СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие духовно-нравственного развития младших школьников "Кто Я?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на осознание  себя учащимися как Человека. 

Просмотр содержимого документа
«Занятие духовно-нравственного развития младших школьников "Кто Я?"»

г. Саратов, ИНТЕРНАТ, блок «Кто Я?»

Дата: 11.03.2019 Занятие № 15

Педагог: Попкова Н.Е.

ТЕМА: Кто Я?


Ценность: Истина

Качество: осознавание

Группа: средняя (дети общественности)

Возраст: 9 -10 лет

Цитата: Совершеннейший из людей тот, кто любит всех ближних своих и делает им добро без разбора, хороши они или дурны.

«Душа спит в камнях,

Дремлет в растениях,

Пробуждается в животных,

И осознаёт себя в людях».

Цель: помочь осознать детям, что каждый из них ЧЕЛОВЕК. Сформировать понимание, что значит быть человеком, что у каждого есть душа; помочь детям открыть для себя, что радостные события открывают в нас прекрасные уголки души, уметь рассказать о себе.


Ресурсы: Картон, ножницы, карандаши простые, фонограмма песни, цитаты с высказываниями.

Продолжительность: 40 минут





Ход занятия:

1.Приветствие

2.Минутка Тишины.

3. Групповая деятельность. Заполнение анкеты «Кто Я?» Приложение 1.

4. Беседа по теме. Обсуждение анкет. Во всех нас есть что-то своё. А что нас объединяет?

5. Рассказывание историй. Притча о яблоневом зерне. Приложение 2. Цитата. Приложение 3.

6. Групповая деятельность. Игра «Человек-человек» Приложение 4.

7. Групповая деятельность. Практическая работа «Душа» Приложение 5.

8. Рассказывание историй. Сказка «Солнечные люди» Приложение 6.

9. Групповое пение. «Точка, точка, запятая» (Автор текста - Ким Ю., композитор – Гладков Г. Приложение 7.

10. Творческая мастерская «Человечек». Приложение 8.

11. Домашнее задание. Приложение 9.










Приложение 1.

Кто с утра всегда встает в школу радостно идёт? – Это я, это я, это все мои друзья!

В чистоте кто т в порядке держит книжки и тетрадки? - Это я, это я, это все мои друзья!

Кто же и зимой и летом любит сладкие конфеты? - Это я, это я, это все мои друзья!

Ну а кто из вас опять любит петь и танцевать? - Это я, это я, это все мои друзья!

- О ком все эти вопросы?


Анкета «Кто Я?» Анкета может стать способом знакомства в новой группе.

Детям предлагается закончить предложения:

«Я живу на улице…»

«У меня волосы…..цвета»

«У меня глаза……..цвета»

«Мой любимый цвет…...»

«Моё любимое животное…….»

«Я больше всего люблю заниматься…….»

«Я мечтаю о…….»

Беседа по анкете: (зачитать анкеты)

  • О ком это?

  • Как догадались?

  • У кого похожие ответы?

Что можно сказать по ответам (хорошо знает себя). : В чём наше сходство? В чём отличие? Что нас всех объединяет? (Все мы люди)

Приложение 2.


Притча о яблоневом зерне.

Один мудрый человек однажды спросил своего сына, пытался ли он когда-нибудь услышать то, что не может быть услышано, увидеть то, что не может быть увидено, узнать то, что не познаваемо? Сын задумался. Тогда отец попросил принести ему яблоко.

  • Разломи его. Что ты видишь внутри?

  • Несколько семян, отец.

  • Разломи одно…Что ты видишь там?

  • Ничего, отец.

  • Мой сын, это невидимое ничто и есть самая суть огромного дерева. Верь, мой сын, что эта неуловимая суть во всём, что существует, и есть его сущность. Это есть Истина. Это есть Душа. И ты, мой сын, создание этого.

Вопросы: 1.Что отец попросил принести сына и что сделать?

  1. 2. Что увидел мальчик?

3. О чём говорил отец, когда говорил о том, что нельзя увидеть и нельзя услышать?

4. У всех ли есть душа?


Приложение 3.

Цитата: «Душа спит в камнях,

Дремлет в растениях,

Пробуждается в животных,

И осознаёт себя в людях». Сатья Саи Баба


Из личного опыта. Было ли в вашей жизни такое событие, видение, когда ваша душа пела, ликовала?

Приложение 4.

Групповая деятельность. Игра «Человек-человек»


Участники разбиваются на пары и встают в круг. Водящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: правая рука к левой руке, спина к спине, ухо к уху, правая нога к правой ноге и т.д. Выполняя команды одну за другой, фигура все более и более усложняется, то есть предыдущие команды остаются зафиксированными до команды «Человек к человеку». После этой команды каждый участник ищет себе новую пару. Задача водящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым водящим.

Приложение 5.


Практическая работа. Зажечь свечу и погасить свет. Перед свечой расположить несколько листов бумаги или тонированных стёкол. Огонь свечи почти невидим. Постепенно убирают один за другим листы или стёкла - огонь виден всё ярче.

Вывод: свет нашей души скрыт слоями «грязи» - отрицательными качествами. Чем их меньше, тем чище и ярче светит душа. Святые (светлые) - так их называли за чистую душу.


Приложение 6.

Сказка “Солнечные люди”

Было это давным-давно. На земле жили люди, которые никогда не видели ни солнца, ни звезд, т.к. небо было покрыто всегда темными, мрачными тучами. Часто шли дожди, и воздух был тяжелый и влажный. Так люди и жили. Они рождались и умирали, а над ними медленно проплывали тучи.

Однажды поднялся сильный ветер, такого ветра еще никогда не было. Люди испугались и спрятались в свои дома. Они просили Бога быть милостивым.

А ветер все крепчал и неистово выл. Со многих домов сорвало куски крыш, сломались деревья, в воздухе летали чьи-то вещи. Ветер же рвал на части тучи и уносил обрывки прочь.

Вдруг лучи солнца осветили землю, и люди увидели, как стало светло и тепло. Они увидели синее небо, такое чистое и бескрайнее. Люди огляделись вокруг и увидели грязь и плесень, которая покрывала их дома, улицы, их одежду и их тела. Многим захотелось стать чище, и они стали убирать и смывать грязь и плесень, чинить старые и строить новые дома. От этого они становились радостными и счастливыми, совершали добрые и светлые поступки. Мало кто отважился посмотреть тогда на солнце, но все же такие были. Солнце наполнило их глаза и сердца светом и теплом. Их сердца загорелись любовью ко всему живому.

Однако солнце вскоре скрылось опять за тучу, и жизнь потекла опять в полумраке. Только теперь на земле были люди, которые никогда не забывали о небе и солнце. Они рассказывали о них всем, кого встречали и любили. Они несли свет неба людям и дарили им тепло своих сердец. Так на земле появились первые “Солнечные люди”.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

  1. Каким должен быть солнечный человек?

  2. Встречали ли вы таких людей?

  3. Как вы думаете, стоило ли пострадать от ветра, чтобы увидеть солнце и чистое голубое небо?

  4. Смогут ли люди, видевшие небо и солнце, жить прежней жизнью или она у них должна измениться?

  5. Почему, когда люди смотрят в небо, они мечтают о хорошем и добром?

  6. Как вам кажется, когда мы говорим, кричим, поем, то наши звуки исчезают или хранятся в пространстве? Как же нам очистить пространство от плохих звуков?


Приложение 7.

Групповое пение Точка, точка, запятая

Автор текста - Ким Ю., композитор - Гладков Г.

Точка, точка, запятая -

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик,-

Появился человечек!


Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки

Уведут его,


Как он будет жить на свете

Мы за это не в ответе:

Мы его нарисовали,

Только и всего!


Что вы, что вы! Это важно,

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу,

Рассчитать разбег.


Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно:

Только так из человечка

Выйдет человек!



Впрочем, знают даже дети,

Как прожить на белом свете;

Легче этого вопроса

Нету ничего!


Просто надо быть правдивым,

Благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым -

Только и всего!


Как все просто удается

На словах и на бумаге,

Как легко на гладкой карте

Стрелку начертить!


А потом идти придется

Через горы и овраги...

Так что прежде, человечек,

Выучись ходить!


Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая


Приложение 8.

Групповая деятельность. Творческая мастерская «Душа»

На листе бумаги дети рисуют себя во весь рост. На рисунке в области груди делается разрез так, чтобы получилось окно с открывающимися створками. На отдельном маленьком листке дитя предлагается нарисовать образ своей души (свеча, ангел…). Этот листок приклеивается с тыльной стороны большого листа так, чтобы при открывании «окошечка» дети видели, что внутри их тела скрыта душа. Тело – храм души

Песня «Душа». Тихо свеча в моём сердце горит,

Ясный огонь пусть в пути сохранит.

Чистый свет, тёплый свет

Чистый свет, сердца свет.


Белый цветок распустился внутри.

Сердце моё, ты его сохрани.

Чистый свет, тёплый свет.

Чистый свет, сердца свет.


Приложение 9.

Домашнее задание. Обсудите с воспитателями притчу «Счастье». Слепите из пластилина (глины) или нарисуйте ТО, что вы считаете, составит счастье ЧЕЛОВЕКА, и подарите своему Человечку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!