СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания Всероссийской олимпиады для школьников по русскому языку. Школьный этап 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного тура Вссероссийской олимпиады для школьников 11 класс с ответами.

Просмотр содержимого документа
«Задания Всероссийской олимпиады для школьников по русскому языку. Школьный этап 11 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Русский язык, 11 класс

2017-2018 учебный год

Школьный ЭТАП

Количество баллов: 98


Время выполнения работы – 3 часа

  1. Поставьте ударения в словах:

Договор, каталог, досуг, эксперт, приданое, ржаветь, усугубить, начать, откупорить, апостроф, жалюзи, мизерный, ходатайство, христианин.

14 баллов.

2. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы). (10 баллов)

Ажиотаж, альтернатива, баллотироваться, имидж, легитимный, презумпция, дислокация, дебаты, корректный, нонсенс.

10 баллов

3. Объясните значение фразеологизмов.

Подливать масла в огонь, вывести на чистую воду, играть первую скрипку, краеугольный камень, собаку съел, в ежовых рукавицах, давать голову на отсечение, ахиллесова пята, Тришкин кафтан, и в ус не дуть.

10 баллов

4. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

  1. Прост_раться, пал_садник, пренебр_жительно

  2. Прив_легированный, изв_нился, разв_вать ум

  3. Соед_нение, от_гощать, приор_тет

  4. Забл_стел, проб_раться, пост_лать

  1. балл.

5.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. Контр(адмирал), перекати(поле), мало(помалу)

  2. Бок(о)бок, крепко(накрепко), вице(адмирал)

  3. Контр(атака), точь(в)точь, виц(мундир)

  4. До(ныне), ниже(подписавшийся), трудо(день)

  1. балла.

6.В каком ряду во всех словах пишется двойная согласная?

  1. Криста_ный, га_ерея, апе_яция

  2. Ка_икатура, су_огат, те_аса

  3. И_играция, програ_ка, и_унитет

  4. Трёхто_ка, ю_ат, коло_ка

  1. балла.

7.В каком слове на месте пропуска пишется –НН-?

  1. работа выполне_а

  2. серебря_ый амулет

  3. дорожная плетё_ая корзина

  4. маринова_ые грибы

  1. балл.



8. Укажите, на месте каких цифр пишется е:

Н (1) разу н (2) растерявшись и н(3) смутившись н(4) при каком случае, он сумел найти выход из любой ситуации. Н(5) один путешественник н(6) мог сюда проникнуть.

3 балла

9.  Укажите слова с пропущенной буквой:

1) вое_начальник,

2) опас_ный,

3) по_скользнулся,

4) дерма_тиновый,

5) милост_ивый,

6) сверс_ник,

7) пору_чик,

8) кронштад_ский

9) юрис_консульт

10) интриган_ский             по 1 баллу



10.Укажите, в каком предложении употреблена неверная форма имени числительного.

  1. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.

  2. К двумстам граммам раствора добавьте воды.

  3. В его работе речь шла о трёхсот двадцати неучтённых минутах.

  4. Метель не утихала в течение трёх суток.

  1. балл.

11. Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание.

1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера;6) купить яблок- купить яблоков; 7) пара носок- пара носков; 8) пара чулок – пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители.

10 баллов


12.Укажите предложения, в которых выбрана неверная форма управления.

  1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно.

  2. Началась подготовка к проведению выборов.

  3. Согласно распоряжения, всем необходимо сдать отчёты к 25 ноября.

  4. Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились.

по 1 баллу

13.Укажите предложения, в которых допущены ошибки в использовании однородных членов предложения.

  1. Античное общество по сравнению с древневосточным было более открытым и несравненно более демократичным.

  2. Земля должна рассматриваться как некоторая замкнутая система, ресурс которой большой, но ограничен.

  3. Чтобы успешно работать с Интернетом, нужно знать правила поведения в сети и уметь ориентироваться во множестве доступных вам информационных серверов.

  4. Экологические проблемы носят уже столь глобальный характер, что могут рассматриваться только во всемирном масштабе и рассматривая Землю как целостную открытую систему.

2 балла

14. Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Измените порядок слов так, чтобы в нем не было ни одной запятой.

Издали тащилась еще колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

4 балла

15. Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1) Большинство нареканий связаны с задержкой зарплаты.

2) В пламени пожара погибли деревянные дом и флигель.

3) Отреставрированная музей-квартира поэта открыта для посетителей.

4) Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шло семеро косцов.

(по 1 баллу за правильный ответ)



Творческое задание

Проанализируйте текст с точки зрения используемых в нём изобразительно-выразительных средств. Объясните их роль в тексте. Определите стиль отрывка.


К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. В хуторе хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощённую внешней жарою землю уже засевали первые зёрна дождя.

Дуняшка, болтая косичками, прошла по базу, захлопнула дверцу курятника и стала посреди база, раздувая ноздри, как лошадь перед препятствием. На улице взбрыкивали ребятишки. Соседский восьмилеток Мишка, приседая на одной ноге, - на голове у него, закрывая ему глаза, кружился непомерно просторный отцовский картуз, - и пронзительно верещал:

- Дождюк, дождюк, припусти… (М.Шолохов) 30 баллов.





























































































Ответы:

1.ДоговОр, каталОг, досУг, экспЕрт, придАное, ржАветь и ржавЕть, усугубИть, начАть, откУпорить, апострОф, жалюзИ, мизЕрный ходАтайство, христианИн.

14 баллов



2. Ответ: ажиотаж – искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо; альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений; баллотироваться - выступать в качестве претендента на какую-либо должность; имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета); легитимный – законный; презумпция – предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное (презумпция невиновности); дислокация – размещение военных объектов, смещение; дебаты – прения, обсуждение вопроса; корректный – 1. вежливый, тактичный, учтивый; 2. правильный, точный; нонсенс - бессмыслица, глупость. (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова-10 баллов)


3.Ответ: подливать масла в огонь – какими-либо действиями, поступками обострять отношения, усугублять какие-либо настроения, чувства (отрицательные); вывести на чистую воду – разоблачить, уличить кого-либо; играть первую скрипку – выступать в качестве лидера; краеугольный камень– основа, основной принцип, главная идея, суть; собаку съел – приобрел большой опыт, основательные знания, стал мастером в каком-либо деле; в ежовых рукавицах – строго, сурово, в большой строгости; давать голову на отсечение – с полной уверенностью утверждать что-либо, уверять в чем-либо; ахиллесова пята – слабая сторона, наиболее уязвимое место; Тришкин кафтан – непоправимое, безвыходное положение, когда устранение одних недостатков влечет за собой возникновение новых, и в ус не дуть – не обращать никакого внимания на что-либо, ни о чем не беспокоиться.

(по 1 баллу за правильное толкование фразеологизма-10 баллов)


4. 4. (1 б.)

5. 1. (2 б.)

6. 3. (2 б.)

7.4 (2 б.)

8. (2, 3, 6) (3 б.)


9. Ответ: 6) сверстник, 8) кронштадтский. (по 1 баллу за слово – 2 балла)

10. 3 1 балл

11. ИнженерЫ; килограмм помидорОВ 3)докторА, рота солдат, шоферЫ, купить яблок, пара носкОВ, пара чулок, тонна апельсинОВ, учителя – учители. (по 1 баллу за слово – 10 баллов)

12. 1,3,4 3 балла

13. 2,4. 2 балла

 

14. Издали тащилась еще колясчонка, пустая, влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

Издали тащилась еще влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью пустая колясчонка.

(по 2 балла за предложение – 4 б.)

15. 1) Большинство нареканий связано с задержкой зарплаты.

3) Отреставрированный музей-квартира поэта открыт для посетителей.

4) Когда он прошел несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шли семеро косцов.

(по 1 баллу за правильный ответ)


Творческое задание. (30Б)

Модель ответа.

В данном отрывке даётся образное описание грозы. Автор использует эпитеты (бурая туча, взлохмаченный ветром Дон, сухая молния, грозно чернело); метафоры (палила молния, давил землю гром, степь молчала, землю засевали зёрна дождя и др.); сравнение (как лошадь перед препятствием). В тексте есть разговорные слова (холодком, столбище, взбрыкивали ребятишки, верещал и др.), некоторые из них содержат эмоционально-оценочные суффиксы. Слова баз, левады относятся к диалектизмам. Глаголы движения (кидался, колесил, преследовал, хлопали, спешили, колыхался, вертелся, кружился) сообщают изложению динамичность и экспрессию. Указанные особенности характерны для языка художественного произведения.



Итого 98 баллов

1 место – 88-98 б.

2 место – 87-77 б.

3 место – 76-66 б.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!