Задание 9 ОГЭ
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
ОБОСОБЛЯЮТСЯ
1.Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению:
НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ
Я, утомлённый работой, едва добрёл до дома.
1.Определения перед существительными, не имеющие обстоятельственное значение:
Красавца, его замечали все.
Выглянувшее из – за туч солнце осветило степь.
2. Обособляются определения/приложения, которые стоят после главного слова – существительного:
2. Определения, входящие в состав сказуемого:
Он пришёл грустный и усталый.
Солнце, выглянувшее из – за туч, осветило степь.
3. Если используется инверсия (часто в поэтической речи):
Лесом частым и дремучим ехал всадник.
- Прилагательное с зависимым словом;
На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.
4. Если есть КАК = В КАЧЕСТВЕ:
Его знали как хорошего учителя.
- Распространённое приложение;
Лоцман, бравый старик, ждал нас у причала.
СТАВИТСЯ ТИРЕ
1.Если приложение находится в конце предложения:
Ночь облачная и туманная, окутала землю.
Пришёл ноябрь – месяц заморозков.
2. Если поясняющее приложение находится в середине предложения (также возможны запятые):
Румянец – признак волнения – покрывал его лицо.
3. Обособляются распространённые приложения и определения, которые стоят после имени собственного:
Багрицкий, известный русский поэт, использовал романтические образы.
3. Если есть приложение при однородных членах: Здесь были бабушка, Нина – моя сестра, мама и я.
Даша, в голубом платье, в кружевах, стояла у окна.
4. Обособляются определения с обстоятельственным значением – в любой позиции (добавочные вопросы: по какой причине? Вопреки чему?)
Отягощённые плодами, ветви ломались.
4. Если определение выражено инфинитивом (тире = а именно):
Я пришёл с одной целью – помочь тебе.
Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе.
5. Обособляются определения, отделённые от главного слова – существительного другими словами:
Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.
6. Приложение с союзом КАК + потому что, будучи, так как:
Отец мой, как человек осторожный, пока молчал.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОБОСОБЛЯЮТСЯ
НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ
1.Одиночные деепричастия с глагольным значением:
Шаги затихли, удаляясь.
1.Одиночные деепричастия со значением наречия (чаще – в конце предложения). (Как? Каким образом?)СИДЯ, СТОЯ, МОЛЧА, ШУТЯ, ПРИПЕВАЮЧИ, НЕ СПЕША):
Он любил читать лёжа.
Уходя, гасите свет.
Дремлют, качаясь, берёзы.
2. Фразеологический оборот (СПУСТЯ РУКАВА; СЛОМЯ ГОЛОВУ; НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ):
2. Деепричастные обороты обособляются ВСЕГДА!
Он сломя голову мчался на помощь.
Только понимая болезнь, мы можем избавиться от неё.
3. Оборот с предлогами «НЕСМОТРЯ НА», «НЕВЗИРАЯ НА»:
Несмотря на жару, вода в реке была холодной.
3. В СПП: в составе деепричастного оборота – слово «который» (запятая – только пред деепричастием):
Напротив была дверь, открыв которую можно попасть в сад.
4. Уточняющие обстоятельства:
Внизу, под горой, мы встретились.
- Времени (когда? Когда именно?)
Вчера, в полдень, мы встретились.
- Образа действия (как? Как именно?):
Он самоуверенно, почти с вызовом, оглядел собравшихся.
5. Деепричастный оборот = вводное сочетание: …, откровенно говоря, …
… , судя по всему, …
6. Иногда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, В СИЛУ, В СЛУЧАЕ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО СЛУЧАЮ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ ОТСУТСТВИИ: Вопреки решению отца, он согласился на участие в эксперименте.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
- Найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер того предложения.
- (1)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (2) Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (3)Они пошли вместе.
- 2
- Найдите предложение, осложненное обособленным согласованным распространённым определением . Напишите номер этого предложения.
- (1)У Коли Луковкина пропал аппетит. (2)Расхотелось читать. (3)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (4)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (5)Коля разглядывал их. (6)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (7)И тут дверь скрипнула. (8)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.
- 4
- Найдите предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами . Напишите номер этого предложения.
(1)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (2)Чем он живёт, что может его заинтересовать?
– (3)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.
(4)Я мотнул головой на полку с книгами. (5)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (6)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (7)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (8)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:
– (9)Стихов у тебя нет. (10)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?
- Найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер того предложения.
(1)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (3) Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет… (3) Пробовал сажать – одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.
- Найдите предложение с необособленным распространённым определением . Напишите номер того предложения.
- (1)И барельефы на темы каких то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (2) Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (3) Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (4) Встречались в ту пору такие… (5) На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (6) Бляха поменьше сияла на фуражке. (7) Парадно пышные усы были цвета фартука – такие же белые, словно старательно выстиранные.
- 5
- Найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.
- (1)Над уснувшим приволжским озером выглянула луна, огляделась и спряталась в облаках. (2) Шумно втянув воздух, лось поднял большую голову. (3) При лунном свете матовым серебром отливали его мощные рога, похожие на корону. (4) Особенно холодили струйки воды, стекавшие за воротник с краёв кепки.
- 2
- Найдите предложение с обособленными уточняющими членами. Напишите номер этого предложения.
- (1)Отец посмотрел на моё недоумённое лицо и добавил:
(2) – Да, бывают такие страшные обстоятельства, когда человека может спасти только смерть… (3) Не дай бог. Конечно!
(4) Он крепко – крепко прижал меня к себе, как будто хотел закрыть от какой – то страшной неизбежности.
(5) Я вспомнил этот разговор, когда в ноябре 1941 – го с отрядом ополченцев рыл окопы под Наро – Фоминском, совсем рядом с Москвой… (6) За моей спиной скорбно шелестел подрубленный лопатой куст шиповника… (7) Отец умер в тридцать девятом, но сейчас я чувствовал тепло его рук… и хотел было уже что – то сказать ему, как вдруг впереди закричали: «Танки!», и мы бросились в окопы.