Ежаков Михаил Серафимович
Сампурский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»
2018 год
Слайд 1.
Зал природы, как модель школьного экологического образования общекультурной направленности
Слайд 2.
Серьезная проблема, с которой столкнулся мир — уничтожение окружающей среды обитания, наступление агрессивной цивилизации на природу, вымирание редких видов земных животных и растений, замусоривание планеты, равнодушие и жестокость большой части человечества к миру, в котором мы живем — заставляет ответственных и понимающих близость экологической катастрофы людей бить в набат, кричать об опасности бездумного принципа существования — «после нас хоть потоп». Владимир Иванович Вернадский, великий учёный-естествоиспытатель и мыслитель, признал: «Человек совершил огромную ошибку, когда решил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». (В.И. Вернадский в Тамбовском крае 1848-1918)
Сформировать экологические ценности традиционными педагогическими методами чрезвычайно сложно. Поэтому идёт поиск сочетания традиционных и новых способов воздействия на личность ученика с целью формирования у него ответственного отношения к окружающей среде. Сочетание идеи экологии через сотрудничество в малых группах создаёт условия для демократического духа общения в обучении, единства научного и образовательного мировоззрения, развития идей глобального мышления.
Недостаточный уровень экологической культуры, дефицит ответственности, отсутствие личного участия каждого человека в охране природы - лишь некоторые из причин локальных и глобальных экологических проблем.
Слайд 3
Зал природы Сампурского филиала призван решить проблемы экологического воспитания школьников. Целью работы зала является организация работы в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу. Он в школе существует с 1990 года. За 28 лет работы накоплен материал по экологии, который не просто хранится, но пополняет стенды, выставки, экспозиции. За эти годы пополнился зал природы материалами с экологической тропы «Сампурская».
Слайд 4
Систематически мы проводим тематические экскурсии со всеми классами, дети познают природу родного края, учатся понимать основы экологии. Каждое выступление сопровождается презентацией. Для младших школьников предусмотрены пословицы, поговорки, загадки о природе, для среднего звена - вопросы, позволяющие понять зрелость детей в плане экологии. В старших классах – эссе, описание своего отношения путём синквейна.
Новая модель школьного экологического образования общекультурной направленности с развивающей функцией и учётом трёх ведущих содержательных линий – экологии природных систем, экологии человека и социальной экологии, нашла широкое отражение во всех группах требований ФГОС основного общего образования: в требованиях к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы.
Слайд 5
Ежегодно школьники принимают участие в проведении экологических уроков. Например, экологический урок по теме «Млекопитающие». Четвероклассникам раздаются листки с вопросами. С увлечением дети ищут на них ответы, берут книги в библиотеке, обращаются к компьютеру.
Исследовательские задания, формирующие навык поиска информации:
Детёныш, какого млекопитающего часто ездит на материнской спине, как жокей на лошади?
Какое млекопитающее играет в игру «Царь горы»?
Какое млекопитающее играет в салки на деревьях?
Какое млекопитающее бросает своего детёныша в воду, чтобы научить его плавать?
Какое млекопитающее впрыскивает молоко в рот детёныша, словно из водяного пистолета?
Слайд 6
В пятом классе дети изучили процесс роста и деления клеток, составляя из группы одноклассников большую клетку, которая делится на две дочерние. После изучения клеток, ученица пишет: «С помощью микроскопа человек узнал, что почти все живые организмы построены из клеток. Все клетки имеют оболочку, цитоплазму, ядро. Медленно движущаяся цитоплазма занимает всё пространство внутри клетки. В цитоплазме находится небольшое тельце – ядро».
«Я рассмотрел строение растительной клетки под микроскопом, и обнаружил те же органоиды, но клетки кожицы лука имеют другое строение, они более вытянуты и смыкаются под углом», - делает вывод другой ученик.
Мнение третьего ученика: «Есть очень маленькие организмы, состоящие из одной клетки, их называют одноклеточными. В природе существуют и многоклеточные организмы. В них клетки объединяются в ткани, а ткани образуют органы».
Слайд 7
Семиклассники, изучая тему «Мир под ногами», получили задания собрать камни:
камешек размером меньше ногтя мизинца;
камень больше кулака;
камень, на котором что-нибудь растёт;
камень прямоугольной или квадратной формы;
круглый и гладкий камень;
разноцветный камень;
камень, от прикосновения к которому вы чувствуете себя хорошо;
шероховатый камень;
камень, из которого получилось бы хорошее пресс-папье;
камень, который мог бы стать прекрасным подарком для близкого человека.
Камни, структуры скальных пород, окаменелости – это те объекты, с помощью которых палеонтологи и геологи обосновывают свои теории о прошлом нашей планеты. Истолкование информации – задача, как детектива, так и геолога.
Слайд 8
Включение в образовательный процесс методов проектов принципиально изменило подход к образованию: важен не конечный результат, а поиск его, творческая активность, исследовательский опыт.
Восьмиклассники, говоря о проблемах озера Байкал, затронули вопросы экологии, связанные с трагедией в селе Сампуре. В 2017 году в воды реки Цны попали фекалии со свиноводческой фермы, что вызвало отравление флоры и фауны реки. Ученица 8з класса Сурненкова Александра представила работу по данной проблеме «Загрязнение реки Цны» на школьной научно-практической конференции «Эрудит».
Слайд 9
Ежегодно проводятся малые Вернадовские чтения. Рассматривая публикации о В.И.Вернадском за последние 10-15 лет, дети смогли представить документальное свидетельство жизни и деятельности великого учёного и человека в Тамбовском крае.
Слайд 10
Работа в Зале природы разнообразна как по форме, так и по содержанию. Она требует много сил и энергии. Оценивая успехи учащихся и эффективность работы, мы помним, что развитие каждого из учеников идёт по своему собственному пути, со своей скоростью усвоения материала и зависит как от предыдущего опыта (и положительного, и отрицательного), так и от жизненных установок.
Слайд 11
Выводы:
Организации научно-исследовательской работы детей способствует деятельность творческой группы педагогов «организация исследовательской работы». Учителя разрабатывают и реализуют исследовательские модули в программах дополнительного образования, являются руководителями исследовательских работ учащихся.
Мы не пренебрегаем пропедевтикой, опережающим обучением и анализом ранее усвоенного материала. Детям надо дать шанс попробовать себя в серьёзном деле. Расширение горизонта предметного обучения диктует необходимость использования развивающего обучения, привлечения учашихся к научно-исследовательской работе, подготовку старшеклассников к научной деятельности во время обучения в высших учебных заведениях.