СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Загрязнение окружающей среды"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Загрязнение окружающей среды"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сосновка

Бековского района Пензенской области
















План-конспект урока

по ОБЖ в 8 классе

Тема: «Загрязнение окружающей природной среды»



Подготовил: преподаватель – организатор ОБЖ

Маркин А.А
















2016г.

Тема: Загрязнение окружающей природной среды.

Класс: 8 (13-14 лет)

Тип занятия:изучение нового материала.

Цель:сформировать понятие о загрязнении окружающей природной среды .

Задачи:

образовательные: систематизировать знания о причинах загрязнения окружающей среды,определить источники загрязнения окружающей среды,выделить основные загрязнители;

развивающие:продолжать развивать активную познавательную деятельность учащихся;формировать внимание,коммуникативные навыки,мышление,навыки сравнения и обобщения.

воспитательные:воспитывать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды;продолжать воспитание культуры безопасности.

Оборудование:мел,доска,учебники,тетради,компьютер,проектор,листы бумаги,вырезанные изображения,клей.

Используемая литература:





























Ход урока:

Структура урока и методика его проведения




Содержание урока


Организационный момент.



3 мин


Проверка отсутствующих, организации рабочих мест.


1. Изучение нового материала

Объяснение педагогом новой темы с элементами беседы.

Демонстрация слайдов(слайд №2)



Беседа.







Объяснение.
+ слайд №3







Беседа.











Рассказ.
+ слайд №4









































Демонстрация слайдов(слайд №5)







Беседа.







Объяснение.

















Объяснение +

демонстрация слайдов(слайд №6,7)







Объяснение + демонстрация слайдов(слайд №8)













Демонстрация слайдов(слайд №9)







Объяснение.




















Демонстрация слайдов(слайд №10)

















3 мин










2 мин





2 мин






2 мин








5 мин

































2

мин






5 мин


















3 мин










3 мин













3
мин






3 мин
















2 мин

Тема нашего сегодняшнего занятия «Загрязение окружающей природной среды».
Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.


Как вы думаете,что такое природная среда?

1) Все, что нас окружает.
2)Среда обитания животных и растений,их взаимодействие.



Термином природная среда чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.

Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?

1)Они могут дышать,передвигаться,размножаться.

2)Живые организмы умирают.

3) Способность реагировать на внешнее воздействие.

4) Живые организмы изменяются и усложняются.






Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.

ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы). В Российской Федерации ПДК устанавливается для каждого вредного вещества.

К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других — взвешенными частицами.

Внимание!

Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами экомобилей.



Загрязнение почв

Как вы думаете,от чего загрязняется почва?

1)От транспорта.

2)От промышленных предприятий.
3)От неправильного уничтожения веществ.

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды1, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.

Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсо-держащих   пестицидов,   которые   используются   для   предпосевного

1 Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Запомните!

Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.

Загрязнение вод

Автомагистраль (на 1500 м в обе стороны почвы загрязнены свинцом)

Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.

Внимание!

Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.


Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов.

Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).

Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды.

        Запомните!        

Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

(Рассказ учителя о воздействии предприятий,расположенных на территории Бековского района на окружающую среду.)


Физкультминутка

5

мин

Комплекс упражнений

1.И.п. 1 руки на пояс, 2 руки вверх, подняться на носки, 3 – 4 руки через стороны вниз, 5 выпад правой вперед, руки вперед, 6 и.п., 7 выпад левой вперед, руки вперед, 8 и.п., 9 прогиб назад, 10 и.п., 11 наклон влево, руки вверх, 12 и.п., 13 наклон вправо, руки вверх, 14 и.п., 15 присед, 16 и.п.


2.И.п. 1 руки вперед, пальцы в кулак, 2 руки вверх, пальцы разжать, 3 руки назад, согнуть в локтях, прогнуться, 4 и.п., 5 руки на пояс, 6 руки к груди, 7 руки к плечам, 8 руки вверх, 9 наклон влево, 10 наклон вправо, 11 наклон вдево, 12 и.п., 13 полуприсед, руки вперед, 14 и.п., 15 присед, руки к плечам, 16 и.п.






Закрепление(работа в группах.
Оборудование:листы белой бумаги,клей,кист,изображения.

6

мин


Разделить класс на группы.Каждой группе выдается комплект материалов.Задача каждой команды создать коллаж,в котором будут отражены те виды загрязнений,которые представлены в Бековском районе (с последующим объяснением).

Создаем выставку работ в кабинете ОБЖ.

Обсуждение.










Рефлексия.

5

мин


  1. Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду?

  2. Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания?

  3. Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?

  4. Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды?

  5. Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?
    Какое состояние окружающей среды в данный момент?Как влияет человек на окружающую среду-со знаком «+» или со знаком «-« ?


3.Домашнее задание

3 мин

Рисунок 1 выдается в виде раздаточного материала каждому ученику для вклеивания в тетрадь.
Составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания и их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в дневник безопасности, посоветовавшись предварительно с преподавателем ОБЖ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!