СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами  Знаки препинания при однородных членах:  1) Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми. Нельзя считать однородными сказуемыми сочетания глаголов типа возьму и схожу, пойду посмотрю.  2) Если последний член ряда присоединяется союзами и, да, или, то запятая перед ним не ставится 

Просмотр содержимого документа
«Задание 15 ЕГЭ по русскому языку»

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами 
Знаки препинания при однородных членах: 
1) Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми. Нельзя считать однородными сказуемыми сочетания глаголов типа возьму и схожу, пойду посмотрю
2) Если последний член ряда присоединяется союзами и, да, или, то запятая перед ним не ставится 
3) Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух (и... и... и, да.., да... да, ни... ни... ни, или... или... или, ли... ли... ли, ли... или... или, либо... либо... либо, то... то... то, не то... не то... не то, то ли... то ли... то ли), разделяются запятыми. 
4) При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и). 
5) При двукратном повторении союза и (если число однородных членов — два) запятая ставится при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения. Но при отсутствии указанных условий запятая может не ставится. 
6) Однородные члены предложения, соединенные одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да в знач. «и»; или, либо) не разделяются запятой. 
7) При наличии между однородными членами противительного союза (а, но, да в знач. «но», однако, хотя, зато, впрочем) и присоединительного (а также, а то и) запятая ставится. 
8) При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и действует только внутри групп). 

Запятая в сложносочиненном предложении: 

1) Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим элементом:

  1. второстепенным членом предложения

  2. придаточной частью сложноподчиненного предложения

  3. поясняемой двумя частями сложносочиненного предложениия третья часть, предшествующей им и связанной с ними бессоюзной связью

  4. вводным словом, словосочетанием или предложением

  5. частицей (ограничительная, усилительная, выделительная)


2) Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

  1. соединительные союзы [и, да (в значении и), ни…ни]

  2. противительные союзы [а, но, да (в значении но), однако, же, зато, а то, не то, а не то]

  3. разделительные союзы (или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то)

  4. присоединительные союзы (да, да и, и притом, тоже, также)

  5. пояснительные союзы (а именно, то есть)


3) Запятая перед соединительным и разделительным союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав в качестве частей входят:

  1. вопросительные предложения

  2. побудительные предложения

  3. восклицательные предложения

  4. односоставные неопределенно-личные предложения (если предполагается один и тот же производитель действия)

  5. односоставные безличные предложения, имеющие синонимичные слова

  6. односоставные номинативные (или назывные) предложения


Точка с запятой в сложносочиненном предложении: 
1)Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой. 
 Тире в сложносочиненном предложении: 
1) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между частями перед сочинительным союзом вместо запятой ставится тире. 
2) Если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются односоставными номинативными (или назывными) предложениями, между частями, как правило, ставится тире. 
3) Иногда сложносочинённое предложение распадается на две смысловые части, между которыми ставится тире. 
4) Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа: Хотите свежих овощей — пожалуйста; хотите фруктов — и здесь отказа не будет.

Тестовые варианты для задания 15 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы


Пример 1:



Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. 
2) И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова. 
3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов. 
4) Дружба да братство дороже всякого богатства. 
5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.



Пример 2:



Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 
2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов. 
3) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 
4) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 
5)Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.



Пример 3:



Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Трилистник травяной можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам озёр. 
2) Павел I мог по совершенно незначительному поводу или откровенно клеветническому доносу жестоко расправиться с любым придворным. 
3) Геолог начинает поиски в боковых притоках реки или внимательно обследует склоны долин или изучает подножие горы. 
4) Грациозно закачаются гибкие концы папоротников и опять всё тихо. 
5) Итальянское искусство в XVII веке уже не было единственным и безоговорочным авторитетом и идеалом.



Пример 4:



Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали. 
2) Было сыро холодно и сумрачно. 
3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов. 
4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами. 
5)В небе носились как ласточки так и стрижи.



Пример 5:



Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Крестьяне разводили кур и уток и гусей. 
2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи. 
3) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья. 
4) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными. 
5) Пролив казался дорогой из тусклого золота и по ней неспешно дрейфовали парусники.



Пример 6:



Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) В передней врачи переговариваются на латыни и это придаёт их разговору ещё большую таинственность. 
2) Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия усталым путникам. 
3) Сама жизнь диктует художнику сюжет и композицию и краски. 
4) Она шестнадцать лет была классной дамой в институте благородных девиц и пользовалась исключительным уважением всего начальства. 
5) Больше указаний не последовало и Миша толкнул дверь в горницу.



Пример 7:



Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. 
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже. 
3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.. 
4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. 
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.



Ответы:

  1. 1,5

  2. 4,5

  3. 1,4

  4. 2,5

  5. 3,5

  6. 1,5

  7. 2,3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!