Задание №9 на ЕГЭ профильный уровень.
Задание 9. Найдите sin2a, если cosa = 0,6 и π
Решение.
Сначала распишем синус двойного угла, имеем:
.
Теперь выразим синус через косинус следующим образом:
и так как , то
.
Подставим полученное выражение в первую формулу, получим:
и вычислим его:
Ответ: -0,96.
Задание.
Найдите значение выражения
Решение:
Преобразуем подкоренное выражение числителя
3922 – 3882 = (392 – 388)(392 + 388) = 4·780 = 4·4·195
Тогда исходное выражение будет иметь вид:
Ответ: 4
Задание.
Найдите значение выражения
Решение:
Представим числа 63 и 175 в виде произведений 9·7 и 25·7, получим
, тогда получим
Ответ: 0
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Используя свойства логарифмов, преобразуем числитель и знаменатель:
Тогда получим:
Используя формулу перехода от одного основания логарифма к другому основанию, получаем:
Ответ: 3
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Используя свойства логарифмов, преобразуем числитель и знаменатель:
Тогда получим:
Используя формулу перехода от одного основания логарифма к другому основанию, получаем:
Ответ: 4
Задание.
Найдите значение выражения
Решение:
Ответ: 3
Задание.
Найдите значения выражения
Решение:
Представим число 49 в виде степени с основанием 9, получим 49 = 92,
тогда знаменатель дроби будет иметь вид:
494,6 = (92)4,6 = 99,2.
Используя свойства степеней, получим
Ответ: 343
Задание
Найдите cosα, если
Решение:
Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством:
sin2α + cos2α = 1.
Выразим из этого тождества:
cos2α =1 — sin2α
По условию, аргумент α принадлежит первой четверти числовой окружности, а в ней cosα 0. Получаем
Ответ: 0,5
Задание.
Найдите значение выражения
- 17√2·sin( - 450)
Решение:
- 17√2·sin( - 450) = — 17·√2·( - √2/2) = 17
Ответ: 17
Задание.
Найдите значение выражения 80,24·160,32
Решение:
Представим число 8 в виде степени с основанием 2, получим 8 = 23,
а число 16 в виде степени с основанием 2, получим 16 = 24.
Тогда исходное выражение примет вид
80,24·160,32 = (23)0,24·(24)0,32
При возведении степень в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают, тогда данное выражение будет равно
(23)0,24·(24)0,32 = 20,72·21,28
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают, получаем
20,72·21,28 = 20,72+1,28 = 22 = 4
Ответ: 4
Задание
Найдите cosα, если
Решение:
Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством:
sin2α + cos2α = 1.
Выразим из этого тождества:
cos2α =1 — sin2α
По условию, аргумент α принадлежит третьей четверти числовой окружности, а в ней cosα
Ответ: -0,5
Задание.
Найдите значение выражения
Решение:
Выносим за скобки общий множитель √32, получим
Воспользуемся формулой двойного аргумента
cos2α – sin2α = cos2α, получим
Ответ: — 4
Задание.
Найдите значение выражения
(√3 - √8)(√3 + √8).
Решение:
Используя формулу сокращенного умножения: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений, получим:
(√3 - √8)(√3 + √8) = (√3)2 – (√8)2 = 3 – 8 = — 5.
Ответ: — 5.
Задание.
Найдите значение выражения
Решение:
Преобразуем подкоренное выражение 11 — 6√2. Для этого воспользуемся формулой сокращенного выражения: квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения.
Тогда исходное выражение будет иметь вид:
3 — √2 + √2 = 3
Ответ: 3
Задание.
Найдите значение выражения
(√3 - √18)(√3 + √18).
Решение:
Используя формулу сокращенного умножения: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений, получим:
(√3 - √18)(√3 + √18) = (√3)2 – (√18)2 = 3 – 18 = — 15.
Ответ: — 15.
Задание.
Найдите значение выражения
24 · 73 : 142
Решение:
Представим число 14 в виде произведения 2·7, тогда степень произведения равна произведению степеней:
142 = (2 · 7)2 = 22 · 72
Используя свойства степеней, преобразуем данное выражение:
Ответ: 28
Задание
Найдите значение выражения
Решение:
По определению логарифма получим:
Тогда данное выражение примет вид:
Ответ: 14
Задание
Найдите значение выражения
Решение:
Представим радикалы, входящие в данное выражение, в виде степени с рациональным показателем.
Воспользуемся свойствами степеней с рациональным показателем, получим:
Ответ: 1
Задание
Найдите значение выражения
Решение:
По определению логарифма получим:
Тогда данное выражение примет вид:
Ответ: 14
Задание
Найдите значение выражения
Решение:
Воспользуемся тем, что произведение корней равно корню произведения и частное корней равно корню частного, получим
Ответ: 2
Задание
Найдите значение тригонометрического выражения
Решение:
Так как косинус — функция четная, то
cos(-π/4) = cos(π/4) = √2/2
Так как синус — функция нечетная, то
sin(-π/6) = — sin(π/6) = -1/2
Тогда исходное выражение принимает вид:
Ответ: — 23
Задание
Найдите tgα, если
Решение:
Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством:
sin2α + cos2α = 1.
Выразим из этого тождества:
cos2α =1 — sin2α
По условию, аргумент α принадлежит первой четверти числовой окружности, а в ней cosα 0. Получаем
Тангенс числа α — это отношение синуса числа α к косинусу числа α, т. е.
Подставим в это выражение значения синуса и косинуса:
Ответ: 5
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Разность логарифмов чисел равна логарифму частного этих чисел, поэтому:
Ответ: 2
Задание
Найдите значение выражения
Решение:
Воспользуемся тем, что произведение корней равно корню произведения и частное корней равно корню частного, получим
Ответ: 7
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Разность логарифмов чисел равна логарифму частного этих чисел, поэтому:
Ответ: 2
Задание
Найдите значение выражения
Решение:
Преобразуем данное выражение и воспользуемся формулой двойного аргумента, получим
Ответ: — 3,5
Задание.
Найдите значение выражения
Решение:
Преобразуем данное выражение, для этого вынесем за скобки общий множитель √27, получим
Воспользуемся формулой двойного аргумента cos2α = 2cos2α – 1, получим
Ответ: 4,5
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Сумма логарифмов чисел равна логарифму произведения этих чисел, поэтому:
Ответ: 2
Задание
Найдите значение выражения
Решение:
Представим радикалы, входящие в данное выражение, в виде степени с рациональным показателем. Воспользуемся свойствами степеней с рациональным показателем, получим:
Ответ: 11
Задание.
Найдите значение выражения
Решение:
Представим число 20 в виде произведения 4·5, тогда степень произведения равна произведению степеней:
20-3,9 = (5·4)-3,9 = 5-3,9·4-3,9
Тогда исходное выражение можно переписать в виде:
Используя свойства степеней, получим:
5-3,9·52,9·4-3,9·44,9 = 5-1·41 = 4/5 = 0,8
Ответ: 0,8
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Воспользуемся формулой двойного аргумента:
Тогда решение имеет вид:
Ответ: 19.
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Воспользуемся формулой двойного аргумента:
Тогда решение имеет вид:
Ответ: 11.
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Представим:
0,2 = 2/10 = 1/5 = (1/5)^(-1)
25 = 5^2
Тогда выражение имеет вид:
Воспользуемся формулами:
Получим:
Ответ: — 6.
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Представим:
2,5 = 25/10 = 5/2
0,4 = 4/10 = 2/5.
Тогда выражение имеет вид:
Представим: 2/5 = (5/2)^(-1).
Воспользуемся формулами
Получим:
Ответ: — 8.
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Воспользуемся формулой перехода от одного основания логарифма к другому основанию:
Получаем:
.
Тогда данное выражение примет вид:
Сумма логарифмов чисел равна логарифму произведения этих чисел, поэтому:
Ответ: 2
Задание. Найдите значение выражения
Решение:
Воспользуемся формулой перехода от одного основания логарифма к другому основанию:
Получаем:
.
Тогда данное выражение примет вид:
Сумма логарифмов чисел равна логарифму произведения этих чисел, поэтому:
Ответ: 1