положительных эмоций;

- развитие творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий


Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече и предлагаю сегодня всем вместе поработать с удовольствием!

  1. Введение в тему

Тема нашего занятия – «Пасхальные перезвоны». (Слайд 1.)

Я выбрала эту тему не случайно. Так как совсем скоро, 24 апреля, все православные люди будут встречать … какой праздник? Светлый праздник Пасхи! Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века.

А теперь давайте подумаем и вспомним:

- Что предшествует празднику Пасха?

(Великий пост или его ещё называют Строгий)
- Почему его так называют?

 (Долго длится, верующие люди ограничивают себя в еде)
- Только ли воздержание в пище является отличительной чертой поста? 

(Скромность в поведении, ношение скромной одежды, тишина, духовное очищение)

Пасха – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых, который, своей смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти. Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом.


(Слайд 2.)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Воззреть, как в зареве небес

Вновь по весне Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

Медведь восстал от зимних снов,

И зеленеет ближний лес…

Вот и Христос уже воскрес!

Вновь просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

(А. Майков)

(Слайд 3.) Иисус Христос - Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Люди любили Христа. Но были и те, которые не верили в его святость. Они мешали Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Были и те, которые ненавидели Христа и хотели от него избавиться.

(Слайд 4.) Иуда - один из учеников Христа решил передать Христа его недругам. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

(Слайд 5.) Иисуса допрашивали перед Синедрионом - высшим иудейским судом. Судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел, в итоге его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, началось землетрясение. Произошло это в пятницу. Теперь этот день называется Страстной Пятницей. (Слайд 6.)

(Слайд 7.) В ночь на воскресенье, на третий день после своих страданий, Иисус Христос ожил, воскрес из мертвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мертвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мертвых и ждет их». Радость охватила людей.

(Слайд 8.) С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в него верит и живет, согласно его заповедям, нет ни смерти, ни ада. (Фонограмма «Христос воскресе».)

(Слайд 9.) Пасха - Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название «Праздника праздников», «Царя дней». Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой или Страстной.

Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. В четверг утром пекли куличи, днём красили яйца, вечером делали пасху.

Страстная Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день особого покаяния. День строгого поста.

Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Самый тихий день, когда Спаситель был в гробу. В субботу несут освещать куличи, яйца и пасхи.

Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

(Слайд 10.) В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей. (Слайд 11.)

(Слайд 12.) Пасха – это день щедрого угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные, вкусные блюда. Среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Пасха - творожное блюдо в форме усеченной пирамиды. Творог и мед означают обещанную верующим "землю, где течет молоко и мед" и в то же время Иисуса Сладчайшего. Это одновременно напоминание о жертве Христа, символ праздничного веселья и обещание сладости будущей райской жизни.

Кулич - пасхальный хлеб, выпекаемый для встречи Иисуса. Легкость пасхального кулича – символ легкости Новой Жизни. Долгое «созревание» теста, его расстаивание – символ долгого времени, необходимого для созревания всех новых жизней в семье и Роду.

(Слайд 13.) Яйцо - символ зарождения новой жизни, а также символизирует образ Вселенной, желток – земля, белок – воздух, пленка вокруг белка – облака.  По правилам, пасхальное яйцо должно быть красным, так как кровью Христа был спасен мир, и вареным, так Воскресение Христа «сгустило», укрепило Вселенную.

Яйцо, которое традиционно красилось в красный цвет, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века.

(Слайд 14.) Откуда пришла эта традиция – послушайте. Последовательница учений Иисуса Христа - Мария Магдалина после его вознесения пришла в Рим к императору Тиберию с благой вестью и сказала: «Христос воскрес!», подарив Тиберию куриное яйцо. А император, не поверил словам Марии Магдалины, сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит во все это.

И на глазах у изумлённых людей белое куриное яйцо стало красным. Когда же император увидел, что произошло, он воскликнул «Воистину воскрес!» С тех далеких времен и возникла традиция красить яйца в красный цвет, а даря другу крашеные яйца, приговаривать при этом: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

(Слайд 15.) Этот обычай приветствия - поздравления, сопровождаемый троекратными объятиями и поцелуями, получил название «христосование».


  1. Игровой элемент (физминутка)

Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить подарки. В эти дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой. Я приглашаю вас всех немного поиграть. Так как яйцо – главный атрибут Пасхи, то и играть мы будем яйцами.

«Не урони яйцо»

Игроки делятся на две команды, у каждой команды яйцо и ложка. Первый участник должен нести яйцо на ложке одной рукой, обойти преграду, вернуться и отдать ложку следующему игроку. Чья команда первая справится с заданием и не разобьет яйцо, является победительницей.

«Раскрути яйцо»

Условие: у каждого игрока свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают пасхальные яйца на столе, у кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл, победитель забирает яйцо проигравшего игрока. Играть можно не только вдвоем, но и втроем, вчетвером, тогда победитель забирает уже не одно яйцо, а все.

«У кого дальше укатится?»

Игроки встают парами, у каждого яйцо. Необходимо прокатить яйцо по горке так, чтобы оно не упало, не разбилось и укатилось как можно дальше яйца соперника.


  1. Практическая работа

Звучит фонограмма «Пасхальный благовест».

Что это, ребята! Колокольный звон! Он созывает вас на следующее интересное задание. (Обучающие занимают свои места за партами.)

Слова «колокол» и «храм» связаны таинственным душевным родством. Существовало поверье, касающееся колокольного звона. В праздник Пасхи колокольный звон способен излечивать больных, оказывать содействие успеху в жизни и исполнению желаний. Колокольный звон означал духовное торжество и сердечную радость. Наверное, вы уже догадались, что мы будем сегодня лепить? Правильно, колокольчики.

Колокольчики будут поддерживать пасхальную тематику: они будут напоминать собой фигурку ангела или храма.

(Слайд 16.) Задание: выполнить колокольчик, создав интересный образ ангела или храма.

Сегодня мы вспомним способ лепки из глиняного пласта. Принцип работы следующий (один из обучающихся может рассказать о том, как ведется работа):

  1. промять глиняное тесто;

  2. раскатать глиняный пласт с помощью скалки;

  3. вырезать по трафарету форму будущего колокольчика;

  4. свернуть заготовку в конус;

  5. соединить края и разгладить шов;

  6. сформировать на конце колокольчика шею и голову ангела;

  7. добавить необходимые элементы (крылья, руки, волосы);

  8. нанести декор с помощью стека;

  9. слепить бусинку – язычок.

Старшим ребятам предлагается выполнить колокольчик способом формовки в стаканчике.

Перед практической работой необходимо вспомнить правила работы с глиной.

После того, как изделие выполнено, оно ставится на отдельный столик. Затем следует приборка рабочего места.


  1. Рефлексия

Ребятам предлагается определить свой отклик на занятие, выбрав картинку. Колокольчик – все получилось и занятие понравилось. Синее яичко – получилось, но возникали трудности. Зеленое яичко - не все получилось и вам было трудно и неинтересно.


  1. Подведение итогов

Подошло к концу наше знакомство с Великим, Светлым днем - праздником Пасха. Это праздник света и добра. Пусть ваши сердца наполнятся светом и добром! Удачного дня!

Вручаются подарки всем участникам занятия.







Литература



  1. Дзюба П.П. Пасха красная. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  2. Пасхальные стихи русских поэтов. -  Москва: Никея, 2013. – 256 с.

  3. Табак Ю. "Евангельские истории", Российское библейское общество, М.,1995 г.



Интернет – источники:


  1. https://www.culture.ru/themes/630/kak-na-rusi-otmechali-paskhu;

  2. https://foma.ru/narodnyie-tradiczii-prazdnovaniya-pasxi.html;

  3. https://www.chitalnya.ru/work/3291609/;

  4. https://pravoslavie.ru/3138.html













7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!