СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие 8. Как устроен рынок труда

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие 8. Как устроен рынок труда»

Представьте, что городу N нужно 99 строителей и 1 бухгалтер. Однако из 100 выпускников школ планирует стать строителем всего 1 человек, а остальные 99 мечтают стать бухгалтерами. Как вы думаете, как дальше будет развиваться ситуация?
  • Представьте, что городу N нужно 99 строителей и 1 бухгалтер. Однако из 100 выпускников школ планирует стать строителем всего 1 человек, а остальные 99 мечтают стать бухгалтерами.
  • Как вы думаете, как дальше будет развиваться ситуация?
❖ «лишние» бухгалтера переквалифицируются в строителей, ❖ или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, ❖ или они не смогут найти работу и будут жить на пособие по безработице.

❖ «лишние» бухгалтера переквалифицируются в строителей,

❖ или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах,

❖ или они не смогут найти работу и будут жить на пособие по безработице.

Кстати в нашей стране минимальное пособие по безработице в 2017 г. составило 859 рублей в месяц, максимальное — 4900 при прожиточном минимуме около 9000 рублей. Получается, что если бы город N находился в нашей стране, то жители, которые отказались бы от смены профессии, от переезда в другой город и согласились бы жить на пособие по безработице, автоматически оказались бы за чертой бедности и просто не смогли бы выжить. Поэтому выбирать профессию только из соображения престижа, а не по требованиям рынка труда – значит подвергать себя риску.
  • Кстати в нашей стране минимальное пособие по безработице в 2017 г. составило 859 рублей в месяц, максимальное — 4900 при прожиточном минимуме около 9000 рублей. Получается, что если бы город N находился в нашей стране, то жители, которые отказались бы от смены профессии, от переезда в другой город и согласились бы жить на пособие по безработице, автоматически оказались бы за чертой бедности и просто не смогли бы выжить.
  • Поэтому выбирать профессию только из соображения престижа, а не по требованиям рынка труда – значит подвергать себя риску.
Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает свои профессиональные услуги тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
  • Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу.
  • В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает свои профессиональные услуги тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
Динамика вакансий – это изменение общего количества вакансий и спроса на сотрудников у работодателей в целом по рынку. Динамика резюме показывает, как в целом изменилось количество резюме соискателей, доступных на рынке. Уровень конкуренции показывает дефицитность специалистов через отношение количества активных резюме к вакансиям.
  • Динамика вакансий – это изменение общего количества вакансий и спроса на сотрудников у работодателей в целом по рынку.
  • Динамика резюме показывает, как в целом изменилось количество резюме соискателей, доступных на рынке.
  • Уровень конкуренции показывает дефицитность специалистов через отношение количества активных резюме к вакансиям.
Класс делится на три группы — работодателей, соискателей работы и секретарей (из расчета текущего тайминга — не больше 5 троек, остальные наблюдатели). Также отдельно выделяется пресс-центр для объявления результатов. «Прием на работу» проходит по принципу «Вертушки». Все учащиеся−работодатели размещены за отдельными столами. За каждым столом рядом с работодателем есть секретарь. Секретари не говорят, но записывают все свои наблюдения в «Лист секретаря» с тем, чтобы потом подвести итоги деятельности. Участники перемещаются от одного стола к другому, последовательно проходя собеседование.
  • Класс делится на три группы — работодателей, соискателей работы и секретарей (из расчета текущего тайминга — не больше 5 троек, остальные наблюдатели). Также отдельно выделяется пресс-центр для объявления результатов.
  • «Прием на работу» проходит по принципу «Вертушки». Все учащиеся−работодатели размещены за отдельными столами. За каждым столом рядом с работодателем есть секретарь. Секретари не говорят, но записывают все свои наблюдения в «Лист секретаря» с тем, чтобы потом подвести итоги деятельности. Участники перемещаются от одного стола к другому, последовательно проходя собеседование.
Вариантов результатов собеседования о приеме на работу по условию игры возможно три: ❖ место на постоянной основе; ❖ временное трудоустройство; ❖ отказ. Соискатели могут претендовать на любой вид трудоустройства, выбирать, соглашаться на предложения, отказываться. На каждый этап отводится не более 5 минут. Колокольчик (сигнал) – оповещает о начале игры, начале этапа, окончании, переходе к новому столу.
  • Вариантов результатов собеседования о приеме на работу по условию игры возможно три:
  • ❖ место на постоянной основе;
  • ❖ временное трудоустройство;
  • ❖ отказ.
  • Соискатели могут претендовать на любой вид трудоустройства, выбирать, соглашаться на предложения, отказываться.
  • На каждый этап отводится не более 5 минут. Колокольчик (сигнал) – оповещает о начале игры, начале этапа, окончании, переходе к новому столу.
Примерные вопросы работодателей: 1. Назовите три своих основных достоинства. 2. Как вы представляете себя через 5 лет? 3. Готовы ли вы работать сверхурочно? 4. Что для вас важнее – хорошая зарплата или интересная работа? 5. Что вы будете делать, в случае отказа принять Вас на работу? 6. Каким вы видите свое будущее рабочее место, свой коллектив?

Примерные вопросы работодателей:

  • 1. Назовите три своих основных достоинства.
  • 2. Как вы представляете себя через 5 лет?
  • 3. Готовы ли вы работать сверхурочно?
  • 4. Что для вас важнее – хорошая зарплата или интересная работа?
  • 5. Что вы будете делать, в случае отказа принять Вас на работу?
  • 6. Каким вы видите свое будущее рабочее место, свой коллектив?
Примерные вопросы учащихся -соискателей к работодателям: 1. Какие качества работника Вы считаете наиболее важными? 2. Как Вы относитесь к инициативным работникам, если их мнение не совпадает с Вашим? 3. Критические замечания со стороны подчиненных. Ваша реакция на них? 4. Как Вы относитесь к тому, что Ваш подчиненный оказался более компетентным в каком -либо вопросе? 5. Ваши пожелания будущим соискателям. 6. Как Вы относитесь к проблеме обновления кадров, готовы ли Вы принять на работу молодого специалиста при наличии вакансии? 7. Готовы ли вы взять человека без соответствующего образования, но с опытом?

Примерные вопросы учащихся -соискателей к работодателям:

  • 1. Какие качества работника Вы считаете наиболее важными?
  • 2. Как Вы относитесь к инициативным работникам, если их мнение не совпадает с Вашим?
  • 3. Критические замечания со стороны подчиненных. Ваша реакция на них?
  • 4. Как Вы относитесь к тому, что Ваш подчиненный оказался более компетентным в каком -либо вопросе?
  • 5. Ваши пожелания будущим соискателям.
  • 6. Как Вы относитесь к проблеме обновления кадров, готовы ли Вы принять на работу молодого специалиста при наличии вакансии?
  • 7. Готовы ли вы взять человека без соответствующего образования, но с опытом?
После того, как каждый участник пройдет собеседования у всех работодателей, пресс -центр собирает результаты у секретарей и проводит опрос среди соискателей анонимный опрос на место лучшего работодателя. Пока идет подсчет итогов перед официальным заявлением, поговорите о том, чтобы легко, что было сложно, почему. Пресс -центр объявляет результаты.
  • После того, как каждый участник пройдет собеседования у всех работодателей, пресс -центр собирает результаты у секретарей и проводит опрос среди соискателей анонимный опрос на место лучшего работодателя. Пока идет подсчет итогов перед официальным заявлением, поговорите о том, чтобы легко, что было сложно, почему.
  • Пресс -центр объявляет результаты.
Нередко между работодателем и соискателем возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.
  • Нередко между работодателем и соискателем возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»: Нужен мне работник — Конюх, повар и плотник. Да где найти такого, Работника не слишком дорогого? Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого. В следующий раз, когда мы встретимся, мы поговорим о том, какие изменения нас ждут в будущем на рынке труда в горизонте 10−20 лет.
  • Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:

Нужен мне работник — Конюх, повар и плотник.

Да где найти такого,

Работника не слишком дорогого?

  • Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого. В следующий раз, когда мы встретимся, мы поговорим о том, какие изменения нас ждут в будущем на рынке труда в горизонте 10−20 лет.
Сегодня мы с вами разобрали то, как устроен рынок труда.  Дома вам придется изучить «Атлас профессий» в сети Интернет ( http :// atlas100.ru/ ). Исследовать профессии будущего и профессии, которые уходят в прошлое («умирают»). Изучите описания вакансий от работодателей и резюме соискателей по тем профессиям, которые вызывают у вас наибольший интерес. Используйте онлайнсервисы HeadHunter и SuperJob. Как эти описания соотносятся с вашими представлениями об особенностях работы? Что в них общего? Чем они отличаются? Всем спасибо, до новых встреч!
  • Сегодня мы с вами разобрали то, как устроен рынок труда.
  • Дома вам придется изучить «Атлас профессий» в сети Интернет ( http :// atlas100.ru/ ). Исследовать профессии будущего и профессии, которые уходят в прошлое («умирают»).
  • Изучите описания вакансий от работодателей и резюме соискателей по тем профессиям, которые вызывают у вас наибольший интерес. Используйте онлайнсервисы HeadHunter и SuperJob. Как эти описания соотносятся с вашими представлениями об особенностях работы? Что в них общего? Чем они отличаются?
  • Всем спасибо, до новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!