-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Что означает это понятие? (варианты детей) Мы будем сегодня проводить исследования и работать в лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. 1. Исследование органа зрения. Работа в тетради. -В наших рабочих тетрадях вы видите любопытную картинку: на ней изображены животные. Ваша задача – найти всех, сосчитать и записать ответ в тетрадь. -С помощью каких органов мы выполнили это задание? Как мы нашли персонажей?( глазами) -Среди всех органов глаза занимают особое место. Большинство информации(80%) проходит через глаза. Зрение –это способность глазами воспринимать свет, цвет, расположение объектов. Вот интересный факт про глаза: у кого из вас они голубого цвета? Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. Человеческий глаз различает три основных цвета: красный, зеленый, синий. Остальные цвета комбинируются посредством двух базовых цветов. Всего человек может воспринимать около 150 цветовых тонов. -Иногда наши глаза нас обманывают. -Загляните в тетрадь, посмотрите на картинки. На самом деле линии ровные. Это называется «оптическая иллюзия». Сколько ног у слона? Вместо белых точек мелькают серые. Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. - Продолжаем наше исследование. Каждая группа получит своё задание (на столе предметы для исследования.) 1-я группа получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов. Что общего и в чём различие предметов? 2-я - конверт с геометрическими фигурами одного цвета, но разной формы и размера. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. 3-я пара – игрушки ( машинки). Рассмотрите игрушки, покатайте. 4-я пара – журналы. Рассмотрите журналы. - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод. Выступление представителей от групп: 1-я приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета. 2-я - Глазами мы различаем форму и величину предмета. 3-я - С помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов. 4-я пара - С помощью глаз мы можем читать журналы и книги. Вывод: - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) (На экране напротив рисунка глаз появляется запись « орган зрения»). ( Рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка). Разминка Упражнение «Бабочка» (моргание, вращение глазами). 2.Исследование органа вкуса. -Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе) -Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. Дети определяют воду по вкусу. Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык. -Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса. (Появляется запись «орган вкуса» в таблице.) Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Рисунок языка перемещается на изображение человечка.) -Человек может различать четыре основных вкуса: горький, сладкий, соленый, кислый. На языке имеются датчики тепла и холода, боли. -А что нельзя пробовать на вкус? (лекарства, немытые овощи и фрукты, грибы) Разминка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса, «медвежьи покачивания» - снятие напряжения) 3. Исследование органа слуха. -Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.) -Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты). Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать) -Сейчас мы будем слушать музыку, которую исполнят на экране птички и попробуем отгадать к каким песням принадлежат эти мелодии. (в траве сидел кузнечик, жили у бабуси два веселых гуся, в лесу родилась елочка) - Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха) - Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. Все звуки можно разделить на 3 категории: шум ,музыка и речь. -Посмотрите на слайды. Исследователи выяснили самые неприятные звуки для человека( плач , скрип качелей, пенопласта, звук бормашины). -А самые приятные –это пение птиц, шум дождя, мурлыкание, хруст снега, журчанье ручья). Уши считают себя важным органом. При этом кошка слышит в 3 раза лучше человека. (На экране в таблице появляется запись «орган слуха». Учитель переносит рисунок ушей на изображение человечка). Разминка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника) 4. Исследование органа обоняния. - Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) -Нужен новый опыт. Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами. Проведение опыта: ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху. - Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос) - В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Проведём второй опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, лук). -Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название «обоняние». Дайте научное определение. ( Делает запись « орган обоняния» в таблице). Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Рисунок носа перемещается на изображение человечка). Разминка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация) 5.Исследование органа осязания Игра « Волшебный мешочек» Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке .Сначала в варежке :мяч, клубок ниток, яблоко, металлическая губка. -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. Дети отгадывают предмет и достают его из мешочка.. -Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи). (На экране в таблице убирается «?» и появляется запись «кожа».) Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания. ( Напротив слова «кожа» в таблице появляется запись «орган осязания».) Разминка Зарядка для пальцев «Засолка капусты» -Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону таблички)- это органы, а это - чувства (показывает на правую сторону таблички). Какое название отсюда следует? Органы чувств. (Учитель даёт название таблице «Органы чувств» и делает соответствующую запись.) Охрана органов чувств - Нужно ли беречь органы чувств? Почему? -Все пять органов чувств показали, на что они способны. Но нам все же еще сложно определить, какой же из них важнее других. -А давайте выполнить попробуем еще одно задание: посмотрите на картину. Вам нужно описать ее с помощью разных органов чувств. - Что мы видим? -Что мы можем услышать, оказавшись внутри картины? -Что можем потрогать? -Что мы можем ощутить носом? Какие запахи? -Что мы могли бы попробовать на вкус из того, что есть на картине? -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств) -Назовите их. -Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?( все чувства важны и нужны) _А теперь пришло время поиграть. Давайте пройдем тест, который предлагает нам Хэлпик. – Как бы оценили своё настроение после урока? У вас на столах листочки с изображением смайликов, отметьте того, у которого настроение такое же как и у вас. Дома поделитесь своими знаниями со своими близкими, проведите понравившиеся опыты со своими родителями. |