СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие математического кружка «Построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построение графиков функций,содержащих выражения под знаком модуля, одна из интереснейших тем в математике, к сожалению на уроках ей уделяестс очень мало времени, а ведь с помощью графиков содержащих модуль можно решать уравнения, неравенства, да и сами графики получаются очень красивые

Просмотр содержимого документа
«Занятие математического кружка «Построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля»»

Построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля» Выполнила: ученица 8А класса Ивенина Анастасия Руководитель: учитель математики Тарабина Галина Михайловна

Построение

графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля»

Выполнила: ученица 8А класса

Ивенина Анастасия

Руководитель: учитель математики

Тарабина Галина Михайловна

Цель проекта:  выяснить алгоритм построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля на основании геометрических преобразований. Задачи: 1. Расширить свои знания по теме графики функций содержащих модуль. 2. Построить графики вида: y=f(|x|); y=|f(x)|; y=|f(|x|)|; |y|=f(x). |y|=|f(x)|; 3. Исходя из построенных графиков, выработать алгоритм их построения на основании геометрических преобразований. 4.Решить уравнения, используя графики функций содержащих модуль. 5. Создать рисунки с помощью графиков, содержащих модуль. Предмет исследования : теория построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля на основании геометрических преобразований. Гипотеза:   с помощью графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля можно решать уравнения, рисовать рисунки.   Методы исследования: изучение и анализ теории по теме проекта.

Цель проекта: выяснить алгоритм построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля на основании геометрических преобразований.

Задачи: 1. Расширить свои знания по теме графики функций содержащих модуль.

2. Построить графики вида: y=f(|x|); y=|f(x)|; y=|f(|x|)|; |y|=f(x). |y|=|f(x)|;

3. Исходя из построенных графиков, выработать алгоритм их построения на основании геометрических преобразований.

4.Решить уравнения, используя графики функций содержащих модуль.

5. Создать рисунки с помощью графиков, содержащих модуль.

Предмет исследования : теория построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля на основании геометрических преобразований.

Гипотеза: с помощью графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля можно решать уравнения, рисовать рисунки.

 

Методы исследования: изучение и анализ теории по теме проекта.

Содержание. 1.Введение. 2.Построение графиков функций вида: 2.1.y=f(|x|) 2.2.y=|f(x)| 2.3.y=|f(|x|)| 2.4.|y|=|f(x)| 2.5.|y|=f(x) 3.Решение уравнений с помощью графиков функций, содержащих модуль. 4.Построение рисунков с помощью графиков функций, содержащих модуль. 5.Заключение. 6.Список литературы.

Содержание.

1.Введение.

2.Построение графиков функций вида:

2.1.y=f(|x|)

2.2.y=|f(x)|

2.3.y=|f(|x|)|

2.4.|y|=|f(x)|

2.5.|y|=f(x)

3.Решение уравнений с помощью графиков функций, содержащих модуль.

4.Построение рисунков с помощью графиков функций, содержащих модуль.

5.Заключение.

6.Список литературы.

1. введение «Процесс построения графиков является способом превращения формул и описаний в геометрические образы»  И. М.Гельфанд  Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера»  Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a , если a больше или равно нулю и равна -a , если a меньше нуля:  Из определения следует, что для любого действительного числа a , |a|≥0  Геометрически |a| означает расстояние на координатной прямой от точки, изображающей число a , до начала отсчета. a, если a≥0 -a, если a ˂0 |a|=

1. введение

«Процесс построения графиков является способом превращения формул и описаний в геометрические образы»

И. М.Гельфанд

Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера»

Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a , если a больше или равно нулю и равна -a , если a меньше нуля:

Из определения следует, что для любого действительного числа a , |a|≥0

Геометрически |a| означает расстояние на координатной прямой от точки,

изображающей число a , до начала отсчета.

a, если a≥0

-a, если a ˂0

|a|=

2. Построение графиков

2. Построение

графиков

1. Построение графиков вида y=f(|x|) у=2|х|-2 Решение: По определению модуля получим:  при х ≥ 0 у= 2х–2,  при х Строим графики.

1.

Построение графиков вида y=f(|x|)

у=2|х|-2

Решение: По определению модуля получим:

при х ≥ 0 у= 2х–2,

при х

Строим графики.

у = х 2 -2|х|-3 Решение: Используя определения модуля, получим: при х ≥ 0, у = х 2 - 2х – 3, при х Строим графики.

у = х 2 -2|х|-3

Решение: Используя определения модуля, получим:

при х ≥ 0, у = х 2 - 2х – 3,

при х

Строим графики.

у=-х 2 +2|х|+3 Решение: Используя определения модуля, получим:  при х≥0 у = -х 2 +2х + 3,  при хСтроим графики. Исходя из этого алгоритма сформулировано правило: Для построения графика функции у=f(|х|) достаточно построить график функции у=f(х) для всех х≥0 из области определения и отразить полученную часть симметрично оси ординат.

у=-х 2 +2|х|+3

Решение: Используя определения модуля, получим:

при х≥0 у = -х 2 +2х + 3,

при х

Строим графики.

Исходя из этого алгоритма сформулировано правило:

Для построения графика функции у=f(|х|) достаточно построить график функции у=f(х) для всех х≥0 из области определения и отразить полученную часть симметрично оси ординат.

2. Построение графиков вида y=|f(x)| у=|2x-4| Решение: Используя определения модуля, получим:  |2х – 4|= Строим графики функций: у = 2х-4, если х ≥ 2 и у = -2х +4, если х

2.

Построение графиков вида y=|f(x)|

у=|2x-4|

Решение: Используя определения модуля, получим:

|2х – 4|=

Строим графики функций: у = 2х-4, если х ≥ 2 и у = -2х +4, если х

y=|x 2 -2х – 3| Решение: По определению модуля: при х ≤-1 и х≥3 y= x 2 - 2х – 3, при -1Исходя из этого алгоритма сформулировано правило: Для построения графика функции у=|f(х)| для всех х из области определения, надо ту часть графика функции у=f(х), которая расположена ниже оси абсцисс (f(х)

y=|x 2 -2х – 3|

Решение: По определению модуля:

при х ≤-1 и х≥3 y= x 2 - 2х – 3,

при -1

Исходя из этого алгоритма сформулировано правило:

Для построения графика функции у=|f(х)| для всех х из области определения, надо ту часть графика функции у=f(х), которая расположена ниже оси абсцисс (f(х)

3. Построение графиков вида y=|f(|x|)| Построение: н а основании геометрических преобразований: 1. Строим график функции у=х–2. 2.График функции у=|х|–2, получаем из графика функции у=х–2 отображением симметрично при х≥0 относительно оси Оу. 3. График функции у=||х|-2| получаем из графика функции у=|х|–2 отображением симметрично оси Ох нижней части графика. у=||х|-2|

3.

Построение графиков вида y=|f(|x|)|

Построение: н а основании геометрических преобразований:

1. Строим график функции у=х–2.

2.График функции у=|х|–2, получаем из графика функции у=х–2 отображением симметрично при х≥0 относительно оси Оу.

3. График функции у=||х|-2| получаем из графика функции у=|х|–2 отображением симметрично оси Ох нижней части графика.

у=||х|-2|

0 а) х 0 = ; у 0 = 6,25 -12,5 =-6,25 (2,5; -6,25) – координаты вершины б) Координаты точки пересечения с осью Оy: х=0; у=0; (0; 0), координаты точек пересечения с осью Оx: у=0; х 2 – 5 х =0 (0; 0) и ( 5; 0) " width="640"

у=|х 2 –5|х| |

Решение: а) Строю график функции

у=х 2 –5х для х≥0

Квадратичная функция, графиком является парабола, ветви направлены вверх, т.к. а=1, а0

а) х 0 = ;

у 0 = 6,25 -12,5 =-6,25

(2,5; -6,25) – координаты вершины

б) Координаты точки пересечения с осью Оy: х=0; у=0; (0; 0), координаты точек пересечения с осью Оx: у=0;

х 2 – 5 х =0 (0; 0) и ( 5; 0)

у=|2|х|-3| Решение: 1) Строю у=2х-3, для х≥0. (1; -1) ( ; 0) 2) Строю прямую, симметричную построенной относительно оси Оy. 3) Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, отображаю симметрично относительно оси Оx. Для построения графика функции y=|f(|x|)| предлагается следующий алгоритм построения: 1. Построить график функции y=f(x) для x≥0. 2. Отразить построенную часть графика симметрично относительно оси ординат. 3.Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовывать на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.

у=|2|х|-3|

Решение: 1) Строю у=2х-3, для х≥0. (1; -1) ( ; 0)

2) Строю прямую, симметричную построенной относительно оси Оy.

3) Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, отображаю симметрично относительно оси Оx.

Для построения графика функции y=|f(|x|)| предлагается следующий алгоритм построения:

1. Построить график функции y=f(x) для x≥0.

2. Отразить построенную часть графика симметрично относительно оси ординат.

3.Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовывать на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.

4. Построение графиков вида |y|=f(x) Решение: на основании определения модуля получим |y|= Т.е строим графики у=2х-2,при х ≥1, у=-2х+2,при х |у|=2х–2 2x-2, если 2x-2≥0, -2x+2, если 2x-2 ˂0

4.

Построение графиков вида |y|=f(x)

Решение: на основании определения модуля получим

|y|=

Т.е строим графики у=2х-2,при х ≥1, у=-2х+2,при х

|у|=2х–2

2x-2, если 2x-2≥0,

-2x+2, если 2x-2 ˂0

|у|=1–х Построение: На основании геометрических преобразований Строим график функции у=1-х. Часть графика находящаяся выше оси Ох сохраняем и отражаем симметрично относительно этой оси.

|у|=1–х

Построение: На основании геометрических преобразований

Строим график функции у=1-х. Часть графика находящаяся выше оси Ох сохраняем и отражаем симметрично

относительно этой оси.

|у|=х 2 -2х-3 Построение: По определению модуля строим графики: 1) у=х 2 -2х-3, если х≤-1 и х≥3 преобразуем выражение  х 2 -2х-3=(х-1) 2 -4, построим параболу у=(х-1) 2 -4, путем сдвига 2) у=-х 2 +2х+3,если преобразуем выражение –х 2 +2х+3=-(х-1) 2 +4, построим параболу у=-(х-1) 2 +4

|у|=х 2 -2х-3

Построение: По определению модуля строим графики:

1) у=х 2 -2х-3, если х≤-1 и х≥3 преобразуем выражение

х 2 -2х-3=(х-1) 2 -4, построим параболу у=(х-1) 2 -4, путем сдвига

2) у=-х 2 +2х+3,если преобразуем выражение –х 2 +2х+3=-(х-1) 2 +4, построим параболу

у=-(х-1) 2 +4

|у|=-х 2 +4 Построение: На основании геометрических преобразований у = -х 2 +4 ≥ 0, если -2≤х≤2 Исходя из этого алгоритма, сформулировано правило:  Для построения графика зависимости |у|=f(х) достаточно построить график функции у=f(х) для тех х из области определения, при которых f(х)≥0, и отразить полученную часть графика симметрично оси абсцисс.

|у|=-х 2 +4

Построение: На основании геометрических преобразований

у = -х 2 +4 ≥ 0, если -2≤х≤2

Исходя из этого алгоритма, сформулировано правило:

Для построения графика зависимости |у|=f(х) достаточно построить график функции у=f(х) для тех х из области определения, при которых f(х)≥0, и отразить полученную часть графика симметрично оси абсцисс.

0, симметрично отобразить относительно оси Ох. Полученный график симметрично отображаем относительно оси Ох. " width="640"

5.

Построение графиков вида |y|=|f(x)|

Решение (2 способ): 1. Строим график функции у=1–х.

2. График у = |1-х| получаем из графика функции у = 1 – х, симметрично отобразив ту часть, лежащую под осью Ох, относительно оси Ох.

3. График |у| = |1-х| получаем из графика у = |1-х|, отобразив последний симметрично оси Ох.

|у|=|1-х|

Используя уже известные нам преобразования графиков можно сделать вывод, чтоб построить график |у| = | f (х) | нужно:

Построить график функции у=f(х). Часть графика f(х)0, симметрично отобразить относительно оси Ох. Полученный график симметрично отображаем относительно оси Ох.

3.Решение уравнений с помощью графиков функций, содержащих модуль.

3.Решение уравнений с помощью графиков функций, содержащих модуль.

Пример 1. Задача: Решить уравнение |х–1|+2х–5=0 Решение: Решим уравнение графически. Представим уравнение в виде |х–1|=-2х+5 . Строим графики функций у=|х–1| и у=-2х+5 Графики функций у=|х–1| и у=-2х+5 пересекаются в точке с х=2, т.е. х = 2 – корень исходного уравнения. у=|х–1| Ответ: х = 2 у=-2х+5

Пример 1.

Задача: Решить уравнение |х–1|+2х–5=0

Решение: Решим уравнение графически.

Представим уравнение в виде |х–1|=-2х+5 .

Строим графики функций у=|х–1| и у=-2х+5

Графики функций у=|х–1| и у=-2х+5 пересекаются в точке с х=2, т.е. х = 2 – корень исходного уравнения.

у=|х–1|

Ответ: х = 2

у=-2х+5

Пример 2. Задача:  Решить уравнение |х+2|=|х–2| Решение: Решим уравнение графически. Строим графики функций у=|х+2| и у=|х–2| Графики функций у=|х+2| и у=|х–2| пересекаются в точке с х = 0, т.е. х = 0 – корень исходного уравнения. у=|х+2| у=|х–2| Ответ: х = 0

Пример 2.

Задача: Решить уравнение |х+2|=|х–2|

Решение: Решим уравнение графически.

Строим графики функций у=|х+2| и у=|х–2|

Графики функций у=|х+2| и у=|х–2| пересекаются в точке с х = 0, т.е. х = 0 – корень исходного уравнения.

у=|х+2|

у=|х–2|

Ответ: х = 0

Пример 3. Задача: Решить уравнение |4–x|+|(x–1)(x – 3)|=1. Решение: Строим графики функций у=1-|4-х | и у=|(x–1)(x – 3)|, т.е у = |х 2 –4х +3 |, у=|(х-2) 2 -1|, Графики функций у=1-|4-х | и у=|(x–1)(x–3)|| пересекаются в точке с х = 3, т.е. х = 3 – корень исходного уравнения. у=|(x–1)(x – 3)| у=1-|4-х | Ответ: х = 3

Пример 3.

Задача: Решить уравнение |4–x|+|(x–1)(x – 3)|=1.

Решение: Строим графики функций у=1-|4-х | и у=|(x–1)(x – 3)|, т.е у = |х 2 –4х +3 |, у=|(х-2) 2 -1|,

Графики функций у=1-|4-х | и у=|(x–1)(x–3)|| пересекаются в точке с х = 3, т.е. х = 3 – корень исходного уравнения.

у=|(x–1)(x – 3)|

у=1-|4-х |

Ответ: х = 3

3, то уравнение имеет два корня у=а, а3 у=а, а=3 у=а, 0 у=а, а=0 у=а, а " width="640"

Пример 4.

Задача: Выяснить сколько корней имеет уравнение:

||х|-3|= а, в зависимости от параметра а.

Решение: Для решения уравнения построим графики функций у = | | х | -3 | и у = а. График функции у = | | х | - 3 | получим из графика функции у =| х |, путем сдвига вдоль оси ординат на 3 единицы вниз. Часть графика расположенную ниже оси оу симметрично отражаем относительно оси ее . Графиком функции у = а является семейство прямых, параллельных Oх .

Ответ: : если а

если а = 0 , то уравнение имеет два корня

если 0

если а=3, то уравнение имеет три корня

если а3, то уравнение имеет два корня

у=а, а3

у=а, а=3

у=а, 0

у=а, а=0

у=а, а

3, то уравнение имеет два корня у=а, а у=а, а у=а, а=3 у=а, а=1 у=а, 0 у=а, а=0 у=а, а " width="640"

Пример 5.

Задача: Выяснить сколько корней имеет уравнение

х²-4|х|+3│= а в зависимости от параметра а

Решение: │х² -4|х|+3= а

Для решения уравнения построим графики функций у=││х²-4 |х|+3│и у = а.

График функции у=а представляет собой семейство прямых параллельных оси абсцисс.

Ответ: если а

если а=0 , то уравнение имеет четыре корня

если 0

если а=1, то уравнение имеет шесть корня

если 1

если а=3, то уравнение имеет три корня

если а3, то уравнение имеет два корня

у=а, а

у=а, а

у=а, а=3

у=а, а=1

у=а, 0

у=а, а=0

у=а, а

4. Построение рисунков с помощью графиков функций, содержащих модуль

4. Построение рисунков

с помощью графиков

функций, содержащих

модуль

С помощью графиков функций я смогла построить рисунки: y=- x 2 +4 при -4 ˂ x ˂ 4 y= x 2 -4 при -4 ˂ x ˂ 4 y=-x+4 при 4 ˂ x ˂ 7 y=x+4 при -5 ˂ x ˂ -4 y=-x-4 при -5 ˂ xy=x-4 при 4y=|-(x+1) 2 +1| при -2y=-|(-x-1) 2- 1|  при -2

С помощью графиков функций я смогла построить рисунки:

y=- x 2 +4 при -4 ˂ x ˂ 4

y= x 2 -4 при -4 ˂ x ˂ 4

y=-x+4 при 4 ˂ x ˂ 7

y=x+4 при -5 ˂ x ˂ -4

y=-x-4 при -5 ˂ x

y=x-4 при 4

y=|-(x+1) 2 +1| при -2

y=-|(-x-1) 2- 1| при -2

y=- x 2 +6 при 4≤x≤7 x=0 при 3≤y≤6 y=1,5x 2 +9|х|-3,5 при 4≤x≤7 y=- x 2 +12 при 4≤x≤7 y=- (x+8) 2 +6 при 4≤x≤7 y=- (x-8) 2 +6 при 4≤x≤7

y=- x 2 +6 при 4≤x≤7

x=0 при 3≤y≤6

y=1,5x 2 +9|х|-3,5 при 4≤x≤7

y=- x 2 +12 при 4≤x≤7

y=- (x+8) 2 +6 при 4≤x≤7

y=- (x-8) 2 +6 при 4≤x≤7

5. заключение  Выполняя данную работу, мне хотелось повысить свой математический уровень, и я думаю, мне это удалось.  Построение графиков функций, содержащих модуль, корректирует умение и навыки учащихся по построению графиков, развивает мышление и воображение учеников. На основе графиков изученных функций можно научиться строить более сложные графики, содержащие модули, а также отвечать на вопросы связанные с их исследованием. В своей работе я построила 13 различных графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля, решила 5 уравнений, два из которых содержат параметр, и нарисовала 2 рисунка. Я думаю, что моя работа будет интересна ребятам, увлеченным математикой и поможет нам лучше подготовиться к ОГЭ.

5. заключение

Выполняя данную работу, мне хотелось повысить свой математический уровень, и я думаю, мне это удалось.

Построение графиков функций, содержащих модуль, корректирует умение и навыки учащихся по построению графиков, развивает мышление и воображение учеников. На основе графиков изученных функций можно научиться строить более сложные графики, содержащие модули, а также отвечать на вопросы связанные с их исследованием.

В своей работе я построила 13 различных графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля, решила 5 уравнений, два из которых содержат параметр, и нарисовала 2 рисунка. Я думаю, что моя работа будет интересна ребятам, увлеченным математикой и поможет нам лучше подготовиться к ОГЭ.

 6. Список литературы 1. Энциклопедический словарь юного математика  М.: Педагогика 1985г.  2. Петраков И.С. Математические кружки  М.: Просвещение. 1987г.  3. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике,  М.: «Просвещение», 1991.

6. Список литературы

1. Энциклопедический словарь юного математика

М.: Педагогика 1985г.

2. Петраков И.С. Математические кружки

М.: Просвещение. 1987г.

3. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике,

М.: «Просвещение», 1991.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!