Дата: 08.11.2022г.
Тема урока: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет);
учить анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные;
Коррекционно-развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь, орфографическую зоркость;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Специальные: соблюдать рекомендации специалистов, нормы зрительной нагрузки, своевременную смену видов деятельности.
Тип урока: урок построения системы знаний
Оргмомент.
Словарная работа + минутка чистописания
Игра «Буква потерялась»
На карточках и на доске записаны слова:
Быстр…
ул…ца
к...рова
весел…
адр…с
- В этих словах «потерялась» буква. Вставьте нужную букву, поставьте ударение.
- Посмотрите на первую букву в каждом слове и назовите слово по вертикали.
- Сели ровно, тетради положили правильно. Записываем сегодняшнюю дату и вид работы.
8 ноября.
Классная работа.
- А урок мы начнем как всегда с «минутки чистописания».
- У вас в тетрадях индивидуальный показ. Как правильно пишется буква, которая у вас в показе показано на карточках, которые я вам раздала. Обведите пальчиком. Обратной стороной ручки. А теперь пропишите в тетради.
- Какую букву писал Дима? (З)
- Какую букву писала Даша? (А)
- Какую букву писала Алиса? (Г)
- Какую букву писал Макар? (Л)
- Какую букву писала Галахова Полина? (А)
- Какую букву писали Стёпа и Арина? (В)
- Какую букву писала Лера? (Н)
- Какую букву писали Саша и Соня? (А)
- Какую букву писала Полковникова Полина ? (Я)
- Какое слово получилось?
ЗАГЛАВНАЯ и слово «буква» от предыдущего задания.
- Так о чём же пойдет речь на нашем уроке? (о заглавной букве)
- Действительно, наш урок мы посвятим словам, которые пишутся с заглавной буквы.
- Ребята, вспомните, какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Как вы думаете, а чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
Работа по карточкам с дифференцированными заданиями
- Выполните задания, которые написаны на карточках.
1 уровень
- Как тебя зовут? Дайте полный ответ на вопрос, записав свою фамилию, имя, отчество.
(Галахова Полина, Литвинов Макар, Никифорова Валерия)
2 уровень
- Образуйте отчество и фамилию от имени Иван. (Попов Дима, Шишкин Степан, Елестратова Соня, Полковникова Полина, Плотникова Арина)
3 уровень
Образуйте отчество и фамилию от имени Сергей. Составьте и запишите предложение. (Гордиенко Саша, Худякова Алиса, Первых Даша)
- Давайте проверим! (дети читают задание и вариант ответа)
-Какой вывод можно сделать? (Фамилии, имена, отчества пишем с заглавной буквы и начало предложения)
Физкультминутка
- Немного поиграем.
Игра «Поймай словечко»
- Встаньте. Я буду называть слова. Если слово пишется с заглавной буквы, то вы один раз хлопаете, а если со строчной, то топаете.
(девочка, Елена, картина, Петрова, школа, Андреевич, Айболит, автомобиль, Карлсон, Сидоров, деревня, Фёдоров Федор Фёдорович).
- Сколько аплодисментов мы услышали в адрес заглавной буквы!
Продолжение по теме урока.
- Как вы думаете, а кроме имён, отчеств, фамилий есть ли другие слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
- Итак, давайте попутешествуем по нашему городу.
- Есть ли имя у нашего города?
- Имя города по-другому это его … (название).
- Бийск – бийск (на доске), какой вариант написания вы выбираете, почему? Запишите с красной строки название нашего города и поставьте запятую.
- На схеме есть улицы, но они без названия. Напишите в тетради название улицы, на которой вы живёте и поставьте запятую.
- Сделайте вывод, как же будем писать название улиц?
- В нашем городе протекает река. Как она называется?
- Как вы напишите слово Бия? Напишите в тетради название реки и поставьте запятую.
- Какая горная река течёт недалеко от нашего города? (Катунь). Какая река образуется при слиянии рек Бии и Катуни? (Обь)
- Что же вы узнали, путешествуя по городу?
- Не будем ограничиваться знаниями только о городе. Давайте отправимся в путь за новыми знаниями.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
(Ракете)
Физкультминутка для глаз.
«Космос».
- Ребята, как вы думаете, что можно увидеть из космической ракеты?
- А как называется планета, на которой мы живём?
- Как напишем слово Земля?
- Подумайте, а всегда ли слово Земля мы будем писать с заглавной буквы?
- Названия каких планет вы еще знаете?
- А какая планета уже не считается планетой?
Плутон - наиболее удалённая от Солнца планета. В 2006 году Плутон лишился статуса планеты. На сегодняшний день - это карликовая планета с номером 134340.
Работа по учебнику стр. 86, упр. 131
- Прочитайте.
- Кто запомнил, какую планету уже не считают планетой?
- Какое задание вы будете выполнять?
- Сделайте вывод, как же будете писать название планет?
- Это упражнение вы будете выполнять дома. Позже запишем в дневники.
- А знаете ли вы, кто первым побывал в космосе?
- Это были первые животные.
- Как их звали? (Белка и Стрелка)
- У людей имена, а у животных? (клички)
- Как пишутся клички животных?
- Запишите клички собак.
VIII. Итог урока + рефлексия.
- Вчера вы раскрашивали ракеты. Сейчас мы их запустим в «космос». Но ракета без командира не полетит. Давайте напишем имя командира корабля на борту ракеты.
- Если вы всё поняли, и у вас не осталось вопросов, то ваша ракета поднимается к самой верхней улыбчивой звёздочке. Если остались кое-какие вопросы, то ваша ракета поднимается пока к средней звёздочки. Если вы почти ничего не поняли и у вас очень много вопросов по этой теме, то ваша ракета долетит только до грустной звёздочки. Но мы устраним все пробелы в знаниях на следующих уроках и ваш корабль поднимется выше.
- Чему учились на уроке?
- Какие же слова мы будем писать с заглавной буквы?