СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Заглавная буква в именах собственных.Заглавная буква в географических названиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных и географических названиях, создать условия для осознания блока новой учебной информации.

Просмотр содержимого документа
«"Заглавная буква в именах собственных.Заглавная буква в географических названиях"»

Предмет «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».

1 класс  

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком…

К. Паустовский.

Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных и географических названиях, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах людей и кличках животных, формировать систему знаний о правописании заглавной буквы в названиях стран.

Развивающие: Развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографическую зоркость и фонематический слух.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.


Методы:

  1. Частично-поисковый.

  2. Объяснительно-иллюстративный.


Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися. Сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных, в географических названиях. Дети научаться видеть данную орфограмму, а также узнают Родину сказочных героев данного урока.



Оборудование:

  1. Выставка детских книг: К. Чуковский «Федорино горе», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Г. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Золушка», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

  2. Изображения литературных героев.

  3. Карточки для индивидуальной работы, для работы в парах.

  4. Мультимедийная презентация «Заглавная буква в словах».

  5. Выставка фотографий и детских рисунков с изображением домашних животных.



Ход урока:

Слайд 2.

  1. Мобилизация учащихся на урок.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и писать.


- Ребята, покажите мне свое настроение. Я надеюсь, что вы сохраните такое же настроение до конца нашего урока. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям . А девизом нашего урока сегодня возьмем слова (слайд 3): НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.



  1. Каллиграфическая минутка.


Мм Мм Мм Мм Мм

Миша Мария Мурзик Мухтар


- Что общего в написанных словах? Для чего нужны заглавные буквы?

- Разделите слова на группы.

- Найдите слово, где звуков больше чем букв ( Мария)

- Найдите слово, где согласные все твердые. (Мухтар)

- Спишите красиво.


Самооценка.


Рыбку ловят на пруду

Гномик Кре и гномик Ду

Помогите им скорей

Наловить плотвы, ершей.

Сколько красивых букв написали

Столько же гномики рыбок поймали. ( слайд 3)


  1. Сообщение цели и темы урока. Актуализация опорных знаний.

- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю (м, з, п, Б, н, ф) и объясните свой выбор.
- Определите тему урока, послушав стихотворение , которое прочитает нам Настя.

Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):


Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое,

имя улицы,

города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак.


Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Слайд 4. ( тема урока)


- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?

(Научиться писать большую букву в именах собственных).


Учитель предлагает отгадать загадки о литературных героях.


  • В одной веселой книжке

Живет смешной мальчишка.

Он многого не знает,

Учиться не желает. (Незнайка) Слайд 5.

  • Летает, но не самолет,

С пропеллером, но не вертолет,

Сладкое любит, но не медведь,

Любит на люстре он посидеть. (Карлсон) Слайд 6.

  • Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка) Слайд 7.

  • Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка) Слайд 8.

  • Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин,

Он зовется …(Пятачок) Слайд 9.

  • Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Федора) Слайд 10.



- Кто это такие? (Герои сказок)

Учитель обращает внимание детей на выставку книг с портретами писателей.



- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы:


(Н, н)езнайка, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка, (Ф,ф)едора.


- Почему выбрали заглавные буквы?

- Вспомните правило правописания имен людей.


Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.



(П,п)ятачок.

-Докажите, что это слово нужно писать с большой буквы (кличка животного)


Стихотворение шутка (читает ученик)

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка.

А ещё – два козла:

Сивка да Бурка!


-Почему стихотворение называется шуточным?

- «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?


Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.


собака Мурка

курица Буренка

корова Сивка да Бурка

кошка Жучка

жеребята Хохлатка


- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).


Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.


А сейчас, ребята оцените свою работу. Если вам работалось вместе хорошо, вы ставите смайлик с улыбкой, если … и т.д.)


- А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте запишем предложение о том, как вас зовут. А какая у вас фамилия?

(Вспоминаем правила записи предложения)

- как пишутся имена, фамилии , отчества людей.

Вывод:


Физкультминутка.


В темном лесу стоит избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке живет старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос – крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.


  1. Формирование новых ЗУН.


- Мы работали над правописанием имён собственных: имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы. Но есть ещё другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия. Что обозначают географические названия? (названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно на карте.


Работа в группах по картам.


- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.


- Прочитайте еще раз и сделайте вывод, как они пишутся.

- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы? (Название – имя страны)

- Дополните правило написания слов с заглавной буквы. Сформулируйте его.


Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.


Самооценка.

Если ваша команда разобралась и каждому все понятно, поставьте восклицательный знак,

если вы разобрались, но у вас есть вопросы поставьте плюс,

если вам многое непонятно поставьте знак вопроса.


  1. Осознание и осмысление учебной информации.


Учитель организует самостоятельную работу: каждому ученику предлагает прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных и названиях стран.


Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.

Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.

Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.

(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.

Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.

Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.

В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.


Самопроверка, самооценка. Волшебные линеечки.

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз) .

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где крыльцо и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.


  1. Закрепление опорных знаний.


Игра «Полубуковки».


- Какие буквы странные, совсем как иностранные.

- Расшифруйте название страны.


- Вспомните и расскажите правило о правописании названий стран.

- Напишите название нашей страны.


  1. Подведение итогов урока. Слайд


- Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке

я узнал…

я понял…

мне было интересно…

мне было трудно…


  1. Рефлексия.

- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, положите в корзину розовый цветочек.

- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, прикрепите синий цветочек.

- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, прикрепите оранжевый цветочек.

- Очень приятно, что преобладают красные и синие цветочки. Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.


- Спасибо за урок!

Приложение 1

Работа в статической паре

Задание: соединить линиями кого, как зовут.

Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в именах собственных.

собака Мурка

курица Буренка

корова Сивка да Бурка

кошка Жучка

жеребята Хохлатка



Приложение 2

Самостоятельная работа

Цель: Увидеть, насколько качественно дети усвоили тему, выяснение и исправление ошибок по теме.

Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.

(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.

Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.

Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.

В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.



Самопроверка и самооценка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!