I. Проблематизация, актуализация, мотивация Проверка домашнего задания Актуализация | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Предлагает задания: 1. Мы продолжаем изучать особенности климата России и нам важно уметь говорить на одном языке, например, иметь одинаковое представление о терминах, которые мы используем. Давайте договоримся о том, что мы подразумеваем, произнося «погода», «климат», «воздушная масса», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Для формулировки определений понятий используем обычную схему (на доске) 2. На прошлом уроке мы говорили об атмосферных фронтах и вихрях. Предлагаю: 1 варианту составить план характеристики атмосферных фронтов, 2 варианту - план характеристики атмосферных вихрей. Работу выполнить письменно в тетради, можно карандашом, время – 3 минуты. 3. Давайте обсудим планы характеристик атмосферного фронта, атмосферного вихря. (Откорректированные планы учитель кратко записывает на доске) 4. Кто желает дать по нашему плану характеристику атмосферному фронту? Циклону? Антициклону? 5. Какое явление в атмосфере – фронт, циклон или антициклон формирует сегодня погоду в Набережных Челнах? | Готовят рабочее место, настраиваются на урок Выполняют задания. Устно формулируют определения понятия по схеме. Выполняют задание (индивидуально) Предлагают планы, обсуждают их Характеризуют атмосферные фронты и вихри Описывают погодные условия, вспоминают о произошедших изменениях, отвечают на вопрос. | Коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией умение слушать) Познавательные (логические действия) Регулятивные (целеполагание) Коммуникативные (умение слушать, вести диалог) Познаватель-ные (логические) | |
2. Освоение нового материала Первичное ознакомление. Проблематиза-ция, подведение к теме урока Учебная ситуация | Организует беседу: - Скажите, пожалуйста, погода, которую мы наблюдаем в нашем городе - характерна сегодня для всей России? - Почему в разных местах нашей страны погода разная? - Можем ли мы, не используя дополнительные источники информации, определить, где сегодня холоднее, где теплее, чем в Набережных Челнах? Где можно ожидать выпадения осадков, где они маловероятны? Записывает на доске тему урока: «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России» Организует беседу: - Сформулируйте цель нашего урока. - Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели? - Какие климатические закономерности нам уже известны? - Проверим, работает ли эта закономерность на территории России. Проанализируем рис. 37 на стр. 82 «Средние температуры июля». - Проверим, работает ли эта закономерность в России зимой. Проанализируем рис. 36. стр. 81 «Средние температуры января» - Как это объяснить? - Как влага, содержащаяся в воздухе, может влиять на температуру воздуха? - Проверим, насколько мы правы. Проанализируем рис. 38 на стр. 83 «Годовое количество осадков» - Есть еще один интересный факт: самые низкие температуры воздуха в Восточной Сибири наблюдаются не в горах, а в межгорных котловинах. Как вы думаете, почему? | Участвуют в беседе. Приходят к выводу: определить возможные характеристики погоды и особенности климата разных точек Росси можно, если знать закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в беседе - Изучить закономерности распределения тепла и влаги на территории России. - Вспомнить 1. что нам известно о распределении тепла и влаги на Земле; 2. проанализировать климатические карты на территорию России; 3. сделать выводы об обнаруженных закономерностях на территории России. - Изменение температуры воздуха с изменением широты и высоты места над уровнем океана Анализируют рисунок, формулируют вывод: - Да, закономерность работает. Анализируют рисунок, формулируют вывод: - нет, температуры изменяются не в широтном направлении, а в долготном. Обсуждают проблему. Приходят к выводу, что в долготном направлении изменяется какой-то климатообразующий фактор. Ищут фактор. Находят западный перенос, теряющий влагу при продвижении с запада на восток. Обсуждают проблему. Вспоминают из курса физики о большой теплоемкости воды. Приходят к выводам – летом влага в воздухе поглощает тепло, а зимой, замерзая, отдает тепло. Следовательно, климат, формируемый влажными воздушными массами мягкий, имеет относительно небольшую годовую амплитуду температур. Климат, формируемый сухими воздушными массами резкий, имеет значительную годовую амплитуду температур. Анализируют рисунок, обнаруживают уменьшение годового количества осадков с продвижением на восток, устанавливают причинно-следственную связь между изменением количества осадков и рельефом, положением по отношению к океану. Обсуждают вопрос. Приходят к выводу: холодный воздух – тяжелый, в условиях антициклональной погоды зимой он не прогревается, и попав в межгорную котловину, покинуть ее не может, застаивается в ней до весны. | Познавательные УУД (поиск необходимой информации) Коммуника-тивные Регулятив-ные (планирова-ние) Познавательные (умение решать логические задачи) | |
4. Обобщение, систематизация, применение | Предлагает задание: Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Почему в городах, расположенных в России на одной широте зимой разная температура воздуха, а летом – примерно одинаковая? 2. Почему в г. Сочи выпадает до 3200 мм осадков в год, а в расположенной в тех же широтах Астрахани - 100-200 мм осадков в год? 3. Вы собрались провести часть летних каникул в турпоездках по стране. В ваших планах посещение Республики Карелии, г. Архангельска, остатков древнего города Мангазея. Соберите чемодан. | Обсуждают вопросы в парах, участвуют в общем обсуждении, предлагают варианты решений. | Регулятив-ные (коррекция) Познавательные (применение знаний для получения новых знаний) Коммуникативные | |
5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка | Организует контрольно-оценочную деятельность: Географический диктант. Отвечаем «Да» или «Нет» письменно в тетради на слова учителя. Лето в Екатеринбурге теплее, чем в Мурманске. Северный Ледовитый океан сильно увлажняет проходящие над ним воздушные массы. Зима в Иркутске более холодная и менее снежная, чем в Набережных Челнах. Годовое количество осадков в России увеличивается в направлении с севера на юг. Значительное среднегодовое количество осадков на Камчатке и в Приморье объясняется действием пассатов. Организует оценку учащимися своей работы на уроке: - Какой была тема нашего урока? - Какую мы ставили перед собой цель? - Какие задачи мы должны были решить? - Оцените свою работу на уроке. Ответьте на вопросы Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________ Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________ Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________ Осталось непонятным (что?) _______________________________________ Оцениваю свою работу на .................... Что сегодня на уроке больше всего понравилось? На каком этапе работы вам было трудно? Молодцы! Домашнее задание: Изучить §15 (стр.81-84), вопр №1,4 - устно | Записывают ответы в тетрадях. По окончании диктанта обмениваются тетрадями, производят взаимопроверку. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения . Определяют степень своего продвижения к цели . Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы | Коммуника-тивные Регулятив-ные (коррекция, оценка, самооценка) | |