СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 9 ОГЭ. Обособленные члены предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Задание 9 ОГЭ. Обособленные члены предложения" рассказывается о правилах обособления определений, обстоятельств, приложений. Дан не только теоретический, но и практический материал.

Просмотр содержимого документа
«Задание 9 ОГЭ. Обособленные члены предложений»

Задание 9 ОГЭ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Задание 9 ОГЭ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

ОБОСОБЛЯЮТСЯ

1.Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению:

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Я, утомлённый работой, едва добрёл до дома.

1.Определения перед существительными, не имеющие обстоятельственное значение:

Красавца, его замечали все.

Выглянувшее из – за туч солнце осветило степь.

2. Обособляются определения/приложения, которые стоят после главного слова – существительного:

2. Определения, входящие в состав сказуемого:

  • Причастный оборот;

Он пришёл грустный и усталый.

Солнце, выглянувшее из – за туч, осветило степь.

3. Если используется инверсия (часто в поэтической речи):

Лесом частым и дремучим ехал всадник.

  • Прилагательное с зависимым словом;

На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

4. Если есть КАК = В КАЧЕСТВЕ:

Его знали как хорошего учителя.

  • Распространённое приложение;

Лоцман, бравый старик, ждал нас у причала.

СТАВИТСЯ ТИРЕ

  • Однородные определения;

1.Если приложение находится в конце предложения:

Ночь облачная и туманная, окутала землю.

Пришёл ноябрь – месяц заморозков.

2. Если поясняющее приложение находится в середине предложения (также возможны запятые):

Румянец – признак волнения – покрывал его лицо.

3. Обособляются распространённые приложения и определения, которые стоят после имени собственного: Багрицкий, известный русский поэт, использовал романтические образы. 3. Если есть приложение при однородных членах: Здесь были бабушка, Нина – моя сестра, мама и я. Даша, в голубом платье, в кружевах, стояла у окна.  4. Обособляются определения с обстоятельственным значением – в любой позиции (добавочные вопросы: по какой причине? Вопреки чему?) Отягощённые плодами, ветви ломались. 4. Если определение выражено инфинитивом (тире = а именно): Я пришёл с одной целью – помочь тебе. Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе. 5. Обособляются определения, отделённые от главного слова – существительного другими словами: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 6. Приложение с союзом КАК + потому что, будучи, так как: Отец мой, как человек осторожный, пока молчал.

3. Обособляются распространённые приложения и определения, которые стоят после имени собственного:

Багрицкий, известный русский поэт, использовал романтические образы.

3. Если есть приложение при однородных членах: Здесь были бабушка, Нина – моя сестра, мама и я.

Даша, в голубом платье, в кружевах, стояла у окна.

4. Обособляются определения с обстоятельственным значением – в любой позиции (добавочные вопросы: по какой причине? Вопреки чему?)

Отягощённые плодами, ветви ломались.

4. Если определение выражено инфинитивом (тире = а именно):

Я пришёл с одной целью – помочь тебе.

Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе.

5. Обособляются определения, отделённые от главного слова – существительного другими словами:

Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.

6. Приложение с союзом КАК + потому что, будучи, так как:

Отец мой, как человек осторожный, пока молчал.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОБОСОБЛЯЮТСЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ 1.Одиночные деепричастия с глагольным значением: Шаги затихли, удаляясь. 1.Одиночные деепричастия со значением наречия (чаще – в конце предложения). (Как? Каким образом?)СИДЯ, СТОЯ, МОЛЧА, ШУТЯ, ПРИПЕВАЮЧИ, НЕ СПЕША): Он любил читать лёжа. Уходя, гасите свет. Дремлют, качаясь, берёзы. 2. Фразеологический оборот (СПУСТЯ РУКАВА; СЛОМЯ ГОЛОВУ; НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ): 2. Деепричастные обороты обособляются ВСЕГДА! Он сломя голову мчался на помощь. Только понимая болезнь, мы можем избавиться от неё.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОБОСОБЛЯЮТСЯ

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

1.Одиночные деепричастия с глагольным значением:

Шаги затихли, удаляясь.

1.Одиночные деепричастия со значением наречия (чаще – в конце предложения). (Как? Каким образом?)СИДЯ, СТОЯ, МОЛЧА, ШУТЯ, ПРИПЕВАЮЧИ, НЕ СПЕША):

Он любил читать лёжа.

Уходя, гасите свет.

Дремлют, качаясь, берёзы.

2. Фразеологический оборот (СПУСТЯ РУКАВА; СЛОМЯ ГОЛОВУ; НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ):

2. Деепричастные обороты обособляются ВСЕГДА!

Он сломя голову мчался на помощь.

Только понимая болезнь, мы можем избавиться от неё.

3. Оборот с предлогами «НЕСМОТРЯ НА», «НЕВЗИРАЯ НА»: Несмотря на жару, вода в реке была холодной. 3. В СПП: в составе деепричастного оборота – слово «который» (запятая – только пред деепричастием): Напротив была дверь, открыв которую можно попасть в сад. 4. Уточняющие обстоятельства: Места (где? Где именно?) Внизу, под горой, мы встретились. Времени (когда? Когда именно?) Вчера, в полдень, мы встретились. Образа действия (как? Как именно?): Он самоуверенно, почти с вызовом, оглядел собравшихся. 5. Деепричастный оборот = вводное сочетание: …, откровенно говоря, … … , судя по всему, … 6. Иногда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, В СИЛУ, В СЛУЧАЕ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО СЛУЧАЮ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ ОТСУТСТВИИ: Вопреки решению отца, он согласился на участие в эксперименте.

3. Оборот с предлогами «НЕСМОТРЯ НА», «НЕВЗИРАЯ НА»:

Несмотря на жару, вода в реке была холодной.

3. В СПП: в составе деепричастного оборота – слово «который» (запятая – только пред деепричастием):

Напротив была дверь, открыв которую можно попасть в сад.

4. Уточняющие обстоятельства:

  • Места (где? Где именно?)

Внизу, под горой, мы встретились.

  • Времени (когда? Когда именно?)

Вчера, в полдень, мы встретились.

  • Образа действия (как? Как именно?):

Он самоуверенно, почти с вызовом, оглядел собравшихся.

5. Деепричастный оборот = вводное сочетание: …, откровенно говоря, …

… , судя по всему, …

6. Иногда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, В СИЛУ, В СЛУЧАЕ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО СЛУЧАЮ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ ОТСУТСТВИИ: Вопреки решению отца, он согласился на участие в эксперименте.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ Найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер того предложения. (1)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (2) Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (3)Они пошли вместе. 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

  • Найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер того предложения.
  • (1)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (2) Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (3)Они пошли вместе.
  • 2
Найдите предложение, осложненное  обособленным согласованным распространённым определением . Напишите номер этого предложения. (1)У Коли Луковкина пропал аппетит. (2)Расхотелось читать. (3)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (4)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (5)Коля разглядывал их. (6)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (7)И тут дверь скрипнула. (8)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову. 4
  • Найдите предложение, осложненное  обособленным согласованным распространённым определением . Напишите номер этого предложения.
  • (1)У Коли Луковкина пропал аппетит. (2)Расхотелось читать. (3)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (4)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (5)Коля разглядывал их. (6)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (7)И тут дверь скрипнула. (8)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.
  • 4
Найдите предложение, осложненное  однородными обособленными обстоятельствами . Напишите номер этого предложения. (1)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (2)Чем он живёт, что может его заинтересовать? –  (3)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська. (4)Я мотнул головой на полку с книгами. (5)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (6)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (7)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (8)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо: –  (9)Стихов у тебя нет. (10)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал? 7
  • Найдите предложение, осложненное  однородными обособленными обстоятельствами . Напишите номер этого предложения.

(1)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (2)Чем он живёт, что может его заинтересовать?

–  (3)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.

(4)Я мотнул головой на полку с книгами. (5)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (6)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (7)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (8)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:

–  (9)Стихов у тебя нет. (10)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?

  • 7
Найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер того предложения.  (1)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (3) Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет… (3) Пробовал сажать – одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят. 3
  • Найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер того предложения.

(1)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (3) Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет… (3) Пробовал сажать – одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

  • 3
Найдите предложение с необособленным распространённым определением . Напишите номер того предложения. (1)И барельефы на темы каких то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (2) Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (3) Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (4) Встречались в ту пору такие… (5) На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (6) Бляха поменьше сияла на фуражке. (7) Парадно пышные усы были цвета фартука – такие же белые, словно старательно выстиранные. 5
  • Найдите предложение с необособленным распространённым определением . Напишите номер того предложения.
  • (1)И барельефы на темы каких то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (2) Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (3) Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (4) Встречались в ту пору такие… (5) На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (6) Бляха поменьше сияла на фуражке. (7) Парадно пышные усы были цвета фартука – такие же белые, словно старательно выстиранные.
  • 5
Найдите предложение с обособленным  обстоятельством . Напишите номер этого предложения. (1)Над уснувшим приволжским озером выглянула луна, огляделась и спряталась в облаках. (2) Шумно втянув воздух, лось поднял большую голову. (3) При лунном свете матовым серебром отливали его мощные рога, похожие на корону. (4) Особенно холодили струйки воды, стекавшие за воротник с краёв кепки. 2
  • Найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.
  • (1)Над уснувшим приволжским озером выглянула луна, огляделась и спряталась в облаках. (2) Шумно втянув воздух, лось поднял большую голову. (3) При лунном свете матовым серебром отливали его мощные рога, похожие на корону. (4) Особенно холодили струйки воды, стекавшие за воротник с краёв кепки.
  • 2
Найдите предложение с обособленными уточняющими членами. Напишите номер этого предложения. (1)Отец посмотрел на моё недоумённое лицо и добавил: (2) – Да, бывают такие страшные обстоятельства, когда человека может спасти только смерть… (3) Не дай бог. Конечно! (4) Он крепко – крепко прижал меня к себе, как будто хотел закрыть от какой – то страшной неизбежности. (5) Я вспомнил этот разговор, когда в ноябре 1941 – го с отрядом ополченцев рыл окопы под Наро – Фоминском, совсем рядом с Москвой… (6) За моей спиной скорбно шелестел подрубленный лопатой куст шиповника… (7) Отец умер в тридцать девятом, но сейчас я чувствовал тепло его рук… и хотел было уже что – то сказать ему, как вдруг впереди закричали: «Танки!», и мы бросились в окопы. 5
  • Найдите предложение с обособленными уточняющими членами. Напишите номер этого предложения.
  • (1)Отец посмотрел на моё недоумённое лицо и добавил:

(2) – Да, бывают такие страшные обстоятельства, когда человека может спасти только смерть… (3) Не дай бог. Конечно!

(4) Он крепко – крепко прижал меня к себе, как будто хотел закрыть от какой – то страшной неизбежности.

(5) Я вспомнил этот разговор, когда в ноябре 1941 – го с отрядом ополченцев рыл окопы под Наро – Фоминском, совсем рядом с Москвой… (6) За моей спиной скорбно шелестел подрубленный лопатой куст шиповника… (7) Отец умер в тридцать девятом, но сейчас я чувствовал тепло его рук… и хотел было уже что – то сказать ему, как вдруг впереди закричали: «Танки!», и мы бросились в окопы.

  • 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!