СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по хими для младших школьников "Знакомство с наукой ХИМИЯ" в рамках мероприятия "Наука детям".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  рамках мероприятия "Наука детям" проходят занятия по различным предметам, которые не изучаются младшими школьниками: физике, химии, биологии, географии, геометрии и т.д. Представленная разработка - это 30-минутное занятие по химии.

Просмотр содержимого документа
«День науки »

День науки

Мероприятие для учащихся 4 класса, посвященное дню лицея.



Ведущий 1

Добрый день, уважаемые гости.

Сегодня вы приглашены к нам на занятие, чтобы познакомится с удивительной новой для вас наукой – химией.

Вести для вас это занятие будем я -…, и … .


Ведущий 2

А что вы знаете уже об этой науке?

Молодцы!

А теперь давайте узнаем еще немножко больше. Узнаем, что она изучает.

Давайте посмотрим на то, что нас окружает.Как это называется?(физические тела)

Например: колба, тоже физическое тело.


Ведущий 1

А из чего состоят тела?(веществ) колба – стекло. А это что?(лучинка) , из чего состоит?


Демонстрация: поджечь лучинку. Что происходит сейчас? Правильно, химическая реакция (превращение).

Вот этим и занимается химия.


Ведущий 2

Ребята, так что же такое химия? давайте сформулируем определение. Молодцы!


Химия- это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

А вы хотите увидеть превращения? Для тех, кто не изучает еще химию, превращения кажутся чудесами.


Ведущий 1

Вот вам развлечение: кто даст руку на отсечение?
Жалко руку для отсечения?
Тогда нужен больной для лечения. (приглашают ученика)

Оперируем без боли,
Правда, будет много крови.
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент! Дайте нож!
Один момент!
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент!
Нож подайте, ассистент! (делают "ножом" надрез)

Посмотрите, прямо струйкой, кровь течет, а не вода,
Но сейчас мы вытрем руку, от разреза ни следа.

Демонстрация «Кровь без раны»


Ведущий 2

Науку запретить нельзя, поэтому ученые отпросили от слова «алхимия» - «ал» и получили новое название «химия». Так называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. Я не колдун, но могу мгновенно получить сок из воды, а из сока, наоборот, получить воду или молоко.
Демонстрация «Превращение напитков»


Ведущий 1

Это были простые превращения, но очень часто, чтобы началось химическое превращение, вещества нужно нагреть.

Демонстрация «Реакция обмена между оксидом меди(II) и серной кислотой»


Ведущий 2

Вы видели когда-нибудь в документальных фильмах извержение вулкана?

Мы можем показать вам это явление прямо здесь

Демонстрация «содовый Вулкан»

Очень это похоже на страшное извержение?

А если мы сделаем немного по другому?

Демонстрация «Химический вулкан»


Ведущий 1

А хотите сами попробовать творить чудеса?

Только сначала давайте познакомимся с правилами ТБ при работе с химическими веществами.

  1. Начинать работу можно только после разрешения учителя.

  2. Пробирку перед проведением опыта нужно закрепить в держатель …показать

  3. Наливать вещества надо под наклоном примерно 1 мл….показать

  4. Пробирку вытащив из держателя поставить в штатив для пробирок.показать

  5. После окончания работы нужно помыть руки с мылом.


На столах учащихся флаконы с реактивами под номерами:

1(большая цифра) – раствор соды 1(маленькая) раствор лимонной кислоты

2(большая цифра) – раствор иодида калия 1(маленькая) раствор нитрата свинца

3(большая цифра) – раствор соды 1(маленькая) раствор фенолфталеина

4(большая цифра) – раствор хлорида меди(II) 4(маленькая) раствор гидроксида натрия

5(большая цифра) – раствор лимонной кислоты 1(маленькая) раствор лакмуса

Набор пробирок, держатели.

Полоски универсального индикатора.


Под руководством ведущих, учителя, лаборанта ребята проводят опыты, по-парно соединяя вещества.


Ведущий 1

Вот какие чудеса может творить химия!


Ведущий 2

Но чудеса-это для непосвящённых. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения или химические реакции. Кто же вспомнит, о чём наука химия?

- Правильно, молодцы!


Ведущий 1

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Сапоги мои того
Пропускают :………...( H2O )

Это формула воды-самого удивительного вещества на нашей планете, которое встречается нам во всех агрегатных состояниях :газообразном, жидком и твёрдом. (Пар, Вода, Лёд)

В клетках живых организмов её содержание доходит до 90%. Недаром человек не может выжить без воды. Сент Экзюпери так и сказал "Вода -ты жизнь!"


Ребята решают ребусы, отгадывают загадки, предложенные на слайдах.


Ведущий

Ну что, уважаемые гости, вам понравилось?

Приходите к нам еще, будем ждать.










Опыт «Кровь без раны»


Оборудования: скальпель или полиэтиленовый нож (игрушечный нож), вата, химические пробирки.

Реактивы: раствор хлорида железа (ІІІ), раствор роданидa калия, раствор фторида натрия или фторида калия.

Ход опыта.

Кому-нибудь ватой смачивают ладонь раствором хлорида железа (ІІІ)(как-будто йодом для дезинфекции). Бесцветным раствором роданидa калия смачиваем нож. Важно чтобы на руке и ноже осталось как можно больше соответсвующих растворов. Затем ножом проводят по ладони и наблюдают обильное кровотечение, которое удаляютватой, смоченной раствором фторида натрия. В присутствии фторид-ионов Fe(SCN)3 разрушается. Показывают ладонь зрителям, демонстрируя отсутствие раны.

После опыта тщательно моют руки.

FeCl3 + KSCN = Fe(SCN)3 + 3 KCl

Желто-коричневый бесцветный «кровь» Fe(SCN)3 + 3 NaF=FeF3 + 3NaSCN



Опыт «Превращение напитков»


В три стакаа налит раствор пищевой соды. Капнуть в первый и второй каплю раствора фенофталеина, а в третий добавить раствор хлорида бария. Затем в первый стакан капнуть немного кислоты.


«Реакция обмена между оксидом меди(II) и серной кислотой»


На кончике ложки - черный порошок оксида двухвалентной меди CuO.

Добавляем  немного разбавленной серной кислоты H2SO4. Реакция начинается только тогда, когда пробирка с реагентами нагревается.


«Вулкан»


Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.

Опыт: Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты), а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.


«Химический вулкан»

Приборы и реактивы: фарфоровая ступка, асбестовая бумага или металлическая пластинка , стеклянная палочка ; спички; дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 (измельченный), этиловый спирт. 

Для проведения опыта химический "вулкан" растираем тщательно в фарфоровой ступке 50 г кристаллов дихромат аммония  (NH4)2Cr2O7. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность листом  фильтровальной бумаги.

Далее на лист асбестовой бумаги или металлическую пластинку насыпают (NH4)2Cr2O7 таким образом, чтобы образовалась форма горки. Палочкой   на вершине горки делаем отверстие и вливаем в него несколько миллилитров этилового спирта (С2Н5ОН).  Поджигаем спирт спичкой, спирт загорается и начинается процесс бурного разложения аммония дихромата.



ИСТОЧНИКИ


https://infourok.ru/metodika-provedeniya-zanimatelnih-opitov-899786.html

https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-volshebnyh-opytov-kotorye-zastavyat-detej-ahnut-1073560/

http://www.plam.ru/phimia/zanimatelnaja_himija/p5.php#metkadoc2

Просмотр содержимого презентации
«день науки»

День науки в лицее

День науки в лицее

?????

?????

Тела и вещества

Тела и вещества

Сапоги мои того…..  пропускают H 2 O

Сапоги мои того…..

пропускают H 2 O

Отгадайте вещество Желе зонт

Отгадайте вещество

Желе зонт

Угадайте вещество

Угадайте вещество

Отгадайте вещество

Отгадайте вещество

Отгадайте вещества: МЕЛ

Отгадайте вещества:

МЕЛ

Смесь, которая нас окружает повсюду. воздух

Смесь, которая нас окружает повсюду.

воздух

Отгадайте вещества: 4=А

Отгадайте вещества:

4=А

' Мельчайшая частица вещества молекула

'

Мельчайшая частица вещества

молекула


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!