Построение
графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля»
Выполнила: ученица 8А класса
Ивенина Анастасия
Руководитель: учитель математики
Тарабина Галина Михайловна
Цель проекта: выяснить алгоритм построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля на основании геометрических преобразований.
Задачи: 1. Расширить свои знания по теме графики функций содержащих модуль.
2. Построить графики вида: y=f(|x|); y=|f(x)|; y=|f(|x|)|; |y|=f(x). |y|=|f(x)|;
3. Исходя из построенных графиков, выработать алгоритм их построения на основании геометрических преобразований.
4.Решить уравнения, используя графики функций содержащих модуль.
5. Создать рисунки с помощью графиков, содержащих модуль.
Предмет исследования : теория построение графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля на основании геометрических преобразований.
Гипотеза: с помощью графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля можно решать уравнения, рисовать рисунки.
Методы исследования: изучение и анализ теории по теме проекта.
Содержание.
1.Введение.
2.Построение графиков функций вида:
2.1.y=f(|x|)
2.2.y=|f(x)|
2.3.y=|f(|x|)|
2.4.|y|=|f(x)|
2.5.|y|=f(x)
3.Решение уравнений с помощью графиков функций, содержащих модуль.
4.Построение рисунков с помощью графиков функций, содержащих модуль.
5.Заключение.
6.Список литературы.
1. введение
«Процесс построения графиков является способом превращения формул и описаний в геометрические образы»
И. М.Гельфанд
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера»
Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a , если a больше или равно нулю и равна -a , если a меньше нуля:
Из определения следует, что для любого действительного числа a , |a|≥0
Геометрически |a| означает расстояние на координатной прямой от точки,
изображающей число a , до начала отсчета.
a, если a≥0
-a, если a ˂0
|a|=
2. Построение
графиков
1.
Построение графиков вида y=f(|x|)
у=2|х|-2
Решение: По определению модуля получим:
при х ≥ 0 у= 2х–2,
при х
Строим графики.
у = х 2 -2|х|-3
Решение: Используя определения модуля, получим:
при х ≥ 0, у = х 2 - 2х – 3,
при х
Строим графики.
у=-х 2 +2|х|+3
Решение: Используя определения модуля, получим:
при х≥0 у = -х 2 +2х + 3,
при х
Строим графики.
Исходя из этого алгоритма сформулировано правило:
Для построения графика функции у=f(|х|) достаточно построить график функции у=f(х) для всех х≥0 из области определения и отразить полученную часть симметрично оси ординат.
2.
Построение графиков вида y=|f(x)|
у=|2x-4|
Решение: Используя определения модуля, получим:
|2х – 4|=
Строим графики функций: у = 2х-4, если х ≥ 2 и у = -2х +4, если х
y=|x 2 -2х – 3|
Решение: По определению модуля:
при х ≤-1 и х≥3 y= x 2 - 2х – 3,
при -1
Исходя из этого алгоритма сформулировано правило:
Для построения графика функции у=|f(х)| для всех х из области определения, надо ту часть графика функции у=f(х), которая расположена ниже оси абсцисс (f(х)
3.
Построение графиков вида y=|f(|x|)|
Построение: н а основании геометрических преобразований:
1. Строим график функции у=х–2.
2.График функции у=|х|–2, получаем из графика функции у=х–2 отображением симметрично при х≥0 относительно оси Оу.
3. График функции у=||х|-2| получаем из графика функции у=|х|–2 отображением симметрично оси Ох нижней части графика.
у=||х|-2|
0 а) х 0 = ; у 0 = 6,25 -12,5 =-6,25 (2,5; -6,25) – координаты вершины б) Координаты точки пересечения с осью Оy: х=0; у=0; (0; 0), координаты точек пересечения с осью Оx: у=0; х 2 – 5 х =0 (0; 0) и ( 5; 0) " width="640"
у=|х 2 –5|х| |
Решение: а) Строю график функции
у=х 2 –5х для х≥0
Квадратичная функция, графиком является парабола, ветви направлены вверх, т.к. а=1, а0
а) х 0 = ;
у 0 = 6,25 -12,5 =-6,25
(2,5; -6,25) – координаты вершины
б) Координаты точки пересечения с осью Оy: х=0; у=0; (0; 0), координаты точек пересечения с осью Оx: у=0;
х 2 – 5 х =0 (0; 0) и ( 5; 0)
у=|2|х|-3|
Решение: 1) Строю у=2х-3, для х≥0. (1; -1) ( ; 0)
2) Строю прямую, симметричную построенной относительно оси Оy.
3) Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, отображаю симметрично относительно оси Оx.
Для построения графика функции y=|f(|x|)| предлагается следующий алгоритм построения:
1. Построить график функции y=f(x) для x≥0.
2. Отразить построенную часть графика симметрично относительно оси ординат.
3.Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовывать на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.
4.
Построение графиков вида |y|=f(x)
Решение: на основании определения модуля получим
|y|=
Т.е строим графики у=2х-2,при х ≥1, у=-2х+2,при х
|у|=2х–2
2x-2, если 2x-2≥0,
-2x+2, если 2x-2 ˂0
|у|=1–х
Построение: На основании геометрических преобразований
Строим график функции у=1-х. Часть графика находящаяся выше оси Ох сохраняем и отражаем симметрично
относительно этой оси.
|у|=х 2 -2х-3
Построение: По определению модуля строим графики:
1) у=х 2 -2х-3, если х≤-1 и х≥3 преобразуем выражение
х 2 -2х-3=(х-1) 2 -4, построим параболу у=(х-1) 2 -4, путем сдвига
2) у=-х 2 +2х+3,если преобразуем выражение –х 2 +2х+3=-(х-1) 2 +4, построим параболу
у=-(х-1) 2 +4
|у|=-х 2 +4
Построение: На основании геометрических преобразований
у = -х 2 +4 ≥ 0, если -2≤х≤2
Исходя из этого алгоритма, сформулировано правило:
Для построения графика зависимости |у|=f(х) достаточно построить график функции у=f(х) для тех х из области определения, при которых f(х)≥0, и отразить полученную часть графика симметрично оси абсцисс.
0, симметрично отобразить относительно оси Ох. Полученный график симметрично отображаем относительно оси Ох. " width="640"
5.
Построение графиков вида |y|=|f(x)|
Решение (2 способ): 1. Строим график функции у=1–х.
2. График у = |1-х| получаем из графика функции у = 1 – х, симметрично отобразив ту часть, лежащую под осью Ох, относительно оси Ох.
3. График |у| = |1-х| получаем из графика у = |1-х|, отобразив последний симметрично оси Ох.
|у|=|1-х|
Используя уже известные нам преобразования графиков можно сделать вывод, чтоб построить график |у| = | f (х) | нужно:
Построить график функции у=f(х). Часть графика f(х)0, симметрично отобразить относительно оси Ох. Полученный график симметрично отображаем относительно оси Ох.
3.Решение уравнений с помощью графиков функций, содержащих модуль.
Пример 1.
Задача: Решить уравнение |х–1|+2х–5=0
Решение: Решим уравнение графически.
Представим уравнение в виде |х–1|=-2х+5 .
Строим графики функций у=|х–1| и у=-2х+5
Графики функций у=|х–1| и у=-2х+5 пересекаются в точке с х=2, т.е. х = 2 – корень исходного уравнения.
у=|х–1|
Ответ: х = 2
у=-2х+5
Пример 2.
Задача: Решить уравнение |х+2|=|х–2|
Решение: Решим уравнение графически.
Строим графики функций у=|х+2| и у=|х–2|
Графики функций у=|х+2| и у=|х–2| пересекаются в точке с х = 0, т.е. х = 0 – корень исходного уравнения.
у=|х+2|
у=|х–2|
Ответ: х = 0
Пример 3.
Задача: Решить уравнение |4–x|+|(x–1)(x – 3)|=1.
Решение: Строим графики функций у=1-|4-х | и у=|(x–1)(x – 3)|, т.е у = |х 2 –4х +3 |, у=|(х-2) 2 -1|,
Графики функций у=1-|4-х | и у=|(x–1)(x–3)|| пересекаются в точке с х = 3, т.е. х = 3 – корень исходного уравнения.
у=|(x–1)(x – 3)|
у=1-|4-х |
Ответ: х = 3
3, то уравнение имеет два корня у=а, а3 у=а, а=3 у=а, 0 у=а, а=0 у=а, а " width="640"
Пример 4.
Задача: Выяснить сколько корней имеет уравнение:
||х|-3|= а, в зависимости от параметра а.
Решение: Для решения уравнения построим графики функций у = | | х | -3 | и у = а. График функции у = | | х | - 3 | получим из графика функции у =| х |, путем сдвига вдоль оси ординат на 3 единицы вниз. Часть графика расположенную ниже оси оу симметрично отражаем относительно оси ее . Графиком функции у = а является семейство прямых, параллельных Oх .
Ответ: : если а
если а = 0 , то уравнение имеет два корня
если 0
если а=3, то уравнение имеет три корня
если а3, то уравнение имеет два корня
у=а, а3
у=а, а=3
у=а, 0
у=а, а=0
у=а, а
3, то уравнение имеет два корня у=а, а у=а, а у=а, а=3 у=а, а=1 у=а, 0 у=а, а=0 у=а, а " width="640"
Пример 5.
Задача: Выяснить сколько корней имеет уравнение
х²-4|х|+3│= а в зависимости от параметра а
Решение: │х² -4|х|+3= а
Для решения уравнения построим графики функций у=││х²-4 |х|+3│и у = а.
График функции у=а представляет собой семейство прямых параллельных оси абсцисс.
Ответ: если а
если а=0 , то уравнение имеет четыре корня
если 0
если а=1, то уравнение имеет шесть корня
если 1
если а=3, то уравнение имеет три корня
если а3, то уравнение имеет два корня
у=а, а
у=а, а
у=а, а=3
у=а, а=1
у=а, 0
у=а, а=0
у=а, а
4. Построение рисунков
с помощью графиков
функций, содержащих
модуль
С помощью графиков функций я смогла построить рисунки:
y=- x 2 +4 при -4 ˂ x ˂ 4
y= x 2 -4 при -4 ˂ x ˂ 4
y=-x+4 при 4 ˂ x ˂ 7
y=x+4 при -5 ˂ x ˂ -4
y=-x-4 при -5 ˂ x
y=x-4 при 4
y=|-(x+1) 2 +1| при -2
y=-|(-x-1) 2- 1| при -2
y=- x 2 +6 при 4≤x≤7
x=0 при 3≤y≤6
y=1,5x 2 +9|х|-3,5 при 4≤x≤7
y=- x 2 +12 при 4≤x≤7
y=- (x+8) 2 +6 при 4≤x≤7
y=- (x-8) 2 +6 при 4≤x≤7
5. заключение
Выполняя данную работу, мне хотелось повысить свой математический уровень, и я думаю, мне это удалось.
Построение графиков функций, содержащих модуль, корректирует умение и навыки учащихся по построению графиков, развивает мышление и воображение учеников. На основе графиков изученных функций можно научиться строить более сложные графики, содержащие модули, а также отвечать на вопросы связанные с их исследованием.
В своей работе я построила 13 различных графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля, решила 5 уравнений, два из которых содержат параметр, и нарисовала 2 рисунка. Я думаю, что моя работа будет интересна ребятам, увлеченным математикой и поможет нам лучше подготовиться к ОГЭ.
6. Список литературы
1. Энциклопедический словарь юного математика
М.: Педагогика 1985г.
2. Петраков И.С. Математические кружки
М.: Просвещение. 1987г.
3. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике,
М.: «Просвещение», 1991.