СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зал природы, как модель школьного экологического образования общекультурной направленности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зал природы Сампурского филиала призван решить проблемы экологического воспитания школьников. Целью работы зала является организация  работы в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу. Он  в школе существует с 1990 года. За 28 лет работы накоплен материал по экологии, который не просто хранится, но пополняет стенды, выставки, экспозиции. За эти годы пополнился зал природы материалами с экологической тропы «Сампурская».

Просмотр содержимого документа
«Зал природы, как модель школьного экологического образования общекультурной направленности»

Ежаков Михаил Серафимович

Сампурский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»

2018 год

Слайд 1.

Зал природы, как модель школьного экологического образования общекультурной направленности

Слайд 2.

Серьезная проблема, с которой столкнулся мир — уничтожение окружающей среды обитания, наступление агрессивной цивилизации на природу, вымирание редких видов земных животных и растений, замусоривание планеты, равнодушие и жестокость большой части человечества к миру, в котором мы живем — заставляет ответственных и понимающих близость экологической катастрофы людей бить в набат, кричать об опасности бездумного принципа существования — «после нас хоть потоп». Владимир Иванович Вернадский, великий учёный-естествоиспытатель и мыслитель, признал: «Человек совершил огромную ошибку, когда решил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». (В.И. Вернадский в Тамбовском крае 1848-1918)

Сформировать экологические ценности традиционными педагогическими методами чрезвычайно сложно. Поэтому идёт поиск сочетания традиционных и новых способов воздействия на личность ученика с целью формирования у него ответственного отношения к окружающей среде. Сочетание идеи экологии через сотрудничество в малых группах создаёт условия для демократического духа общения в обучении, единства научного и образовательного мировоззрения, развития идей глобального мышления.

Недостаточный уровень экологической культуры, дефицит ответственности, отсутствие личного участия каждого человека в охране природы - лишь некоторые из причин локальных и глобальных экологических проблем.

Слайд 3

Зал природы Сампурского филиала призван решить проблемы экологического воспитания школьников. Целью работы зала является организация работы в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу. Он в школе существует с 1990 года. За 28 лет работы накоплен материал по экологии, который не просто хранится, но пополняет стенды, выставки, экспозиции. За эти годы пополнился зал природы материалами с экологической тропы «Сампурская».

Слайд 4

Систематически мы проводим тематические экскурсии со всеми классами, дети познают природу родного края, учатся понимать основы экологии. Каждое выступление сопровождается презентацией. Для младших школьников предусмотрены пословицы, поговорки, загадки о природе, для среднего звена - вопросы, позволяющие понять зрелость детей в плане экологии. В старших классах – эссе, описание своего отношения путём синквейна.

Новая модель школьного экологического образования общекультурной направленности с развивающей функцией и учётом трёх ведущих содержательных линий – экологии природных систем, экологии человека и социальной экологии, нашла широкое отражение во всех группах требований ФГОС основного общего образования: в требованиях к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы.

Слайд 5

Ежегодно школьники принимают участие в проведении экологических уроков. Например, экологический урок по теме «Млекопитающие». Четвероклассникам раздаются листки с вопросами. С увлечением дети ищут на них ответы, берут книги в библиотеке, обращаются к компьютеру.

Исследовательские задания, формирующие навык поиска информации:

  • Детёныш, какого млекопитающего часто ездит на материнской спине, как жокей на лошади?

  • Какое млекопитающее играет в игру «Царь горы»?

  • Какое млекопитающее играет в салки на деревьях?

  • Какое млекопитающее бросает своего детёныша в воду, чтобы научить его плавать?

  • Какое млекопитающее впрыскивает молоко в рот детёныша, словно из водяного пистолета?

Слайд 6

В пятом классе дети изучили процесс роста и деления клеток, составляя из группы одноклассников большую клетку, которая делится на две дочерние. После изучения клеток, ученица пишет: «С помощью микроскопа человек узнал, что почти все живые организмы построены из клеток. Все клетки имеют оболочку, цитоплазму, ядро. Медленно движущаяся цитоплазма занимает всё пространство внутри клетки. В цитоплазме находится небольшое тельце – ядро».

«Я рассмотрел строение растительной клетки под микроскопом, и обнаружил те же органоиды, но клетки кожицы лука имеют другое строение, они более вытянуты и смыкаются под углом», - делает вывод другой ученик.

Мнение третьего ученика: «Есть очень маленькие организмы, состоящие из одной клетки, их называют одноклеточными. В природе существуют и многоклеточные организмы. В них клетки объединяются в ткани, а ткани образуют органы».

Слайд 7

Семиклассники, изучая тему «Мир под ногами», получили задания собрать камни:

  • камешек размером меньше ногтя мизинца;

  • камень больше кулака;

  • камень, на котором что-нибудь растёт;

  • камень прямоугольной или квадратной формы;

  • круглый и гладкий камень;

  • разноцветный камень;

  • камень, от прикосновения к которому вы чувствуете себя хорошо;

  • шероховатый камень;

  • камень, из которого получилось бы хорошее пресс-папье;

  • камень, который мог бы стать прекрасным подарком для близкого человека.

Камни, структуры скальных пород, окаменелости – это те объекты, с помощью которых палеонтологи и геологи обосновывают свои теории о прошлом нашей планеты. Истолкование информации – задача, как детектива, так и геолога.

Слайд 8

Включение в образовательный процесс методов проектов принципиально изменило подход к образованию: важен не конечный результат, а поиск его, творческая активность, исследовательский опыт.

Восьмиклассники, говоря о проблемах озера Байкал, затронули вопросы экологии, связанные с трагедией в селе Сампуре. В 2017 году в воды реки Цны попали фекалии со свиноводческой фермы, что вызвало отравление флоры и фауны реки. Ученица 8з класса Сурненкова Александра представила работу по данной проблеме «Загрязнение реки Цны» на школьной научно-практической конференции «Эрудит».

Слайд 9

Ежегодно проводятся малые Вернадовские чтения. Рассматривая публикации о В.И.Вернадском за последние 10-15 лет, дети смогли представить документальное свидетельство жизни и деятельности великого учёного и человека в Тамбовском крае.

Слайд 10

Работа в Зале природы разнообразна как по форме, так и по содержанию. Она требует много сил и энергии. Оценивая успехи учащихся и эффективность работы, мы помним, что развитие каждого из учеников идёт по своему собственному пути, со своей скоростью усвоения материала и зависит как от предыдущего опыта (и положительного, и отрицательного), так и от жизненных установок.

Слайд 11

Выводы:

Организации научно-исследовательской работы детей способствует деятельность творческой группы педагогов «организация исследовательской работы». Учителя разрабатывают и реализуют исследовательские модули в программах дополнительного образования, являются руководителями исследовательских работ учащихся.

Мы не пренебрегаем пропедевтикой, опережающим обучением и анализом ранее усвоенного материала. Детям надо дать шанс попробовать себя в серьёзном деле. Расширение горизонта предметного обучения диктует необходимость использования развивающего обучения, привлечения учашихся к научно-исследовательской работе, подготовку старшеклассников к научной деятельности во время обучения в высших учебных заведениях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!