СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загадки Истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие пробуждает интерес к истории, развивает эрудицию. 

Просмотр содержимого документа
«Загадки Истории»

Загадки истории

Цель игры: развивать интерес к истории своей Родины.

Образовательная задача: знакомство с историей Киевской Руси, жизнью и бытом русских людей.

Воспитательная задача: патриотическая воспитание, воспитание интереса к исторической науке, чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

Развивающая задача: развитие познавательной деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора учащихся.

Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы, работать с документами.

Учитель : история оставила много загадок, которые постараемся разгадать мы сегодня

(Команда : 6 человек, проходит к игровому столу. )

Задание на слайде. Угадать о ком идет речь:

– «Русский князь, выдающийся полководец. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу». (А. Невский)

– «Благодаря этому человеку мы знаем «Откуда есть пошла Земля Русская…» (Нестор).

Вопрос: Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее боевые слоны, конницы и колесницы. Что в черном ящике?

Ответ: шахматы

Уважаемые знатоки! Внимание, черный ящик.

Вопрос: То, что находится в черном ящике было изобретено в Китае, и было известно еще во времена Цинь Шихуанди. Этот предмет не был похож на современный и представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями, и она поворачивалась. Без этого прибора нельзя было выйти в море. Внимание, вопрос! Что в черном ящике?

Ответ: компас

В 1953 году одна американка зашла в крупный магазин Парижа, вынула из сумки флакон духов и разбила его об пол. Внимание, вопрос: С какой целью она это устроила?

Ответ:

Флакон большой, магазин крупный. Для того чтобы все люди, которые находятся в этом магазине, почувствовали, какой приятный аромат у этих духов, женщина их разбила и, соответственно, ну провела такую рекламную акцию. Показала всем, как хороши ее духи. Все почувствовали запах, прониклись тем, какой он приятный, а женщина достигла своего – прорекламировала продукт.

Послушайте строки из стихотворения Лермонтова «Бородино»:
«Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут».

Внимание, вопрос: Зачем драгунам нужны конские хвосты?

Ответ: конский волос защищал шею всадника от удара шашки. Шашка отскакивала от прочного хвоста. Это не только отличительный признак кавалерийских частей, но и способ предохранения всадника от удара.

Одна китайская легенда рассказывает о том, как четырехглазый Цан Дзе отправился в лес изучать следы животных и птиц. Внимание, вопрос: Что после этого придумал четырехглазый Цан Дзе?

Ответ: Четырёхглазый Цан Дзе изобрел иероглифы – китайскую письменность.

Вопрос: До наших дней дошла история, о том как английский моряк прислал своей матери ценный по тем временам подарок – заморский напиток. Мать пригласила гостей на изысканное блюдо. Она сварила весь продукт в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям гущу и , приправив сметаной, подала к столу. Этот напиток известен с древних времен .Впервые его стали пить в Китае. Позже он стал популярным напитком во многих странах, но поначалу выращивать и готовить его могли далеко не везде.

Ответ: чай

Этот продукт был не только лакомством, но и игрушкой. удивительный русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. … подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому.

Ответ: пряник

Самый тяжелый Тульский пряник весил 1 пуд (16 кг), а самый маленький испекли весом всего 50 грамм.

Уникальным Тульским пряником считался тот, форма для выпечки которого вырезалась и настаивалась 10-20 лет. Именно тогда в ней можно было выпекать пряник, но только один раз. Второй пряник, испеченный в этой же форме уже уникальным не считался. Один из таких уникальных пряников выпекли на коронацию Николая II. На самом прянике был изображен профиль самого царя

Кого или что Платон называл немым учителем?

Ответ: книгу.

С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он. Внимание, «Чёрный ящик»!

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Внимание, вопрос! Что лежит в «черном ящике»?

Ответ:Луковица.



Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространённое вещество на Земле.

Ответ:Вода.

Внимание, «чёрный ящик». В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. В чёрном ящике лежит одна из таких долговых книжек. Внимание, вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

Ответ: Календарь.

В чёрном ящике находится то, что на немецком языке обозначает «образец», на греческом – «папирус для письма». Они бывают географические, административные, политические, экономические – без них не могут обойтись школьники, путешественники, военные.

Что находится в чёрном ящике?

Ответ: Карта.



Вопрос задаёт учитель истории Коробова И.В. Внимание на экран! Перед вами уникальный архитектурный памятник древнерусского зодчества, который находится в России, в Карелии, на острове Кижи. Через одну минуту назовите предмет, который необходим при строительстве таких сооружений, но которое не использовалось при строительстве данного архитектурного памятника.

Ответ: Гвоздь.

Известно, что в 325 году завоеватели А. Македонского, пришедшие в Индию, описали это растение как траву, дающую мёд без помощи пчёл. Как его называют сейчас?

 Ответ: сахарный тростник.

В Древнем Египте красивыми считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, люди изобрели нечто, что  сыграло значительную роль в жизни человечества. Что изобрели?

Ответ: мыло

В прошлом веке можно было увидеть серебряные предметы с надписью: «Я здесь заснул». Сейчас они скромнее и изготавливаются из бумаги, ткани или синтетических материалов. Назовите предмет, внутри которого их чаще всего можно увидеть.

 Ответ: Книга (речь идет о закладках).

Он был лётчиком, в 1942 году его сбили, и самолёт упал в тылу врага. 18 суток пробивался он к своим. Ему ампутировали обе ноги, но он вновь стал летать. О нём написана книга и снят фильм. Кто это?

Ответ: Алексей Маресьев .

Уважаемые знатоки! Легенда гласит, что одна из жен вавилонского правителя Навуходоносора II очень тосковала по родным горам. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал построить в Вавилоне искусственные горы со специальными террасами для растений. А как мы сейчас называем то, что получилось в результате этой стройки?

Ответ: Висячие сады Семирамиды.

У древних греков этот праздник приходился на 21 июня; у римлян (до Юлия Цезаря) на 1 марта; в большинстве европейских стран в средние века – 25 марта. Когда этот праздник празднуем мы?


Ответ: Новый год мы празднуем 1 января.


Отгадайте русскую народную загадку: «Золотой и молодой за неделю стал седой. А денечка через два облысела голова». Что это?


Ответ: Одуванчик



2. Конкурс-поиск “Исторический следопыт”

1.Виды исторических источников - вещественные, письменные.

2.Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, – археология.

Командам зачитывается задача. После совместного обсуждения капитан команды дает правильный ответ. При отсутствии ответа от игроков болельщики “Совета консультантов” могут заработать дополнительный балл своей команде, правильно ответив на заданный вопрос.

Вопросы:

Пятно от костра

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда-то горел костер.

Ответ: Количество письменных источников ограничено, количество вещественных почти безгранично... Не только вещи, не только остатки жилищ и погребений, но и пятно от костра, оставленное человеком прошлого, может быть историческим источником.

- Наличие пятна от костра на месте стоянки древних людей свидетельствует о том, что первобытные люди, о которых идет речь в задаче, уже умели добывать и пользоваться огнем.

- Также можно определить, хотя бы приблизительно, по толщине пепла, долго ли жили на стоянке люди: день, год, сто лет или же больше.

- Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.



Остатки могильника

-кто захоронен (мужчина,женщина,ребенок, бедный,богатый)

- о наличии религиозных верований

- об обрядах захоронения

-о занятиях людей

Ухват

- для чего использовали

- из какого металла изготовлен

- на костре готовили пищу или в печи

- в каком веке появился

- первым какой народ использовал (как попал в эти места)

Детская глиняная игрушка(свистулька)

Что можно узнать?




3. Знаете ли вы что…

При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты?

Ответ: Копейками

Известно, что масса монеты в 1 коп. – 1 г., а масса монеты в 2 коп. – 2 г. Что дороже килограмм 1 – копеечных монет или килограмм 2 – копеечных монет?

Ответ: Одинаково


В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?

Ответ: Рубль.

Назовите, что находится в ящике

Жёлтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники.

Он украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее" (кстати, там он — единственный из всех конкретно названных самоцветов). Римский историк Тацит сообщает, что его привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). У ряда племен камень выполнял роль денег.

Ответ: Янтарь. Калининградская область.

 С каким металлом можно сравнить молчание? (Слово – серебро, молчание - золото)

 Что любят деньги? (Деньги счёт любят)

За доллары глупость не продашь. (За деньги ума не купишь).


Вот и подошел к концу урок «Загадки истории» . Я, надеюсь , что вы и дальше будете много читать , смотреть и слушать и задавать себе и другим много вопросов по истории и находить ответы… И наш с вами урок –это уже история. Желаю вам успехов и новых открытий!


В Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 26 июля 2013 года состоялось торжественное открытие памятника копейке 1612 года. Это - территория Спасо-Преображенского монастыря. Памятник создан по инициативе Ярославской торгово-промышленной палаты. Именно такого образца копейка выпускалась на временно открытом монетном дворе Ярославля в 1612 году во время оккупации Москвы польскими интервентами. Памятник, автором которого является скульптор Анатолий Смирнов, представляет собой символическое сочетание зубьев стены Ярославского музея-заповедника и Кремлевской стены. В верхней части памятника – изображен шлем русского ратника времен Смутного времени. В центре – копейка, которую можно вращать вокруг оси. На ней находится имя царя Федора Ивановича Рюриковича.Данный памятник, инициатором создания которого выступила Ярославская торгово-промышленная палата, подчеркивает значение ярославской копейки, как символа объединения страны. Копейки выпускались на временном ярославском монетном дворе в период нахождения здесь ополчения Минина и Пожарского весной-летом 1612 года. На ярославские копейки покупалось снаряжение для войска, провизия и фураж, выплачивалось жалование воинам.

Копейки 1612 года изготавливались из серебра размером 19х14 мм. Каждая серебряная копейка весила 0,48 г.

В результате хорошо снаряженное ополчение смогло одержать победу над польско-литовско-шведскими интервентами.

«Копейка является символом государственности, символом центра национальной освободительной борьбы. Историки полагают, что первый чекан не то, чтобы украли, а его мог сделать либо московский мастер, который оказался среди ополченцев, либо он был сделан в Москве и привезен».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!